Не так давно на месте старого мрачного дома на Нежинской 77/79 выросло светлое нарядное здание Еврейского культурного центра «Бейт Гранд». А в нем вместительный удобный театральный зал. Какие только спектакли и встречи не проходили в этом зале. На его сцене с успехом выступали «и отдельные личности, и целые коллективы», как выражались, правда, по другому поводу, бессмертные Ильф и Петров.
Из числа показанных на сцене «Бейт Гранда» спектаклей, следует выделить спектакль–дежавю режиссера Игоря Лучинкина «Бычки в томате». Выделить не только потому, что он пользуется огромным успехом у одесситов, а, главным образом, потому, что этот спектакль положил начало созданию «Театра на Нежинской». От первой премьеры в «Театре на Нежинской» (уже названного спектакля «Бычки в томате») до следующей - прошло, практически, два года. И вот, наконец, снова премьера. Спектакль по пьесе Александра Марданя «Кошки-мышки». Поставил спектакль израильский режиссер Михаил Народецкий. В спектакле участвуют актрисы Карина Шрагина и Татьяна Маркова (Татьяна), Нинель Наточая и Ирина Бесараб (Тамара) и Анна Дьяченко (молодая журналистка).
Я думаю большинство одесситов знакомо с этой пьесой А. Марданя. Она публиковалась в альманахе «Дерибасовская/Ришельевская», ее ставил в Русском театре А.Литвин, привозил в прошлом году на театральный фестиваль «Встречи в Одессе» Вологодский театр драмы… (Эту пьесу ставят многие театры на всем пространстве СНГ)… Но, все же, напоминаю. Есть две сестры – Татьяна и Тамара. «Таня любит Тому, Тома любит Таню» время от времени изрекает их говорящий попугай. И вдруг Татьяна узнает, что ее любимая сестра Тамара когда-то ее предала. Перед ней – выбор: простить, отомстить или покончить с собой. Главная ценность пьесы в том, что она никого не оставит равнодушным, потому что в финале каждый задаст себе вопрос: «А как поступила (поступил) бы я на месте Татьяны?
Это пьеса - психологический тест для зрителей. И, как сказал Александр Мардань, эта пьеса - для умных людей. В диалогах героинь то и дело встречаются многозначительные фразы. Например: «Если Каин предательски убил своего младшего брата неженатого Авеля, то значит, человечество пошло от братоубийцы Каина…». Я привожу лишь одну заставляющую зрителей задуматься цитату, потому что цель этой статьи – отнюдь не рецензия на пьесу, а тем более на спектакль, потому что я была только на прогоне. Я хочу поговорить о создании в Одессе еще одного театра – «Театра на Нежинской». В этом театре сегодня нет своей труппы, нет своего режиссера. Играют актеры, приглашенные из других театров Одессы. Но есть концепция, которой придерживаются и директор Еврейского культурного центра (она же - продюсер спектакля) Татьяна Сергеева, и поклонник идеи создания в Одессе еще одного театра Александр Мардань. Концепция эта заключается в том, что «Театр на Нежинской» должен стать не просто драматическим театром, а театром, если так можно выразиться, «драматургическим». Этим он будет отличаться от нашего Одесского русского драматического театра, который все больше и больше становится театром «литературным». Для театралов не секрет, что чуть ли не 90 процентов спектаклей, поставленных в нашем русском драматическом театре – это адаптированные для сцены литературные произведения. Чаще всего адаптированные самими режиссерами-постановщиками. Эта адаптация бывает более или менее удачной, по ней получаются более или менее удачные спектакли (от очень хороших до откровенно слабых). Но литература и драматургия – это два разных искусства. Роман и пьеса создаются по абсолютно разным законам. В первую очередь разная динамика, разная наполняемость эпизодов, разная емкость характеристик персонажей. Более того, режиссер и драматург – это тоже две разные профессии. Мне уже приходилось цитировать знаменитого кинорежиссера Романа Балаяна, который как-то сказал, что режиссер – это состояние души, а сценарист – это профессия. Он говорил о кино, но, в той же мере, это высказывание справедливо и в отношении театра.
А, ведь есть огромный драматургический багаж. Кладезь. Однако он в нашем русском театре не используется. Я уже не говорю о недевальвирующем Островском, но есть замечательные пьесы современных драматургов. Не помню, что бы в последние десятилетия на сцене Одесского русского театра ставили пьесы таких выдающихся драматургов, как Алексей Арбузов, Александр Володин, Михаил Рощин, Вячеслав Кондратьев, Эдвард Радзинский… А ведь есть еще поколенье более молодых: Михаил Угаров, Николай Коляда, Ольга Мухина, Олег Багоев, Семен Злотников, Василий Сигарев… К сожалению, по разным причинам ушли со сцены Одесского русского театра два спектакля Александра Галина, пользовавшиеся большим успехом у публики («Конкурс» и «Аккомпаниатор»).
Но, каждый театр выбирает свою дорогу и свою концепцию. И если концепция «Театра на Нежинской» станет альтернативой концепции Одесского русского театра, то его рождение можно только приветствовать. Тем более, что, как сказал Александр Евгеньевич Мардань: «Для такого города, как Одесса, с миллионным населением, еще один театр не будет лишним». При этом А. Мардань пошутил, что, хотя спектакль по его пьесе, подтверждает, что «Театр на Нежинской» не миф, и не театр одной постановки («Бычков в томате»), но он не станет театром пьес Марданя, а театром, в котором будут ставиться пьесы, созданные разными профессиональными драматургами.
Конечно, два спектакля, поставленные с интервалом в два или более года, отсутствие не только постоянной труппы и режиссера, но и отсутствие вспомогательного персонала, необходимых театру цехов и мастерских, делают разговор о рождении нового театра преждевременным и даже несерьезным. Но, не забывайте… Вначале было СЛОВО. Фото: Олега Владимирского