Odessa Daily Афиша Одессы Одесские художники
Кто нащупает Артерию? Мэйби Святой Валентин?
Юлия Жаркова
31 марта 2015 в 10:16В общем, идея куратора в том, что валентинки - вполне себе такие арт-месседжи. И еще небольшое отступление. В недавнем интервью куратор этой и других выставок в "Артерии", Роман Громов, сказал, что он бы хотел больше аргументированной критики своих проектов.
Так что написанное далее думаю должно быть ценным для него и других, хотя и возможно резковатым. Итак, валентинки. Главный, мой любимый арт-месседж на этой вставке был камень. Довольно увесистый. К нему прилагался текст. "Стиль Сергея Ануфриева, типа как он создавал свои инсталляции секунд за 11 - шапка-невидимка, например, но камень все ж меньше поцарапал рецепторы..." - хохотнули какие-то отделы моего мозга. Понравилась подушка с вышитым крестиком женщиной-бомжом по имени Валентина - это из весьма удачной серии работ Леры Фокиной. Свежо. Видеоарт - идущие-бредущие и пластилиновая принцесса тоже в общем-то вполне. Хороший такой видеоарт. Ну вот на чем сердце успокоилось. А как-то расстроила преподаватель живописи Алина Гордиенко с ее эммм.... Ну да, простите, все верно - с мужскими минетами, эдак небрежно, как бы стилизованно под рекламу... Все эти фаллосы и вагины в больших количествах на выставке наводят на мысль что художники как будто решили хором отвязаться в пространстве не просто галереи, а музея. Как будто им сказали "фас", и их понесло... Это вот когда подросткам в совке запрещали скажем смотреть порно, они ждут-не дождутся пока предки свалят и давай упиваться запрещенным. А вот в Японии все смотрят везде хентай - в метро, в коридорах учреждений, на улицах, и в этой стране меньше всего изнасилований, оказывается. Официальные данные. Но в целом тут всеобщий тупик, в котором почему-то принято толочь то, что якобы современно и якобы искусство. Ведь еще 20 лет, если не боле, тому назад, было немало статей в художественных журналах здесь и за рубежом, в которых ставился вопрос нечаянного и огорчительного сходства искусства 21 века с рекламой. Даже и конца 20 века. Не в смысле поп-арта и разных форм постмодернизма. А в том, что искусство стало как хороший плакат, агитка, давить на самые первостепенные зоны восприятия человека, вызывая реакции вплоть до сильнейшей физиологии. В этом была его беспомощность, ибо это как если в споре люди переходят сначала на крик, а потом на мордобой. А истину в споре так и не находят, хоть бы и любой спор, как сказал классик - "это поиск истины". Затем, несмотря на вздохи критиков, современное искусство метнувшись в какие-то бледонопозитивные формы концептуализма и между прочим порой довольно удачно - перешло в более устойчивые новообразования, о которых даже Пелевин сказал "смесь порнушки, чернушки и насилия". И это стало такой этикеткой, способом конъюнктуры под вывеской "современное искусство". Может это просто очередной мах маятника, дошедший до своего нижнего пика. Это в плане художественной ценности. В Артэрии Нины Кибрик ребята проводят акции, концерты, например с участием 90-летней бабуси, зажигают техно с этносом. У нас, в Одессе, in my humble opinion, молодые художники Франсуаза Оз и Богдан Перевертун, задали хорошую свежую ноту камертона актуального искусства в Одессе, породив свой космический ренессанс, интересный и полноценный как отдельная философия. Видимо, на долю любвеобильного и терпеливого Святого Валентина пришлась пиковая точка максимального цинизма и обесценивания одесского современного искусства - а выставка в одесской "Артерии" отразила это подобно лакмусовой бумажке. Так что те, кому данный проект разбил сердце, ждут Ренессанса... Пусть настанет здесь весна во всех смыслах... В Одессе.
Юлия Жаркова