Odessa DailyБизнесАльтернативная энергетика

Солнечное затмение

Odessa Daily

2 сентября 2014 в 16:20

В конце июня 2014 года между Украиной и ЕС было подписано экономическую часть Соглашения об ассоциации и соглашение в целом. Однако почему стратегические направления по энергонезависимости, отраженные в нем, не коррелируют с существующими действиями правительства?

Солнечное затмение

В разделе IV Соглашения в ст. 293 содержится пункт о том, что «стороны прилагают усилия для содействия и поощрения торговли и прямых иностранных инвестиций в... использование сбалансированных источников возобновляемой энергии...».
В разделе V Соглашения содержится глава о сотрудничестве в сфере энергетики. Так, в ст. 337 говорится о том, что «сотрудничество основывается на всеобъемлющем партнерстве, исходя из принципов общих интересов, взаимности, прозрачности и предсказуемости, соответствующих рыночной экономике, Договору к Энергетической Хартии 1994 года...».
Статья 338 говорит о том, что взаимное сотрудничество Украины и ЕС включает, в частности, «развитие и поддержка возобновляемой энергетики...»; «развитие конкурентоспособных, прозрачных и недискриминационных энергетических рынков на основе правил и стандартов ЕС...»; «достижения прогресса на пути установления привлекательного и стабильного инвестиционного климата путем обеспечения институциональных, правовых, фискальных и других условий, а также путем содействия взаимному инвестированию в сферу энергетики на недискриминационной основе».
За 10 дней до подписания Соглашения Кабмин выступил с рекомендацией (Распоряжение № 589-р от 18.06.2014 г.) Национальной Комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ) при установке зеленого тарифа для производителей электроэнергии из альтернативных источников энергии, кроме субъектов хозяйствования, которые эксплуатируют микро-, мини- или малые гидроэлектростанции, применять новые тарифные коэффициенты (для трехзонной тарифной классификации). Пиковый коэффициент (а именно он применяется для расчета зеленых тарифов для солнечных, а также микро-, мини- или малых гидроэлектростанций) предложен на уровне 1.01. Учитывая, что до последнего момента НКРЭ использовался пиковый коэффициент на уровне 1.8, величина зеленого тарифа может снизиться на 43,9%, что крайне негативно повлияет на инвестиционную привлекательность проектов солнечной электроэнергетики.
В середине июля (то есть уже после подписания Соглашения об ассоциации) НКРЭ на своем сайте обнародовала проект Постановления «Об утверждении Изменений к Порядку установления, пересмотра и прекращения действия зеленого тарифа для субъектов хозяйственной деятельности», в котором говорится о принятии рекомендации Кабмина.
Кроме признаков антиконкурентных действий органов власти в понимании ст. 15 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» возникает вопрос: каким образом вышеупомянутые нормы Соглашения об ассоциации и декларации украинской власти об энергонезависимости соотносятся с инициативой Кабмина и НКРЭ? Как объяснить действия правительства, которые будут иметь крайне негативные последствия для наиболее развитого сегмента возобновляемой энергетики Украины?
Также непонятны действия НКРЭ, которая подчиняется Президенту, который незадолго до этого собственноручно поставил подпись под Соглашением об ассоциации.
Сегмент солнечной энергетики в мире по итогам 2013 зафиксировал рекорд развития: в КНР в течение года зафиксировано более 12 ГВт инсталляций, тогда как ни одна страна мира раньше не прибавляла более 8 ГВт в течение одного года. Общий объем новых мощностей в 2013 по всему миру составил 38 ГВт, доведя мировой показатель до 137 ГВт. Тройку стран-лидеров по количеству добавленных в течение 2013 года мощностей кроме КНР составляет Япония (6.9 ГВт) и США (4.7 ГВт). США в течение прошлого года установили на 40% больше солнечных генерирующих мощностей, чем в 2012 г. Из $ 270 млрд., инвестированных в объекты возобновляемой энергетики в мире, $ 120 млрд. приходится на солнечную электроэнергетику.
Проектом Постановления НКРЭ также предусмотрено изменить подходы к установлению минимального фиксированного размера зеленого тарифа. Предлагается убрать ссылки на использование зеленого тарифа, рассчитанного в соответствии с Законом Украины «Об электроэнергетике» и привязку к дате расчета зеленого тарифа - 1 января 2009 г.
Привязка к дате расчета зеленого тарифа - 1 января 2009 - означает, в частности, следующее: даже изменение коэффициента, применяемого для пикового периода времени, не должно влиять на величину зеленого тарифа.
Попытка убрать привязку к дате в проекте Постановления НКРЭ будет ничтожной, поскольку такое Постановление будет противоречить законодательному акту высшей юридической силы - Закона «Об электроэнергетике».
Законом «Об электроэнергетике» государство гарантирует, что для субъектов производства электроэнергии из альтернативных источников будет применяться порядок стимулирования производства электроэнергии, установленный на дату ввода в эксплуатацию объектов электроэнергетики, производящих электроэнергию из альтернативных источников.
Проект Постановления НКРЭ, по сути, нарушает норму о государственных гарантиях, поскольку предлагает снизить зеленый тариф для всех объектов солнечной энергетики, в т.ч. тех, которые введены в эксплуатацию. Это крайне негативно отразится не только на развитии рынка альтернативной энергетики, но и испортит инвестиционную репутацию Украины в целом. На фоне текущей экономической ситуации отрасль альтернативной энергетики остается одной из немногих, куда инвесторы готовы вкладывать средства.
