Odessa Daily Мнения Порошенко и другие проблемы Украины
Леонид Штекель: История с награждением Жванецкого и гражданское общество нашего города
Odessa Daily
10 марта 2019 в 12:07«Раб тоже может быть героем, Но все ж останется рабом». Юрий Нестеров
Спор о награждении Михаила Жванецкого российским орденом за заслуги третьей степени просто захлестнул одесскую часть украинского Фэйсбука. Казалось бы, сказано уже все, и все-так, на мой взгляд, вся глубина проблемы так и не была вынесена на поверхность. И именно поэтому я решил потратить время и сформулировать свое видение этой, без сомнения, трагедии нашего города.
Сразу хочу сказать, что я сейчас не являюсь особым поклонником Михаила Жванецкого. Я помню свое безумное восхищение им в годы Перестройки. На мой взгляд, Михаил Жванецкий один из величайших «певцов» эпохи «застоя». Именно эта эпоха стала апофеозом его творчества. Его поразительный стиль литературно-эстрадного гротеска – плоть от плоти эпохи «застоя». И Перестройка, как упоительная и трагическое завершение этой эпохи стала вершиной его творчества.
И именно тогда свершилось его триумфальное возвращение в Одессу, откуда он был, фактически, изгнан местной провинциально-местечковой антисемитской властью. И его триумф смотрелся как истинное торжество Справедливости. Да, да, именно так, с большой буквы.
Но дальше все пошло по-другому. Мне думается, главная причина этого, что изначально гротеск Жванецкого был рассчитан на мир, где есть Мы и Они. Мы – это «Народ», Они – это Власть. Но это время ушло. Мы разбились на тысячи групп, они – на сотни кланов, все перепуталось, перемешалось. И все пропитано реками крови. Гротеск Жванецкого уже был слишком интеллигентным для нового мира.
На мой взгляд нынешний гротеск говорит языком «Рабфака» - Александра Елина & Александра Семенова:
«Крови, крови, я требую крови
Зажарьте мне правильный стейк на огне
Истина больше не в красном слове
А в красном мясе и красном вине»
Впрочем, это лишь мое личное мнение.
Михаил Жванецкий превратился в живой памятник Перестройке, при этом медленно сместился на периферию культурной жизни постсоветского пространства. И только, пожалуй, в Одессе, в русскоязычном Израиле, в русскоязычной Америке он остался он остался символом Особого мнения «Нас». При этом Михаил Жванецкий сохранил идеи и символы своей молодости, в отличие от очень многих бывших звезд СССР и Перестройки, которые постарались приспособиться к новой российской действительности. Он регулярно весьма едко высмеивает российскую власть и, с точки зрения, российского патриотического быдла – он откровенный враг – русофоб. Поэтому нет ничего удивительного в том, что его награждение российский интернет встретил хором негодующих криков. «За что, батя его наградил?!».
Вообще награждение Михаила Жванецкого по российской системе наград – это цирк. В таком возрасте если уже награждают человека, имеющего столь громкую биографию, то награждают, как минимум Второй степенью. Ведь больше наград уже не будет, эта последняя, с которой будут хоронить. Но здесь решились наградить самым меньшим -- Третьей.
Почему его наградили вообще? Наши «доморощенные патриоты», конечно, уверены: чтобы в очередной раз «пнуть» Одессу и Украину. Разумеется, это глупость. Украина уже давно перешла на периферию российской политики. Никакой опасности нынешняя Порошенковская Украина России Путина не представляет. Неудобство – да, проблему – нет. Награда явно сделана исходя из российской ситуации: это чисто ритуальное действо. И, конечно, чтобы не создавать самим «новых героев» оппозиции. Все-таки имперская бюрократия нашей провинциальной может дать сто очков форы.
Когда критики этого решения топают ногами и приводят пример западных интеллектуалов, отвергших награды Путина, то они забывают, что Михаил Жванецкий живет не на Западе, а в России. Россия остается, как, впрочем, и порошенковская Украина, чисто бюрократическим государством. Положение человека в стране очень четко определяется его иерархическим статусом. Даже известный писатель без статуса – никто. Когда тебе 85 – это очень тяжело.
Станет ли Михаил Жванецкий от этого более «ручным»? Думаю – нет! И полемика в российском интернете очень показательна.
Впрочем, главный вопрос этой статьи – не сам Михаил Жванецкий. Я читаю гневные филиппики в адрес Жванецкого и думаю: неужто Михал Михалыч виновен в том, что ни одна из обещанных реформ в Украине не сделана? Или в том, что Украина уверено заняла место самой нищей страны Европы? На мой, вероятно, извращенный взгляд, даже если бы Михаил Жванецкий униженно просил на коленях у Путина этот орден (чего, разумеется, и близко не было), то он был бы гораздо меньшим врагом Украины, чем наши судьи, наши силовики и чиновники, и, тем более, наш Президент. Порошенко и его камарилья, кроме всего прочего, уничтожили гражданское общество, которое расцвело в Украине во время Майдана. У нас, по большому счету, больше нет гражданского общества, дамы и господа, давайте говорить откровенно. Это не гражданское общество осуждает Михаила Жванецкого, это идет обычная у нас, увы, охоты на «чужих».
Мне на память приходят страшные стихи Юрия Нестерова:
«Но отчего же половодьем
Вослед победе в той войне
Война со сталинским отродьем
Не прокатилась по стране?»
И если говорить о «миграции» нашего «гражданского общества», то я вспоминаю первые робкие попытки 2014 года запретить гастроли того или этого певца. Уже тогда у меня возникло ощущение, что не к добру это. Не дело гражданского общества запрещать песни, книги, фильмы. Даже из самых высоких побуждений. Запреты всегда и везде рождают холопов. Рабов! Увы, действительность оказалась страшнее. Наше гражданское общество само загнало себя в гетто. И своими руками забор поставило. И замок повесили не чиновники, а мы сами.
Да, список тех, кто не может приехать в Украину далеко превзошел «темники» и Кучмы, и Януковича. А стало ли в стране меньше произвола? А можно ли получить защиту и справедливость в суде? А охраняют ли нас наши силовики?
Украинская власть строит новую Украину, которая ничем, кроме языка не отличается от путинской России. Клятва войной, общий долг, права государства требовать от гражданина быть его холопом – все в точности совпадает, только очень провинциально-местечково. Нынешние остатки гражданского общества борются за верность государству. Большинство тех, у кого было собственное дело своей жизни, своя профессия и свой выбор – ушли. Ничего удивительного в этом нет: свободный человек не будет бороться за верность бюрократическому государству. Майдан боролся за Честь и Свободу.
Odessa Daily