Odessa Daily Мнения Леонид Штекель
Приговор Заречного суда всей милицейско-прокурорской-судебной системе
Леонид Штекель
5 ноября 2013 в 16:58Как ни странно, это событие почти обойдено вниманием наших СМИ, если не считать, например, короткую дискуссии в чате одесских журналистов. Мне не попалось в Интернете ни одного серьезного упоминания об этом событии, за исключением сухого официального пресс-релиза судебной власти. Считаю необходимым его процитировать полностью.
«Заречный районный суд г. Сумы завершил рассмотрение уголовного производства по обвинению А.Бондаренко, которое слушалось судом присяжных в составе двух профессиональных судей и трех присяжных. Как сообщает пресс-служба ГСА, органы досудебного расследования обвиняли г-на Бондаренко:
1) по ч.4 ст.187 УК Украины – разбой (нападение с целью завладения денежными средствами, совмещенном с насилием, опасным для жизни и здоровья), квалифицирующими признаками которого является «проникновение в жилище, причинение тяжких телесных повреждений»;
2) по п.б ч.2 ст.115 УК Украины – противоправное причинении смерти другому лицу, совершенное из корыстных побуждений;
3) по ч.3 ст.187 УК Украины – разбой (нападение с целью завладения денежными средствами, совмещенное с насилием, опасным для жизни и здоровья), квалифицирующим признаком которого является «проникновение в жилище».
Судом было установлено, что уголовное преступление в отношении 2-х пострадавших имело место, но с учетом доказательств, которые были исследованы в судебном заседании, с точки зрения достаточности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что сторона обвинения не доказала вне разумного сомнения то, что Бондаренко проник в домом пострадавших, совершил нападение на них с целью завладения их имуществом, причинил тяжкие телесные повреждения потерпевшему, а также, что имея мотив он совершил убийство другого потерпевшего.
При таких обстоятельствах, Бондаренко был оправдан в связи с недоказанностью его участия в совершении преступлений, однако было указано, что данное судебное решение не является препятствием для полного и достоверного установления обстоятельств гибели пострадавших, лица или лиц, которые это совершили, юридической оценки действий такого лица или лиц и привлечения к уголовной ответственности, исходя из фактически и достоверно установленных всех обстоятельств происшествия.
В удовлетворении гражданских исков потерпевших и прокурора было отказано, в связи с недоказанностью вины Бондаренко в совершении данного преступления. Меру пресечения, избранную на досудебном следствии в виде содержания под стражей, суд отменил и, согласно ст.377 УПК Украины, Бондаренко был освобожден из-под стражи в зале суда.
29 октября, цитируется по «Юридическая практика» http://pravo.ua/news.php?id=0039140
Событию этому, почти незамеченному независимой прессой, было посвящен, однако, целый сюжет «Факти тижня», канала ICTV. Однако для людей, слабо ориентирующихся в судебной практике, трудно представить всю степень потрясения нашей силовой структуры от этого приговора. Любопытно, что телеканал ICTV предоставил массу времени для силовиков с целью доказать ошибочность решения присяжных. С другой стороны, телевидение дало возможность высказать несколько реплик бывшему обвиняемому и его матери. Любопытно, что в сюжете даже упоминался адвокат обвиняемого Бондаренко. То есть, за ним не стояло даже известного адвоката.
В нашей стране не оправдывают в уголовном суде.
Чтобы осознать смысл происходящего надо понять несколько простых истин:
1. В нашей стране не оправдывают в уголовном суде. Сами адвокаты рассказывают, что у судьи, который выносит оправдательный приговор, возникают проблемы, а ведь, как известно, наши суды абсолютно независимы от граждан, но зато от власти в лице прокуратуры – их независимость зна-ачительно меньше. Опытные адвокаты советуют закрывать дело путем направления его на дополнительное расследование, по новому УПК это несколько сложнее.
В общем, по числу оправдательных приговоров по уголовным делам Украина значительно уступает, в процентном отношении, разумеется, таким «столпам демократии и правопорядка», как Китай. В год на сотню другую уголовных процессов – оправдательные приговоры составляют меньше десятка. А если убрать из этого числа «оправдание по соглашению сторон» — договор между обвиняемым и пострадавшим, если убрать заказные оправдательные приговоры – за кэш, то оправдательных приговоров обычным людям не бывает ВООБЩЕ!
