Odessa DailyМненияЛеонид Штекель

Трагедия русскоязычной Украины

Леонид Штекель

17 декабря 2013 в 16:18
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Евромайдан стал не только символом стремления части граждан Украины в Европу. И не только продемонстрировал уровень неприятия нынешней власти гражданами страны. Увы, он в очередной раз стал свидетельством тяжелейшего идейного кризиса русскоязычной Украины.

Трагедия русскоязычной Украины

Евромайдан рассматривается украинским обществом, прежде всего, как феномен украиноязычной Украины. И дело не в том, что и на Майдане, и вокруг него мало граждан страны, которые говорят на русском языке. И даже дело не в том, что Власть пытается именно противопоставить русскоязычную и украиноязычную общины друг против друга. Вся эта игра на преувеличение роли «Свободы» в Евромайдане, на тотальное запугивание русскоязычной общины «Свободой» — это лишь одна сторона медали.
Главной проблемой является не Власть, и даже не те лидеры общественных групп русскоязычной общины, которые пытаются продать Власти свою лояльность за посты, деньги, льготы и так далее. Конечно, все это весьма способствует кризису, но не является его причиной. Дело не в этих псевдо лидерах.
Жесточайший социально-политический кризис поразил саму русскоязычную общину. Ее атомизация (распад связей внутри общества), ее страхи, кошмары, ее веймаровский синдром, ее неверие в свои силы.
Разумеется, украиноязычная община также страдает всеми этими постсоветскими болезнями. Однако там болезнь носит гораздо менее запущенный характер, и в целом есть нацеленность на выход из цивилизационного тупика.
Далеко не случайно, что все оппозиционные политические партии Украины делают ставку, в первую очередь, на украиноязычного избирателя. Логика здесь проста: те, из русскоязычной общины, кто привык соглашаться с Властью, все равно поддерживать оппозицию не будут, а те, кто не принимает эту Власть, никуда не денутся – будут вынуждены поддержать оппозицию.
Политика – дело прагматичное. Если избиратель согласен, чтобы за него не надо было бороться, то политик и не будет этого делать.
Это очень хорошо видно на Евромайдане. Он, в отличие от Майдана образца 2004 года, стал гораздо менее русскоязычным. Не по количеству и качеству участников. Нет! По их роли.
На Майдане 2004 года шла борьба за русскоязычного избирателя. Виктор Ющенко на том Майдане обещал придать русскому языку, а, следовательно, и русскоязычной общине статус не меньший, чем украиноязычной. Ну, Ющенко много, что кому обещал, но важен сам факт того, что этот вопрос был важен для Майдана 2004 года. А для Евромайдана – нет!
И вовсе не потому, что ситуация для русскоязычной общины изменилась. А потому что община доказала, что ее мнение ничего не стоит.
Украиноязычный избиратель сравнительно четко демонстрирует свою позицию, и готов ее отстаивать. Есть определенная общность, построенная на стремлении изменить ситуацию.
А что происходит на русскоязычной улице?
Разобщенность, атомизация, никто никому и ни во что не верит. Главная мысль: «Как бы чего худшего не вышло!»
Для русскоязычных граждан страны распад СССР стал своего рода падением Вавилонской башни. И хотя все, вроде бы, говорят по-прежнему на одном языке, есть ощущение, что никто никого не слышит и не понимает. Как в абсолютно жутком фильм о разрушении Вавилонской башни: туман окутывает строителей, миг – и они с ужасом понимают, что вокруг них только какие-то чужие люди, орущие, что непонятное и злобное.
Все то, что было ориентиром для жизни в старой эпохе – растаяло как тот туман. Мир принудительного равенства умер, и для новой элиты уже нет ни границ, ни края разумного, так что надежды на «доброе начальство» не просто бесперспективны, а крайне вредны. Преданность начальству – путь в преисподнюю.
Между тем, у русскоязычной общины по-прежнему есть свои интересы, свои задачи, свои цели. И дальнейшая жизнь общины в Украине зависит именно от того, как она сумеет отстаивать свои интересы. Реальные интересы, а не фикцию, вроде воссоздания СССР.
Пока русскоязычная община ведет себя как страус – засунув голову в песок и ожидая, чем все это кончится, при этом поругивая всех и вся, общественники – псевдо лидеры попытаются в очередной раз продать интересы общины. Но это пол беды.
Русскоязычная община поставила себя так, что ее интересы никому не нужны. Ни Власти, потому что она игнорирует всех, ни общественникам – псевдо лидерам, потому что их задача выторговать себе кормление, ни оппозиции потому что община не чувствует себя субъектом политического процесса.
Выступая на Одесском вольном университете два года назад профессор Украинского католического университета (Львов) Ярослав Грицак сказал, на мой взгляд, очень интересную мысль (цитирую в пересказе): Необходимо достижение компромисса между русскоязычной и украиноязычной общинами. Примером такого компромисса, например, могло быть стать следующее согласие сторон – украиноязычная община признает право русскоязычной на полноценный русский язык, а русскоязычная община признает право за Украиной идти в Европу.
Эта идея была сказано тогда, когда о Европе разговор казался абсолютно абстрактной дискуссией. А вот сейчас это – важнейшая тема в повестке дня.
Но, увы, русскоязычная община не готова, ни к компромиссу, ни к договору, ни вообще к защите собственных интересов. И как в 2005 году русская община не смогла потребовать от Ющенко выполнить свой майдановский проект указа, так и сейчас русскоязычная община утрачивает право защищать свои интересы демократическим путем.
Она опять готова закрыть глаза на демагогов, выступающих, якобы, от ее имени, которых интересует лишь «кормление» от власти.
Ситуация настойчиво требует создание общественных механизмов внутри русскоязычной общины, чтобы ее интересы стали темой общенациональной дискуссии, чтобы нормальная демократическая процедура защитила права русскоязычной общины.
Необходимо появление общенациональных демократических лидеров русскоязычной общины, лидеров настроенных на развитие страны. Можно вспомнить пример и Бельгии, и Швейцарии. В Украине очень большая и мощная русскоязычная община, она представлена и бизнесом, и журналистами, и людьми искусства. Она неизмеримо больше, например, чем первая волна российской эмиграции в Европу от большевиков. А ведь та волна оставила неизгладимый след в истории. Наша община минимум в восемь – десять раз больше. У нее есть потенциал.
Но хватит ли у русскоязычной общины Украины на это сил?

Трагедия русскоязычной Украины - является частью болезненного развития Славянского сознания

Источник: dumskaya.net

Метки: язык; община

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100