Odessa DailyАфиша Одессы

Церемония Закрытия: субъективное послевкусие

Ирина Лобусова

20 июля 2015 в 15:26

В церемонии Закрытия кинофестиваля всегда есть привкус грусти. Так повторяется каждый год. Праздник закончен. Все разъедутся до следующего лета. 18 июля в Фестивальном дворце ( театре Музкомедии- вне фестиваля), состоялась церемония Закрытия, на которой были вручены награды победителям. Всех, кто с нетерпением следил за главной интригой, ждали и разочарования, и открытия.

Церемония Закрытия: субъективное послевкусие

Надо сказать сразу- праздник удался. Кинофестиваль был необычайно интересным и ярким. Недаром многие событием культурной жизни в Одессе номер один по праву называют именно кинофестиваль. Дни, полные фейерверка кино, необыкновенных ощущений и незабываемых встреч, остаются в памяти как драгоценные воспоминания в течении всей жизни, не только целого года. И в те часы, когда кинофестиваль подходит к концу ( увы, все когда- то обязательно заканчивается, даже самое хорошее), поневоле начинаешь испытывать светлую грусть, грусть от того, что праздник уходит прочь, и начинаются самые обыкновенные будни.

Но до этого окончания, до последней точки обязательно должен быть финал. И этим торжественным, необходимым финалом является церемония Закрытия.

 В этом году именно на Закрытие фестиваля собралось намного больше людей, чем на Открытие.  Это чувствовалось и по количеству приглашенных гостей, и по толчее в фойе до начала действа, и потом, на фуршете, который превратился в самую обыкновенную давку. Но это было только потом, в неформальном общении. Церемониальный дух торжественности Закрытия вполне был соблюден.

Начался он с отличного музыкального выступления певицы ONUKA и ее музыкантов, которые с ходу, с первых аккордов погрузили в мир магии и волшебства, то есть всего того, что на самом деле представляет собой кинематограф.

Вернее, должен бы представлять. Ведь именно так, как волшебство, создавали кино братья Люмьер. Как мир доброй магии важности для людей и доброты, и уж никак не как демонстрацию бездарности на фоне непомерных, ничем не оправданных амбиций ( ну да, все верно- это камень в огород неких победителей, ставших главным разочарованием ОМКФ- 2015. Но об этом- чуть позже).

 А пока- на сцене была ONUKA, и о разочарованиях никто даже не предполагал. Музыка ONUKи  казалась достойным тоном для будущих победителей.

Позже последовали награды. И первой наградой стал Золотой Дюк, врученный за выдающиеся заслуги в кино действительно значимому и знаковому представителю современной кинокультуры Даррену Аронофски. Надо сказать, что Даррен Аронофски очаровал всех, присутствующих на кинофестивале, не только замечательными работами в кино, но и потрясающим чувством юмора, которое в щедрой мере он особенно рассыпал на пресс- конференции. Зал с чувством аплодировал почетной награде, которую действительно заслужил этот выдающийся человек.

А дальше- дальше начались, собственно, кинофестивальные награды. И члены жюри поднялись на сцену, чтобы вручить награду за лучший национальный фильм. И первым специальной наградой жюри отметили фильм «Живая ватра».

Ну, допустим. Фильм достойный. Но вот дальше- дальше стало происходить что- то не то. Не побоюсь смело сказать, что больше половины зала испытало серьезное разочарование, когда Золотой Дюк за лучший национальный ( то есть украинский)  фильм получила картина «Песня песней».

Фильм откровенно слабый, ничего не оставляющий в душе. Этот никчемный фильм вполне мог бы стать демонстрацией того, что именно сейчас не нужно уходить от реальности, надо учиться жить в настоящем, а не в каких- то откровенно неудачно показанных иллюзорных представлениях, способных причинить больше вреда, чем пользы.

Многим такая высокая награда показалась несправедливой. И мнения действительно разделились. Многие искренне болели за фильм «Плен»- отличный, профессиональный фильм, созданный со всей серьезностью о правде в военное время. «Розовые сопли» хороши где- то на берегах Адриатики, Средиземноморья или океана,  с бокалом коктейля в руке и ностальгией о чем- то «высоком», типа притчи царя Соломона. Но в дни, когда идет война, нужна правда о войне. Нужно смотреть правду.

Но правду никто не любит. Она колючая, не лицеприятная, в ее свете все гламурные и пафосно- интеллектуальные замашки кажутся какими- то неподходящими. Гораздо проще отметить то, что не заставляет думать, то, от чего ни уму, ни сердцу, где нет ни страха, ни боли, ни отчаяния, ни правды, ни справедливости, ни жизни, ни таланта.

Это было огромным упущением фестиваля, что «Плен» ничего не получил. Необходимо было отметить этот фильм. Необходимо было наградить хотя бы великолепную актерскую работу Владимира Горянского.

В прошлом году множество наград получил откровенно слабый и попросту бездарный фильм «Поводырь». А ведь «Поводырь» не идет ни в какие сравнение с «Пленом»! На этом фоне было стыдно за Одессу, которая иногда является культурной столицей, но иногда может и повернуться своей самой провинциальной, местечковой, убогой стороной. Именно так и произошло с наградой лучшего национального фильма.

Дальше были вручены награды  международной программы. 1 специальный диплом жюри получил фильм из Колумбии «Объятия змеи». 2 специальная награда досталась фильму из России «Ангелы революции». Приз за лучшую актерскую работу вручала председатель жюри. Эту почетную награду получила актриса из Израиля Тамара Алкан, за роль Шир в фильме «Человек в стене». Получила действительно справедливо, так как у актрисы получился обаятельный, сложный образ главной героини человеческой драмы, заставляющий зрителя с первой до последней секунды с замиранием дыхания следить за судьбой Шир и сопереживать ей.