Распоряжение Кабмина обнародовано с нарушением норм Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», поскольку проект Распоряжения должен был получить замечания и предложения от физических, юридических лиц и их объединений.
Минюст в своем заключении от 13.06.2014 г. по итогам правовой экспертизы проекта Распоряжения Кабмина указал на несоответствие документа актам законодательства, которые имеют высшую юридическую силу (Закон «Об электроэнергетике»).
Законодательство Украины не содержит четких норм относительно того, какой государственный регулирующий орган является центральным в сфере альтернативной энергетики: Закон Украины «Об альтернативных источниках энергии» говорит, что таким органом является Кабмин, в то же время Закон «Об электроэнергетике» ссылается на НКРЭ. Таким образом, НКРЭ может не выполнять выше упомянутое Распоряжение Кабмина.
Сторонники снижения зеленых тарифов в Украине оперируют их высокими сравнительными значениями. Да, действительно, в Украине зеленые тарифы, в частности, для солнечной энергетики являются одними из самых высоких в мире. С другой стороны, инвестор при принятии решения будет руководствоваться не только сравнением зеленых тарифов в Украине и, например, Германии, но и сравнением кредитных рейтингов стран, влияющих на риски инвестирования. И именно суперпозиция двух показателей определять, куда инвестировать. Учитывая низкий рейтинг Украины (ССС прогноз стабильный - от S&P), страна должна компенсировать это высоким значением зеленого тарифа.
Противники стимулирования солнечной электроэнергетики аргументируют свою позицию высокой стоимостью выработанной электроэнергии, которая по состоянию на июль стоит от 5.49 до 7.54 грн. за 1 кВт*час. по сравнению с 1.19 грн. за электроэнергию, произведенную из традиционных источников. Но нельзя сравнивать традиционные и альтернативные источники, поскольку тариф производителей традиционной электроэнергии не учитывает возврат инвестиций (объекты построены 30-50 лет назад), тогда как в случае альтернативной энергетики тариф определяет окупаемость капитальных инвестиций. Также не принимаются во внимание экологические аргументы. Поэтому сравнивать можно только сопоставимые величины.
Атомная генерация при всех заверениях не является безопасной и экологической. Кроме чернобыльской трагедии есть и свежие примеры - АС «Фукусима» в Японии. Кстати, именно после проблемы со станцией эта страна активизировала строительство возобновляемых источников энергии.
Тепловые электростанции используют уголь и природный газ. Оба энергоресурса являются исчерпывающими, а их стоимость со временем будет только расти, поскольку будут ухудшаться условия добычи. Сжигание энергоресурсов наносит экологический и климатический ущерб.
Износ объектов традиционной электроэнергетики в Украине является существенным и максимум через 50 лет возникнет вопрос строительства новых генерирующих объектов. И если сравнивать эффективность инвестиций в новый объект традиционной энергетики и новый объект альтернативной энергетики, то уже через 3-5 лет будет выгоднее инвестировать в альтернативную энергетику.
С помощью солнечной электрогенерации можно решать проблемы локальных энергодефицитных территорий, например, части Одесской и Николаевской обл., АР Крым.
Постепенное уменьшение стимулов для альтернативной энергетики - это нормальная практика для цивилизованных стран, в частности, Германии и США. Но такое уменьшение должно быть обоснованным и давать игрокам рынка время для подготовки к изменениям.
В конце 2012 г. уровни зеленых тарифов уже подвергались существенному снижению. Так, например, для наземных солнечных электростанций, введенных в эксплуатацию в период с 1.04.2013 г. по 31.12.2014 г., тариф был снижен с 46.53 евроцентов за 1 кВт*час. до 33.93 (на 27%).
Таким образом, у инвесторов было, по крайней мере, чуть более чем 4 месяца для реагирования на изменение правил игры: либо успеть ввести в эксплуатацию до момента снижения тарифов, либо перечислить и принять ухудшенную инвестиционную эффективность проектов, либо отказаться от реализации проектов.
В случае же с проектом Постановления НКРЭ существует риск ретроспективного ухудшения эффективности инвестиционных проектов, что повлечет за собой потери инвесторов, судебные иски к Украине и риск ухудшения инвестиционной привлекательности страны на многие годы. Объемы дополнительных поступлений на оптовый рынок электроэнергии в сумме 500-600 млн. грн. в год, о которых говорилось в пояснительной записке к Распоряжению КМУ, однозначно не стоят стагнации отрасли, которая привлекла более $ 1.5 млрд. инвестиций в развитие солнечной энергетики, может в ближайшие 1-2 года привлечь еще столько же и создала более 10 тыс. новых рабочих мест. Также стоит учесть объем возможных судебных исков к Украине на уровне тех же $ 1.5 млрд. в случае ретроспективного снижения зеленого тарифа.
НКРЭ запланировала провести ряд совещаний по вопросам реализации Распоряжения Кабмина № 589-р, на которые приглашены участники рынка альтернативной энергетики. Остается лишь надеяться, что конструктивный диалог победит, а в итоге Украина получит прозрачную перспективу развития отрасли.

Тарас Кушнир, АВЭ «Альтернатива»

Метки: солнечная энергетика; электростанции

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100