Odessa Daily Мнения Порошенко и другие проблемы Украины
Леонид Заславский («Чорноморські новини»): ТЕПЕРЬ НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ ТАК, КАК ЖИЛИ РАНЬШЕ
Odessa Daily
21 декабря 2018 в 10:07Стремление поместить современную Украину в авангард исторического процесса объяснимо. Это наша родина, как не быть ей в центре всего и впереди всех? Но реальность такова, что ежедневно щелкает патриотов по носу. И при каждом щелчке надо помнить: главная задача — не потерять равновесие. Больше четырех лет это удается. Но удается с трудом.

НЕ ПРОИЗОШЛО НИЧЕГО НЕОЖИДАННОГО
В 91 году мало кто мог предсказать последствия краха СССР. Но то, что дерибан советской империи не пройдет мирно, уже тогда было очевидно. Вооруженная междоусобица разрывала республики Югославии, пугали примеры Карабаха и Приднестровья. Беловежские соглашения, к сожалению, не устранили, а только отсрочили развитие событий по югославскому образцу. А Содружество Независимых Государств (СНГ) стало не инструментом мирного развода, а наскоро наложенной повязкой, под которой гноились раны.
Дальновидные строители нового мира в нашей стране уже в 91 году были уверены, что в будущем войны за реальную независимость нашей страны избежать не удастся. И вероятней всего это будет война с северо-восточными «братьями». Недаром перед принятием присяги Украине командный состав вооруженных сил бывшей Советской Армии иногда тайком, а иногда открыто опрашивали о готовности воевать с Россией.
К началу 92 года если у кого-то из политиков и сохранялись иллюзии о возможности мирного развода двух самых крупных советских республик, то они быстро исчезли после отказа командования бывшего Черноморского флота СССР в полном составе перейти под флаг Украины (что предусматривалось Беловежскими соглашениями). Всё стало еще ясней в мае 92 года после принятия резолюции Верховным Советом России. В ней передача Крыма в УССР в 1954 году объявлялась «не имеющей юридической силы».
Пока у власти были «отцы Беловежья», они пытались смягчить остроту потенциальных конфликтов, не давали перерасти им в военную конфронтацию. Но с российской стороны, а иногда и с украинской, всегда находилось немало желающих помахать перед соседом кулаками. И часто обострение российско-украинских отношений политики использовали в узко партийных целях или для поднятия собственного авторитета во время избирательных кампаний.
Российским радикалам, однако, в течение 90-х годов не удалось довести дело до военного столкновения. А Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией от 31 мая 1997 года давал, казалось, возможность разрешать межгосударственные проблемы и споры, возникающие между двумя государствами, цивилизованным путем. 1 апреля 1999 года «Большой договор» вступил в силу. 1 апреля 2019 года «Большой договор» свою силу утратит. Украинская сторона не продлит его действие на следующие десять лет.
Правда, правовой цивилизованный путь, основанный на двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, оборван был на пять лет раньше нашими, как принято теперь выражаться, партнерами. Это произошло в феврале 2014 года, когда Россия захватила, а впоследствии аннексировала Крым.
ИНЕРЦИЯ МИРНЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
Сказанное выше напоминает некролог. И действительно является некрологом в том смысле, что российское нападение на Украину похоронило последние надежды на мирное завершение распада СССР. (Разумеется, если такие надежды еще оставались после нападения России на Грузию в августе 2008 года.) Оживить надежды 90-х вряд ли удастся. Украине и не только Украине надо учиться жить в состоянии жесткого противостояния с Россией, как бы это противостояние ни называлось — просто войной, гибридной войной, перманентной агрессией или как-то еще. Причем, учитывая соотношение сил, нашей стране не приходится рассчитывать на скорую победу, улучшение межгосударственных отношений или мир в обозримом будущем.
В предвоенной или в военной обстановке теперь живут во многих странах мира. Расходуют немалую часть средств налогоплательщиков на военные нужды. Сокращают расходы на социальные программы. Временами ограничивают права и свободы граждан, гарантированные конституциями. В полной мере насладиться мирной или относительно спокойной и сытой жизнью удалось лишь населению Запада в первые два десятилетия после конца первой холодной войны. Имеется в виду, что теперь началась вторая.
Инерция двух мирных десятилетий теперь не позволяет цивилизованным странам вернуться к полувоенной обстановке второй половины ХХ века, не дает мобилизовать силы для сдерживания агрессии, как это в свое время сделали США, возглавив НАТО и направив по плану Маршалла экономические ресурсы в Европу для противодействия коммунизму.
Европе оказалось удобно жить под американским ракетно-ядерным зонтиком, добиваясь в рамках мирного сосуществования и детанта экономических привилегий как от СССР, так и от США. И когда обстоятельства изменились, европейцы не захотели отказаться от привычных выгод. Требования США (а не Трампа, как ошибочно утверждают) увеличить военные расходы, а также поступиться интересами большого бизнеса у руководства ведущих стран Евросоюза вызывает неприятие и даже протесты.
В этом смысле показательна история строительства газопровода Северный поток – 2. Пуск его не только нанесет удар по бюджету Украины и украинской ГТС. Не только позволит Путину привязать к себе Европу экономически и политически. С большой вероятностью это событие приведет к расширению российской агрессии на запад. Против тех, кто отстаивает свои сиюминутные выгоды. Но призывы руководителей восточноевропейских стран, резолюции Конгресса США, Европарламента, Парламентской Ассамблеи Совета Европы пока не действуют. Газопровод продолжают строить. Как говорится, на свою голову.
Инерция прошлой относительно мирной жизни господствует, к сожалению, и в нашей воюющей стране. Противодействие, а затем выхолащивание в Верховной Раде президентского указа о введении военного положения (по сроку действия и по территориям) показало, что наши законодатели не осознают полностью опасностей, грозящих Украине. А реальную войну понимают, как часть избирательной кампании.
Но война ни в США, ни в Европе, ни в Украине не является частью, а тем более содержанием выборов. На войне гибнет не электорат, а солдаты и их командиры. Об этом полезно напомнить гражданам и политикам, которые днем и ночью гадают, кто станет следующим главой нашего государства.
Курсив наш. Редакция Odessa Daily не согласна с некоторыми аспектами статьи Леонида Заславского, в частности мы совершенно иначе оцениваем введение военного положения и роли президента Трампа. Но публикуем материал Леонида Абрамовича без изменений.
Источник: www.facebook.com
Odessa Daily