Odessa DailyАфиша ОдессыОдесские художники

Doodle not only for Google

Юлия Жаркова

9 июня 2017 в 13:24

Наша совместная с Лилей Климовой выставка открылась в конце мая в экспериментальном центре современного искусства на Чайной фабрике. Хочу добавить, что это - пространство свободы, и видимо единственное в Одессе. Нет ограничений, что можно выставлять, а что нет. Потому было интересно. Так вот, мне б хотелось чтобы на открытии присутствовала моя мама. Не только потому, что день её памяти почти совпал с датой открытия – но и потому что она бы, вероятнее всего, радовалась… Моим достижениям и новаторским работам Лили.

Doodle not only for Google

Когда-то свой первый перформенс я делала в 19 лет. Моя мама, будучи потомственным художником и в те годы куратором первого в Украине музея современного искусства, была в восторге от моих идей, от огромных листов ватмана с рисунками, но недовольна была тем, как я все неловко организовывала. Но ведь я была тинейджером, а теперь я – взрослая тётя.

Однако ей бы (снова добавлю неопределенности) понравилась в первую очередь не только организация проекта, что важно – но и то, чего я достигла в области графических скетчей, и в цельности идей для инсталляций, и в общем цветовом и композиционном решении. В том, что два автора на одной площадке вполне гармонично сочетаются. Почему я это всё говорю?
Мне пока что не хватает объективной оценки, не сиропно-ласкательной и не вздорно-тенденциозной. Хотя вполне адекватные отзывы я услышала.

Моя семья была тесно связана с искусством и самое важное понимание моего творчества для меня было связано с моими самыми близкими людьми.
Старший брат Сережа мог бы правильно и объективно что-то сказать – но он сейчас не в Одессе. И даже не выходит в интернет.

Мой отец, будучи по образованию философом и переводчиком, совершенно не разбирался в современном искусстве. Он считал его помойкой. Просто даже бы наверное не пришел на наше открытие!

Однако я почти на все сто уверена в маминой положительной реакции. И мне это согревает сердце.

А теперь все ж возымею совесть и скажу пару слов о выставке.
Первоначально нас зажгла сама идея чемодана как галереи. По типу галереи «Пальто» - но чемодан – это не отсылка к эксбиционизму, как у Саши Петрелли, а отсылка к скитаниям, к путешествиям, к мирку, который определяет владельца чемодана. И так далее.
Но тут еще вот что.
Чемодан – это нечто не главное, а то, что попадает в область бокового зрения. И так родилась наша идея сделать нечто изначально периферическое. Как почеркушки, рисунки на полях, которые художник выбрасывает, не придавая значения. Слово «doodle» в английском означает «почеркушки», «каляки-маляки».
Однако в контексте гугла дудл уже немного меняет свой первоначальный смысл. Он значит некое празднование. «Святкування», более точное определение на украинском – некое освящение, освещение - события, персонажа, явления.
Лиля выставила вещи, связанные с интернетом, и можно усердно рыться и найти что-то от феминистских идей, однако там – рефлексия на тему клише и мемов, застрявших в обществе, например, что «жена должна все время быть интересна мужу, УДИВЛЯТЬ его». Так родилась инсталляция «я твой фейсбук» - жена должна превратиться в фейсбук, чтобы постоянно удивлять искушенный мозг мужа.
Её коллажи – многослойны по смыслу и по форме и отправляют лично меня прямиком в фильмы Жана-Пьера-Жене. Мой любимый - это "Эрос, танатос и какое-то чмо". Хотя чебурашка-пикапер тоже западает в душу.

Работа «Блогерша и лайки» - живое преломление образа едва ли не каждой второй барышни, которая оценивает себя и мир по количеству лайков.

Чемодан с зубами, с корабликами, с латунными музыкальными инструментами - по правде говоря, мне они все кажутся, помимо смыслового наполнения, киногеничными.

Моя часть – это яды и драгоценности из трактовок символов буддизма. Три яда – невежество, страсть и гнев. И три драгоценности – очищение разума, созидание добра, не причинение зла (еще есть трактовка – «останавливать зло»). Итак, свинья означает невежество, павлин – страсть, змея - гнев. В первом чемодане – знаменитый «человек-свинья», граффити, знакомое многим живущим в Одессе, и нити разума, цветные проводки в голове, замусоренные ненужной информацией. В чемодане со «страстью» - те самые «красные туфельки» из сказки Андерсена, которые сводили с ума их обладательниц. Но и не только туфельки – в чемодане припасен и чаёк, чёрный чай с добавкой «passion fruit» (фрукт страсти).
В третьем чемодане, помимо спасенной из мусорки битой посуды (спасибо Лиле) – раздраженный кот, которому не дают возможности повеселиться на дискотеке (там прикреплен маленький диско-болл).
Над ядами – портреты людей-драгоценностей. Это довольно известные кино- и литературные герои, олицетворяющие соответствующие добродетели.
Есть еще большие проволочные мухи со скетчами (нашла свои рисунки, которые хотела выбросить). На крыльях этих насекомых – изрисованные бумажные обрывки.
Вообще в мусоре есть та расслабленность и отсутствие пафоса, которое редко встретишь в том, что делается «специально для выставки», «лучшее из лучших».
Мне очень симпатична позиция художников Кроликовских, которые «играют в искусство», «играют в музыку», ну и в философию, и в фотографию – именно это все лишено тяжких потуг, которые автор проделывает, СТАРАЯСЬ быть лучше чем обычно. Как сказал Гёте: «Повысь каблук на тысячу вершков, надень парик с мильоном завитков – ты – это только ты – не что иное».

Юлия Жаркова


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100