Odessa DailyНовостиОбщественный Совет

Общественный совет при Одесской ОГА: Обращения граждан — на особом контроле!

Odessa Daily

22 августа 2013 в 07:46

В рамках социальных инициатив Президента Украины Виктора Януковича, его «Диалога со страной», обращениям граждан уделяется особое внимание

Общественный совет при Одесской ОГА: Обращения граждан — на особом контроле!

Как отметил губернатор Одесской области Эдуард Матвийчук, Программа Президента Украины Виктора Януковича «Диалог со страной» имеет свое продолжение в Одесской области и должна всячески поддерживаться.

В Общественном совете при Одесской ОГА также считают, что обращения граждан всегда должны оставаться в зоне пристального внимания для последующего реагирования и принятия конкретных решений. Председатель Общественного совета при Одесской ОГА Тамила Афанасьева неоднократно делала акцент на том, что прямой диалог людей по тем проблемам, которые существуют, дает возможность оценить отношение людей к власти, к ситуациям, которые происходят в регионе и очень важно отслеживать эти проблемы и искать пути их решения.

Что же такое «обращения граждан», каковы они, как их трактует украинское законодательство?

— Граждане Украины в своей повседневной жизни сталкиваются с необходимостью обращаться по тем или иным вопросам в учреждения, организации, органы власти и т.д. Право на обращения является одним из конституционных прав граждан Украины. В частности ст.40 Конституции Украины гласит: «Все вправе направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок». Закон Украины «Об обращениях граждан» регулирует вопрос практической реализации гражданами Украины, предоставленного ст.40 Конституции Украины, права вносить в органы государственной власти, объединения граждан в соответствии их уставом предложения об улучшении их деятельности, изобличать недостатки в работе, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Закон обеспечивает гражданам Украины возможность участвовать в управлении государственными и общественными делами, улучшать работу органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций независимо от форм собственности, отстаивать свои права и законные интересы и восстанавливать их в случае нарушения, — поясняет председатель подкомитета по вопросам социальной политики Общественного совета при Одесской ОГА Валентина Кузнецова. 

Валентина Кузнецова рассказывает, что, согласно ст.3 Закона Украины «Об обращениях граждан» под обращением граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы. К обращением граждан законом предъявляются определенные требования, а именно: оно должно быть адресовано в организацию, учреждение или орган власти, к компетенции которого относится решение поднятых в обращении вопросов; в обращении должны быть указаны фамилия имя отчество обращающегося, адрес его места проживания; изложена суть поднятых в обращении вопросов; письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты (ст.5 Закона Украины «Об обращениях граждан»). 

— В целом обращения граждан согласно ЗаконуУкраины «Об обращениях граждан» можно разделить на три группы: предложение (замечания) — обращения граждан, где высказываются советы, рекомендации относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также выражаются мнения относительно урегулирования общественных отношений и условий жизни граждан, усовершенствования правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и иных сфер деятельности государства и общества; заявление (ходатайства) — обращения граждан с просьбой о содействии в реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов либо сообщения о нарушении действующего законодательства или недостатков в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц, а также высказывания мнения относительно улучшения их деятельности. Ходатайство -  письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод и тому подобное; жалоба — обращения с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, объединений граждан, предприятий, должностных лиц, — говорит Валентина Кузнецова. 

Каковы существуют сроки рассмотрения обращений граждан?

Как поясняет Валентина Кузнецова, обращения рассматриваются и решаются в срок не больше одного месяца от дня их поступления (ст.20 Закона Украины «Об обращениях граждан»), а те, которые не нуждаются в дополнительном изучении, — безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации либо его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, которое предъявило обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти дней. По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения может быть сокращен относительно установленного настоящей статьей срока. 

Обращения граждан, которые имеют установленные законодательством льготы, рассматриваются в первоочередном порядке.

Если в нарушение этих требований Закона письменного ответа о результатах рассмотрения обращения не направлено, тогда, как правило, полностью проигнорировано также восстановление и/или защита определенных нарушенных прав или свобод заявителя.

В частности ст.15 Закона «Об обращениях граждан» четко указывает, что руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, обязаны не только объективно и своевременно рассматривать обращения граждан, проверять изложенные в них факты и сообщать о результатах рассмотрения, а также принимать решения и обеспечивать их выполнение. 

Ввиду таких обстоятельств, в действиях руководителя или должностного лица предприятия, учреждения, организации усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.212-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях, а именно: «... несвоевременное предоставление информации в случаях, когда такая информация подлежит предоставлению на запрос гражданина в соответствии с Законом Украины «Об обращениях граждан».

Именно на вышеизложенных обстоятельствах следует основываться при обращении с жалобой в органы прокуратуры, ссылаясь при этом на ст.ст.15, 18, 29 Закона Украины «Об обращениях граждан», ст.ст.12, 20 Закона Украины «О прокуратуре», ст.212-3, п.11 ч.1 ст.255 Кодекса Украины об административных правонарушениях. 

В резолютивной части жалобы необходимо просить:

Рассмотреть по существу жалобу в определенные законодательством сроки; составить протокол о совершении должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ст.212-3 КоАП, и направить данный протокол в суд для дальнейшего привлечения этого лица к административной ответственности за совершенное им правонарушение; принять меры прокурорского реагирования относительно обязательства органа и должностного лица рассмотреть обращение, принять решение и обеспечить его выполнение; о результатах рассмотрения жалобы уведомить письменно.

Анатолий Андреев 

Источник: www.odessit.ua

Метки: обращения граждан

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100