Odessa Daily Мнения Порошенко и другие проблемы Украины
Леонид Штекель: Право личности, право нации и Третье искушение Христа
Odessa Daily
16 мая 2019 в 11:33Несколько дней назад я опубликовал на своей странице в Фэйсбуке цитату столь любимого мною Булата Окуджавы:
«Мы строили противоестественное, противоречащее всем законам природы и истории общество и сами того не понимали. Более того, до сих пор по-настоящему степень этой беды мы не осознали. Правда, мы весьма легко и многословно на эту тему рассуждаем, но я чувствую, что это, скорее, дань очередной моде, мы все еще не хотим глубоко разобраться в том, что с нами произошло, во что мы превратились. Мы по-прежнему не умеем уважать человеческую личность, не умеем видеть в ней высшую ценность жизни, и пока все это не будет у нас в крови, ничего не изменится, психология большевизма будет и дальше губить нас и наших детей. К сожалению, она слишком сильна и разрушительна и необыкновенно живуча».
Как ни странно, но не было НИ ОДНОГО комментария, в котором автор не согласился бы с Булатом Окуджавой. Вы скажите, почему «странно»? Ведь, казалось бы, мысль Булата Окуджавы вполне очевидна, даже я, посмел бы сказать, банальна. Да, пока мы говорим взагали, без привязки к нашим проблемам, мысль покажется вполне банальной и очевидной. Но стоит нам привязать к этому рассуждению Булата Окуджавы реальный контекст, и, как говорили герои «Москва слезам не верит»: «Кажется, вечер перестает быть томным».
Давайте вспомним президентскую избирательную кампанию и «мовный» закон. Вся программа Петра Порошенко «Армія, мова, віра». О каком праве личности здесь вообще идет речь? Только об одном: подчиниться большинству, ходить строем, верить в «Великий и Могучий Утес». (Для тех, кто забыл – братья Стругацкие, «Попытка к бегству»).
Когда об этом говорят чиновники и люди, зависимые от власти – тут вопросов нет. Но если человек, называющий себя «общественным активистом», считает, что имеет моральное право растоптать личность своего оппонента, то неизбежно возникает вопрос: во имя каких целей действует этот человек? Ведь общественная деятельность всегда исходила из права личности. Без уважения к правам личности общественная деятельность не стоит и выеденного яйца.
В Одессе символом дерибана является, по мнению «общественных активистов», «пророссийский мэр» Геннадий Труханов. Авторы этих лозунгов как бы говорят о том, что главное в Геннадии Труханове - именно его «пророссийская» направленность. А я вот прочитал, что в одном из городов Украины страшно, возможно, смертельно избит журналист, который говорил о «дерибане» представителя «Свободы» в данной городской администрации. Да и я сам, например, считаю, что «дерибан» Геннадия Труханова и в подметки не годится «дерибану» Петра Порошенко.
Так с кем и во имя чего борются «общественные активисты»? И на чью поддержку они рассчитывают?
Никто не собирается спорить с тем, что одесская мэрия и горсовет «по полной программе» «дерибанят» город. Что стратегически мы на полном ходу идем к возможной техногенной катастрофе в силу жадности, никчемности и непрофессионализма одесской власти. Но проблема ведь в том, что именно киевская власть отдала им наш город на разграбление и освободила их от контроля общества. Что именно Порошенко отдал команде Геннадия Труханова Одессу. Мы все вместе за почти тридцать лет сделали так (в том числе, в силу собственного бездействия), что без Киева ничего хорошего в нашем городе в принципе сделать невозможно. В принципе. А если перемены в стране не будут опираться на права личности, то НИКОГДА ничего не изменится вообще.
«Мовний» закон – это прямое воплощение фразы Булата Окуджавы в нашу жизнь. Разумеется, для его авторов – это единственная возможность остаться в политике: их воровство, их бездарность, их жадность и их наглость могут быть забыты на волне противостояния сторонников и противников этого закона. Без него Петр Порошенко на свободных выборах для своей партии и десяти процентов не наберет. И неизбежная ответственность за совершенные грехи могла бы настичь его рано или поздно. А так он сумеет забрать голоса у маленьких партий, и вновь станет значительной фигурой в политике, которую очень трудно призвать к ответу за преступления.
Понимают ли «общественные активисты», что «мовный» закон в наших условиях - сродни Третьему искушению Христа. Искушению «верой» и «властью»: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё» (Лк. 4:6-7).
Но вся власть и вся вера не заменят им «права личности».
Odessa Daily