Odessa Daily Афиша Одессы Одесские художники
«Раз, два, три... замри!» О выставке работ Владимира Ковтуна. Фото
Odessa Daily
7 декабря 2012 в 18:04

К открытию выставки работ Виктора Ковтуна в галерее арт-центра "Кандинский"
Стол, стул, комод, этажерка.. Зачем так длинно? Мебель, одним словом. Ну а мебель - это, в первую очередь, устойчивость и стабильность. Стоит на одном месте и никуда не двигается. Надежно. И уже мебельные дизайнеры думают, как сделать ее необычной - украшают, или же, пытаясь немного ее «расшевелить», создают похожей на живые существа (к примеру, стулья в виде животных и насекомых).
Только вот не оживает такая мебель. Как была неповоротливой, так и осталась - только полускульптурой эдакой стала. Ну не получается вдохнуть в дерево жизнь. Однако одному мастеру это удалось. А все потому, что имярек понимает: буквальным воспроизведением окружающего мира ничего в этом деле не добьешься.
Что первое приходит в голову, если мы узнаем, что гарнитур из стола и стульев называется «Балерина»?
Стол и стулья его работы, на первый взгляд, самые обычные. Но если присмотреться, понимаешь, что название «Балерина» оправдано. Их ножки, сделанные из металла, изящно касаются пола под небольшим углом. А перекладины, держащие спинки стульев, немного наклонены влево. И кажется, что стол застыл как раз перед очередным «па», а стулья наклонились в легком реверансе. И непонятно - то ли стол превратился в балерину, то ли несчастная балерина вдруг стала деревянной (плохо танцевала, наверное).
К следующему его творению - комоду - долго присматриваться не нужно, чтобы понять: что-то не так. Эта работа мгновенно разрушает стереотип,что «крыша» комода - это дополнительная полочка. Потому что у этого крыша явно «съехала». Да и весь комод - одна сплошная перспектива, его низ тоже не параллелен полу. Ну а счастливого обладателя никто не упрекнет в мещанстве, потому что поставить на этот комод вазочку с цветами и статуэтки не получится.
Автор действует очень тонко: подмечая принцип движения того или иного существа или явления, он изменяет форму, не раскрывая полностью содержания, но помогая зрителю понять его.
Например, кофейный столик по имени «Паук» совсем не стоит на восьми отвратительных волосатых лапках, а выглядит очень даже прилично. Четыре слегка расходящиеся шоколадного цвета ножки, соединенные желтым квадратом, ну а сверху - стекло. Однако если выдвинуть все четыре маленьких желтых ящичка (кстати, тоже асимметрично смещенных), то он действительно становится слегка разъезжающимся и очень напоминает жука.
В этих работах много движения. Кажется, что как только отворачиваешься от них, стол, стул, комод начинают шевелиться. Но если вдруг повернешься к ним лицом - сразу замирают, и порой в самых нелепых и неудобных, но таких изящных и настоящих позах.
Ну и напоследок - рама для картины. Здесь ключевое слово - «для картины». Только вот видевшие эту раму художники захотели написать картину «для рамы».
Вот такой парадокс, которым, кстати говоря, сама рама и является. Потому что ну уж слишком конкретная вещь - прямоугольник - превратилась в абстрактную и неординарную.
Виктор Ковтун не пытается «одеревянить» животное, насекомое или человека. Он оживляет дерево, металл, стекло. Само по себе отражение окружающего мира при создании мебели - наверняка тоже достижение и мастерство. Но такой способ не оставляет возможности додумать, дофантазировать. Куда интереснее намеки и недосказанности. Очень важно передать содержание и принцип. Это куда сложнее, когда работаешь с таким понятием, как мебель. Ведь шаг влево, шаг вправо - здесь слишком «твердые» рамки. Мебель должна быть функциональной и удобной, ведь она - не скульптура.
И все-таки создателю этих работ удалось оживить свои творения и даже одарить их возможностью вдохновлять других. При этом здесь не победа содержания над формой, а скорее их творческий союз. Быть может,именно на это и намекал дизайнер,оставляя рисунок забавных цветных ромашек (свой логотип) внутри ящичков, а не снаружи.
Я бы назвала автора в некотором смысле фотографом. Ведь он показывает одетый в дерево момент - именно момент, а не конечный результат. И доходит в создании мебели «до самой сути». Благодаря этому кажется, что его мебели можно заглянуть в душу. Приходите, и убедитесь, что это возможно.
Екатерина Ши
Odessa Daily