Odessa Daily Мнения Леонид Штекель
Задача Народной Рады в Одессе – борьба за права территориальной громады
Леонид Штекель
31 января 2014 в 19:37В Одессе во вторник 28 января была создана своя Народная Рада из 55 человек.
Информация об этом не стала сенсацией. На фоне обсуждения собиралась или нет колонна поддерживающих Евромайдна «брать» обладминистрацию, «живые» или «мертвые» души записаны в отряды Давидченко, зачем Николай Скорик окружил обладминистрацию бетонными блоками, будет или нет править бал в Одессе «Свобода» и другие интересные и скандальные темы, будничный вопрос организации работы Евромайдана прошел почти незамеченным ведущими интернет СМИ.
Я бы не стал слишком винить журналистов, так как, если говорить откровенно, лидеры оппозиции, задекларировав создание народных рад по Украине, так и не решили, на самом деле, чем им заниматься. Для многих народные рады стали филиалами оргкомитетов Евромайдана, то есть просто некоей легализацией протестных выступлений. Однако авторы этой идеи заявляли несколько иное. Речь шла о создании параллельных органов власти. Ну, вроде как Советы, которые были созданы различными социалистическими партиями в 1917 году при том, что существовало официальное, признанное мировыми державами, Временное правительство.
Однако специфика нашей украинской ситуации уникальна. Можно представить себе, чем будет заниматься центральная Народная в Киеве, которая будет претендовать на статус параллельного парламента. А в чем будут функции народных рад по Украине?
Ведь, по сути говоря, все наши органы представительной власти, за исключением Верховной Рады, занимаются просто распределением бюджетных средств и использованием собственности. С одной стороны, полномочия наших региональных и городских властей чудовищно велики, не случайно так рвутся люди в депутаты – для депутатов от партии власти открываются сказочные перспективы для обогащения. Недаром говорится, что полномочия районного совета по распределению «бабла» у нас в стране выше полномочий президента США.
С другой стороны, политических полномочий у наших региональных и городских властей даже не кот наплакал, а гораздо меньше.
У народных рад нет полномочий и возможней делить бюджетные деньги. И собственностью распоряжаться они не смогут, во всяком случае, пока не станут не параллельными, а главными органами власти. Но, несомненно, если функции распределения денег и собственности вдруг окажутся в полномочиях народных рад, то сразу же остро станет вопрос об их легитимности. На митинге можно избрать руководство митинга, можно избрать тех, кто будет людям предлагать какие-то решения. Но если речь идет о деньгах и собственности, то сразу встает вопрос о легитимности, то есть о полномасштабной избирательной компании, с альтернативными кандидатурами и справедливыми выборами.
И все-таки, мне думается, что у народных рад в регионах и городах есть своя ниша, и ниша эта крайне востребована. Ниша эта – право народа на управление страной.
Даже школьникам известна знаменитая сентенция нашей Конституции – «власть в Украине принадлежит народу Украины». И даже младшие школьники в нашей стране знают, что это Ложь. Российские политологи придумали термин для «украинской демократии» – «электоральная демократия». В их понимании это означает, что раз в пять лет люди имеют право выбрать Хозяина земли Украинской. В этом – суть декларации Конституции. Можно поспорить о том, насколько честно проходят эти выборы – типа, сколько процентов фальсификации голосов можно допустить, чтобы считать выборы «относительно честными»? Но в любом случае, к декларации Конституции это имеет очень отдаленное отношение.
На самом деле, при демократическом правлении выборы составляют лишь элемент «регламента демократии». И главный вопрос здесь о постоянно контроле избирателей за правительством. У нас механизмы этого контроля, механизмы самоорганизации, прямой демократии – отсутствуют напрочь.
Так вот, на мой взгляд, важнейшей функцией народных рад может стать подготовка к созданию реальных механизмов демократии в нашей стране. Путем создания рабочих групп с участием и представителей общественности, и депутатов действующих советов.
Должен быть разработан, представлен общественности и утвержден на общественных слушаниях реальный, а не сегодняшний фиктивный Устав города. Он должен включать в себя механизмы реальной самоорганизации населения, проведения сходов граждан, общественных слушаний, сбора петиций и проведение местных референдумов. Необходим механизм превращения органов самоорганизации населения из марионеток исполкома в реальную силу с необходимыми полномочиями.
Необходимо подготовить перечень полномочий, в том числе в вопросах бюджета и собственности, который должен быть сохранен непосредственно за людьми, за территориальной громадой, а не передан в руки горсовета. Ведь по Конституции и закону о местном самоуправлении, власть в городе принадлежит территориальной общине, а не горсовету. И нужно добиться принятия механизмов, которые лишат права горсовет узурпировать власть одесситов.
С момента принятия действующего закона о местном самоуправлении, который и сам по себе больше напоминал декларацию о намерениях, чем реальный закон, полномочия местного самоуправления все сокращалось и сокращалось. И сейчас они представляет собой в политическом смысле – фиговый листок. И настало время настоящего политического давления на центр, с требованием реализации существующих деклараций о местном самоуправлении, превращении его в реальную, а не декларативную силу. Центральная власть должна не узурпировать полномочия местной власти, а дать возможность стать ей реальной силой в стране. Без этого в Украине никогда не будет демократии.
Важнейший вопрос – это ситуация с региональным самоуправлением. Только предоставив регионам реальный статус (его сейчас нет ни в Конституции, ни в законе о местном самоуправлении) и реальные полномочия, мы можем говорить о решение структурных и стратегических проблем нашей страны.
Сейчас очень сложное время. Но именно сейчас, на мой взгляд, необходимо ввести разговор о конструктивной реформе всей системы нашей местной власти. Будущее Украины – не только Киев, а узурпация власти не начинается в здании Верховной Рады или в администрации президента. Она начинается с бесправия территориальных общин. Все остальное – прилагается.
Мне кажется, у народных рад такой шанс сейчас есть.
Источник: dumskaya.net
Леонид Штекель