Не бывает! Это нечто совершенно невозможное, как, прилет инопланетян. То есть гораздо вероятнее, что завтра в Одессу прилетят инопланетяне и устроят красивый фейерверк у Дюка, чем то, что наш уголовный суд может оправдать абсолютно невинного человека, уголовное дело которого дошло до суда. Такого не бывает вообще.
И сразу хочется сказать, что дело вовсе не в великой профессиональной хватке наших следователей. Скорее наоборот: как только появляется требуемая сумма в КЭШе, то любое дело без особого труда, разваливается прямо на ходу. Следователи ведь знают – суд не будет заниматься реальной проверкой версии обвинения: во-первых, нет времени, во-вторых, а зачем? Кого в нашей судебной системе интересует закон и справедливость? Прокуроры, судьи и адвокаты живут своей собственной жизнью, им до всех этих потерпевших и обвиняемых – как к погоде на Марсе. Это их дойная корова. Может молока давать – мы можем что-то сделать. Не может? Что делают с коровой, которая не дает молоко? Правильно – пускают на мясо!
Следователи ведь знают – суд не будет заниматься реальной проверкой версии обвинения: во-первых, нет времени, во-вторых, а зачем? Кого в нашей судебной системе интересует закон и справедливость? Прокуроры, судьи и адвокаты живут своей собственной жизнью, им до всех этих потерпевших и обвиняемых – как к погоде на Марсе. Это их дойная корова.
Судебная реформа имени г-на Портнова, как нам говорили, списана с американских образцов. Авторы реформы обещали, что число оправдательных приговоров будет теперь стремительно расти, и достигнет цифры в 15-20 процентов. Очевидно, что именно в таких цифрах в администрации президента Украины оценивают число невиновных, которых осуждают в наших судах. Но, хотя УПК действует уже год, подобного обвала оправданий так и не произошло. И это не случайно.
Да г-н Портнов где-то что-то взял с американских лекал. Сразу на память приходит старый анекдот про Карузо: один еврей говорит другому: «все говорят – Карузо, Карузо! А по-моему ничего особенного.
– А ты его слышал?
– Да мне Рабинович напел – ни голоса, ни слуха!»
Американская система правосудия – это целая система, построенная на защите прав человека. Билль о правах – первые десять поправок Конституции США, это развернутая процедура гарантии прав человека. Если человек бесправен, если прокуратура выше, чем подсудимый, если адвокат – лишь посредник во взятке – о какой американской системе правосудия может идти речь?
И все-таки прецедент произошел. Он произошел вопреки реформе г-на Портнова, так как наши три «присяжных заседателя», по сути таковыми не являются. Это в Российской империи, во время правления Александра Второго, создание реального суда присяжных – изменило империю. Так называемый «суд присяжных имени г-на Портнова» ничего не менял. Единственное, что он оставил – маленькую лазеечку для общества: три присяжных против двух судей. И только по исключительным делам. Если бы наши силовики более-менее квалифицировано вели дела, то эта лазеечка НИКОГДА не была бы использована. Но полная безнаказанность следствия неизбежно поражает всю систему до такой степени, что слабенький летний дождь уже иначе, чем Град Господен, принять нельзя.
Приговор Заречного суда – это приговор нашим следователям и прокурорам, которым люди не верят вообще, изначально. Ни одному слову. Это еще один поворот в деле о Врадиевке. Наша милицейско-прокурорская система смертельно больна. И ей нужны не примочки г-на Портнова. Ей нужен Билль о правах граждан.
Приговор Заречного суда – это приговор нашим следователям и прокурорам, которым люди не верят вообще, изначально. Ни одному слову. Это еще один поворот в деле о Врадиевке. Наша милицейско-прокурорская система смертельно больна. И ей нужны не примочки г-на Портнова. Ей нужен Билль о правах граждан. Только через реальную гарантию прав человека можно реформировать нашу систему уголовного права.
Леонид Штекель
Источник: novostnik.com.ua
Леонид Штекель