И, наконец, основная интрига. Лучшая режиссерская работа, лучший режиссер- Дениз Гамзе Эргювен, женщина- режиссер фильма «Мустанг». 3 место- фильм «Объятия змеи», Колумбия. 2 место- фильм «Зенит», Хорватия. Лучший фильм международной конкурсной программы- «Песня песней». И, наконец, Гран- При- «Мустанг» из Турции.

Итак, две основные награды ( лучший фильм и Гран- При) были вручены. И вот только тут все- и зрители, и журналисты, и кинокритики, испытали дружное и острое разочарование.

Как это произошло? И, главное, что это произошло? Как два таких неоднозначных фильма могли получить такие серьезные призы? И что это, собственно,  было?

Лучший фильм- фильм, снятый просто ужасающим образом! С первых же кадров отчетливо видно абсолютное не умение режиссера выстроить мизансцену для съемки и подобрать нужный ракурс. Характеры героев не раскрыты, образы просто отсутствуют. Сценарная работа вообще не выдерживает никакой критики. Стараниями бездарного режиссера великолепный рассказ великого писателя Шолом- Алейхема превратился в банальную, избитую нелепость! Обесценить настолько серьезный литературный материал- так тоже надо уметь! И на всем этом диком фоне ( плюс- депрессивная атмосфера, бессвязность сцен, отсутствие логических сценарных связок, бездарная игра актеров)- лучший фильм? ! У людей, хоть что- то понимающих в том, как делается кино, был самый настоящий шок!

«Мустанг».  Фильм о тяжелой жизни несчастных турецких женщин. В контексте Турции, разумеется. Потому, что авторы фильма не имеют никакого понятия о женщинах из Украины. К примеру, о том, как эти самые турецкие мужчины, которые так притесняют своих турецких женщин, потом приезжают в Украину и превращают наших женщин в мусорный отстойник, позволяя себе с нашими женщинами то, что никогда себе не позволят со своими турецкими угнетенными девушками!

Страшное угнетение турецких девушек путем замужества- как оно ужасно по сравнению с «украинским раем». Ведь в нашем «украинском раю» никто не принуждает девушку из деревни к замужеству- не дай Бог! Наши деревенские девушки имеют великолепный выбор и им открыты все свободы в жизни! Они могут мыть полы в Италии. Они могут выносить утки в доме престарелых в Америке. Они могут уехать в большой город и служить мусорной подстилкой для женатых турецких мужчин, которые угнетают своих несчастных девушек. Еще они могут торговать на базаре, служить в грошовой конторе за копейки. А если девушка и выйдет замуж ( что проблематично и сомнительно, у нас же свобода, у нас вообще никто не хочет жениться), то нет никакой гарантии, что муж будет ее хотя бы кормить. В отличие от турецкой девушки, принужденной изуверами- родственниками к замужеству, у нее не будет ни своего дома ( даже одноэтажного), ни джипа, у мужа может не быть работы, и т.д. Ах, это ужасное турецкое насилие- выйти замуж для самой обыкновенной девушки и посвятить себя мужу и детям!  Аж мурашки по коже! Куда лучше стать мусорным ведром для сотни турков, самолеты с которыми день за днем прибывают на территорию Украины исключительно ради секс- туризма, превращая Украину в разновидность Камбоджи и унижая честь и достоинство наших украинских женщин!

На самом деле то, что происходит с украинками, так же отвратительно, как и строгие нравы ортодоксальной турецкой деревни. С той только разницей,  что турецкие женщины могут сбежать, а украинские нет.

Украинские женщины на самом деле угнетены не меньше турчанок, а больше. В наших деревнях для украинок в каждом доме стоят на окнах густые решетки.  Это решетки голода, нищеты и отсутствия перспектив. Это решетки толпы зарубежных скотов, прибывающих в Украину, чтобы за пару долларов подвергнуть наших женщин немыслимым сексуальным унижениям. Это решетки рабства, в которое может попасть любая пленница в попытках вырваться из кошмара и заработать  на жизнь достойной работой. И еще в последнее время, в довершение ко всему этому, добавилась война.

На этом фоне мне почему- то не жалко угнетенных турецких женщин. Я им не сочувствую. Угнетение турецких женщин не является в Украине серьезной общественной проблемой. Потому, что по сравнению с украинками турецкие девушки абсолютно ничего не знают об угнетении и притеснении.

«Мустанг» - довольно хороший фильм, но для Канн, где нет никаких проблем. Там, в Каннах, можно и посочувствовать бедным угнетенным турчанкам. Но только не здесь, не в Украине.

 А потому выбор Гран- При тоже стал для многих достаточно спорным. Что ж, в том и преимущество кино, что в первую очередь кино- дело вкуса. О нем может дискутировать каждый. 

Японский фильм «Ан» сгладил все неприятные впечатления, изложенные выше. И дружелюбные японцы,  с удовольствием фотографирующиеся с украинцами, и тем доказывающие, что для хорошего кино нет границ.

 ОМКФ- 6 ушел в прошлое. Да здравствует ОМКФ- 7!  Он придет с 15 по 23 июля 2016 года. Мы с нетерпением будем его ждать- несмотря ни на что.

Ирина Лобусова

 

Метки: омкф; кино; награждение; церемония закрытия

Ирина Лобусова


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100