Odessa DailyАфиша ОдессыОдесские художники

Последний взгляд на взгляды Лизы Коваль К завершению выставки Лизы Коваль в Арт-центре

Odessa Daily

10 декабря 2012 в 09:01

Фотография существует в Украине уже более 170 лет. Первая мастерская в Одессе появилась в 1840 году, уже через 27 лет в Харьковском музее был учрежден отдел фотографии, которую тогда уже рассматривали, как высокое искусство, достойное быть на стенах музеев. Сегодня в 2012 году в Одессе, также, как и в иных музейных центрах Украины, таких отделов нет.

Последний взгляд на взгляды Лизы Коваль  К завершению выставки Лизы Коваль в Арт-центре

Фотография существует в Украине уже более 170 лет. Первая мастерская в Одессе появилась в 1840 году, уже через 27 лет в Харьковском музее был учрежден отдел фотографии, которую тогда уже рассматривали, как высокое искусство, достойное быть на стенах музеев. Сегодня в 2012 году в Одессе, также, как и в иных музейных центрах Украины, таких отделов нет.

Одесситы очень плодотворно работали в области прославления родного города в области фото искусства Р. Фреодорович в Афинах и Ж. Райль Париже, Готлиб Б. и В. Чеховский в Женеве и Лондоне получали награды во третьей четверти 19 века. Сегодня эти города продолжают быть столицами фото искусства. Но среди призеров нет одесситов. Больно. Одессит Готлиб получил награды в Брюсселе, и Лондоне в 1888 и 1889 годах. Одесса в фотоискусстве блистала в Европе, имела шанс стать центром фото искусства в Империи, но не использовала этот шанс.

Прошло 100 лет

И свежий Блеск фото искусства уже заметен. Одновременно в Одессе открылось несколько выставок фотохудожников вовсе разных, просто удивительно непохожих друг на друга - Александра Синельникова, Леонида Сидорского и конечно же Лизы Коваль.

Выставка Лизы Коваль в галерее Арт-центр «Кандинский» – событие в многочисленных одесских фото выставках. Возможно, это начало процесса, когда одесская украинская школа фотографии станет событием в мире современного искусства. Одесские зрители не видели таких полотен фотографов ни по своей величине, не по силе воздействия на зрителя. Это скульптура в фотографии. Модели Лизы Коваль, уже давно сложившегося фотохудожника, а скорее фототворца, скорее всего, друзья автора, но без сомнения все они подобраны и собраны ею харизматической и смелой Лизой Коваль в один проект, в одно видение эстетики, не только человеческого тела, но и человеческого Я. А Я - для Лизы Коваль, это, прежде всего, свобода.

Сама Лиза Коваль- личность яркая, контрастная, с большим пониманием замысла уже сделанного, и перспективного. Лиза Коваль - это художник в фотографии, к чем и стремиться фото искусство, его тот сегмент, который связан с постановочной фотографией.

Она выбирает моделей, делает грим, выставляет их, и только после этого делается технический удар. Но самое важное для Лизы Коваль - художника- это то, что она в последствие, уже при просмотре материала обращается к замыслу, иногда его кардинально меняя, а порой оставляет прежнем. Черно-белая фотография Лизы Коваль я - это явление не только в истории фотографии Украины, это, прежде всего проект того сегмента искусства, который в Украине принято называть contemporary art.

Сегодня скульптура тел на фотографиях Лизы Коваль- это графика 21 века, Сегодняшние техника графического искусства сместилась в сторону фотографии, коллажа живописи и фотографии, множества смешанных техник, которые уже имеют свою историю, а некоторые из них только рождаются.

Хотелось обратить внимание все же на замысел фотохудожника, на построение ряда не только самих тел и поз моделей, но и прежде всего роли тени, как отдельного элемента, в работах Лизы Коваль на выставке в арт-центре «Кандинский». Тень играет роль отдельного персонажа в нескольких произведениях данного цикла, Она активна, она делает моделей более живыми, осязаемыми, а песок сыпучим и колючим. На работе, где тело находится в горизонтальном положение по отношению к дереву – это и есть шедевр, как вполне обыденной идеи о бренности тела, и уже расколовшегося дерева, но две совершенно разные фактуры на полотне, являют удивительное единство. 

Прекрасные девушки и величественные скалы также соизмеримы – это шелк гладкого идеального тела младости и вечности скал, с ее бугристостью, шероховатостью, Это как сюрреализм – сочетания не сочетаемого

Тела мужественных атлетов – это скульптура идеала, того, который запечатлен в бронзе и мраморе, а сегодня – на фотографии Лизы Коваль. Это Атланты сегодняшнего мира, и нам надо думать, что греческие идеалы на произведениях Лизы Коваль, вовсе украинские, наши, это объединяет нас с общеевропейской культурой, которой сегодня поглощено украинское contemporary art.

Проект уже осуществлен, ее видели, воспринимали, критиковали, хвалили. Его уже видели не только близкие друзья автора, он состоялся. Это явления и страница в истории фотографии Одессы, Украины. Это проект, который хотят видеть в Европе, чувствовать горячий одесский песок, и наступить ногами на колкие кристаллы соли уже почти иссохшего легендарного лимана. Художники Одессы, увидевшие работы Лизы Коваль в Арт-центре «Кандинский» воспринимали ее работы, как живопись, мужскую, рельефную, важную. Фотографы были более критичны. Но они все видели то, что ново для Одессы, что должно стать перспективой в будущей истории развития украинской фотографии – а  именно проект Лизы Коваль в Одессе в ноябре и декабре 2012 года.

Глазова А., историк искусства.

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100