Odessa DailyМненияПорошенко и другие проблемы Украины

Леонид Штекель: Майдан и философия большевизма

Odessa Daily

30 января 2019 в 12:05
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

К сожалению, политические уроки истории никто не хочет учить. Все уверены, что именно с них начался ход истории, и все, что было раньше – это никому не нужно.

Леонид Штекель: Майдан и философия большевизма

Я помню, когда я впервые еще в Омском политехе прочитал Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», эта книга стала для меня, в какой-то степени, «Откровением». Сейчас то я понимаю, что это произошло во многом из-за моей наивности и советского воспитания. Вообще, кстати, когда мне говорят, что они были такие умные, что, мол, на них советская пропаганда не действовала, мне становится смешно. В СССР даже самые ярые антисоветчики, которых я знал, были почти насквозь пропитана советской пропагандой. Но сейчас разговор не об этом.

В этой книге мне запомнился один эпизод. Один из большевиков, объясняя Джону Риду суть Октябрьского переворота, говорит, что большевики планирует установить систему самоорганизации, самоуправления, и вообще, каждая община будет жить своей самостоятельной жизнью. Разумеется, в отличие от царского произвола бюрократии.

На фоне той советской суперцентрализациии, которую я знал на собственном опыте, эти слова одного из большевиков накануне восстания показались мне просто нелепыми и безграмотными.

Нужно было прожить жизнь, чтобы понять, что все не так просто.

Вовсе не один из большевиков, разговор с которым сохранил Джон Рид, думал так. Если внимательно почитать рассуждения большевиков до Октября, дневники, записки, даже статьи Ленина, то нигде не будет вырисовываться то фанатичное и беспощадное поклонение бюрократии, которое большевики реализовали на практике. Если отталкиваться от имперской бюрократии, то бюрократия большевиков превосходила имперскую в разы и по численности, и по некомпетентности. Что так блестяще и беспощадно показано, например, в «Дьяволиаде» Михаила Булгакова. Но почему это произошло?

Как теперь я понимаю, главная причина большевистской бюрократии – в твердом намерении ее идеологов привести всех людей к «всеобщему счастью», независимо от того, что хотят и как к этому относятся сами люди.

Именно в этом главная система большевистской философии.

Большевики верили (насколько искренне была эта вера – разговор особый), что они несут «счастье» людям. Но люди этого «счастья» не хотели. И именно поэтому все формы самоорганизации, самоуправления исключались на корню. Нужна была целая система «принуждения людей к счастью». Так и возникла советская бюрократия.

Эта бюрократия коренным образом отличалась от имперской бюрократии.

Во-первых, принципиальным являлся вопрос не профессионализма бюрократа, а его публично доказанная верность идее «счастья». Именно поэтому большевистская бюрократия изначально была крайне непрофессиональна, и эта проблема со временем только обострялась.

Во-вторых, «построение счастья» есть процесс настолько всеобщий, что уже с первых дней правления большевиков бюрократы стали контролировать, ну, абсолютно все сферы жизни. Имперская бюрократия, которая стремилась оптимизировать систему управления, по возможности старалась ограничить свою сферу деятельности вопросами компетентности. Для большевиков такой проблемы не существовало.

А что же Майдан?

А все дело в том, что как только Майдан решил строить новую Украину путем принуждения несогласных – он неизбежно пошел по пути большевиков. Например, Петр Порошенко отказался принимать закон о местных референдумах, так как «на нем могли решаться вопросы сепаратизма». На самом деле это чушь: достаточно просто ограничить сферу вопросов местного референдума. Но сама идея, что центральная власть может позволить людям самостоятельно решать местные вопросы – сама идея вызывала неприятие у Петра Порошенко и его команды. Я много говорил с представителями его команды на этот счет.

К сожалению, патриотические движения не осознали, что ставка на принуждение населения, во имя самых замечательных идей, неизбежно приведет к тотальной бюрократизации страны. А ведь именно бюрократизация Януковича, прежде всего стала толчком к росту протестных настроений, и в конечном счете, породила Майдан. Но выводы ник то не хотел делать.

На фото кадр из гениального, но абсолютно лживого фильма Сергея Эйзенштейна "Октябрь" 1927 года. Так творились мифы истории. 

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100