Odessa Daily Мнения Евромайдан
По поводу дискуссии в Фэйсбуке о Саакашвили
Леонид Штекель
8 августа 2017 в 00:05Дискуссия вокруг Михаила Саакашвили в последнее время резко обострилась в связи с «гениальным» политическим «зигзагом» нашего «Гаранта Конституции». Ну, по поводу «Гаранта» никаких сомнений нет: чем ближе выборы, тем труднее найти преступление, на которое «Гарант» не будет готов пойти ради сохранения своего поста.
К сожалению, многие патриотически настроенные читатели не верят в это. Но это уже, как говорится, – «медицинский факт».
А вот что касается Саакашвили – все гораздо сложнее. Среди патриотов критиков Саакашвили можно разделить на четыре группы.
Первая группа – это фанаты социалистического пути развития Украины. За двадцать пять лет эти люди так и не поняли, что в наших условиях социализм ведет именно к тому, что мы имеем: бюрократически-олигархический псевдогосударственный капитализм. Объяснять этим людям, например, что именно запрет продажи земли ведет к монополизации сельского хозяйства, бесполезно. Так же бесполезно им объяснять, что надежда на «хорошего и справедливого чиновника» не просто бессмысленна, а и крайне опасна. В наших условиях любые попытки «промышленной политики» и «государственного протекционизма» будут вести только к разграблению страны, дальнейшей монополизации и т.д. Но эта группа патриотов не готова признать этот очевидный факт.
Вторая группа – это общественные активисты, которые пытаются сохранить остатки благоденствия старой жизни. В массе своей это люди социалистических убеждений, которые, как старые диссиденты, пытаются тыкать в морду нашей власти те законы, которые она приняла. Перед нами – настоящая трагедия, так как, с одной стороны, власть предержащие просто плевать хотели на законы, и попытки общественных активистов настоять на законодательной процедуре удаются в крайне редких случаях, когда этот спор оказывается выгоден какой либо другой группе, так называемым «инвесторам». А вот с другой стороны, проблема заключается в том, что сами законы, принятые в Украине, в принципе не способны быть реализованы. Они напрочь оторваны от реалий и от интересов бизнеса. И вот выработать стратегию, которая включала бы в себя дух законов и бизнес-реалии наших дней, увы, очень непросто. И в этом, по большому счету, никто не заинтересован. Поэтому борьба общественных активистов изначально обречена на провал. Правда, она позволяет хоть как-то заставить наш провластный бизнес реагировать на интересы людей. Там, где этой борьбы не было – картина просто удручающая. Там, где была – провластный бизнес хоть что-то делает из необходимого...
Третья группа – патриотические движения, превратившие «борьбу за правду» в бизнес. Эти группы ориентированы на реальные силы. Пока Саакашвили имел власть, он был для них интересен. Сейчас – полная индифферентность.
Четвертая группа – сторонники либеральных реформ в Украине.
Если мы хотим говорить об отношении к Саакашвили, то надо говорить об отношении каждой из этих групп к нему.
Первая группа поддерживала антикоррупционный пафос Саакашвили. Однако здесь необходимо отметить одну важную особенность стратегии Саакашвили, которая сыграла как за него, так и сильно против. И сегодня критики Саакашвили любят ссылаться на этот пример, как на доказательство его политической импотентности. Речь, в данном случае, идет о политическом пиаре.
Объективно Саакашвили оказался в абсолютно проигрышной ситуации. Как он сам говорил еще в 2015 году, пост главы облгосадминистрации не дает реальной власти, чтобы что-то сделать. Мешать бизнесу – и благодаря этому зарабатывать деньги! – этот пост позволяет. Но что-то реально делать – нет! Ни один из наших глав ОГА на этом посту ничего серьезного не сделал. Сергей Гриневецкий, чье имя неизбежно возникает как пример «сильного» главы ОГА фактически также занимался пиаром, но в другом, более понятном нам ключе, типично комсомольском. Он добивался создания программ развития региона, говорил публично о проблемах и т.д. Это все, действительно, нужно, Сергей Рафаилович был совершенно прав, но на решение проблем региона вся эта деятельность никак не влияет.
Саакашивили использовал пиар для того, чтобы взорвать ситуацию. Он не просто говорил о проблемах, он устраивал флэшмобы, которые вынуждали порою киевские власти действовать, а не только кивать головой.
Понимает ли сам Михаил Саакашвили, что вся эта борьба с коррупцией – почти фикция? Мои недолгие общения с его советниками говорят о том, что они понимают эту проблему. Насчет Саакашвили не знаю точно, но в любом случае, у Сакашвили была очень серьезная проблема.
То, что политический пиар Саакашвили заканчивался на громких, но не имеющих продолжения акциях, это правда. И представители и первой, и второй группы патриотов не хотят этого Саакашвили простить. Так ведь другие и этого не делали?! Но нет ничего страшнее человеческого разочарования.
И есть еще одна очень серьезная проблема.
Политическая деятельность в нашей стране осуществляется за счет малых и больших олигархов. Люди пока, в массе своей, не готовы платить политикам. Сейчас эта проблема стала еще более острой в силу возросшей нищеты, но эта тенденция была и раньше. Наши люди не готовы платить ни за информацию, ни за политику. В результате в стране нет ни информации, ни политики – у нас есть только пропаганда и манипуляция.
Саакашвили не хотел этого, но его возможности как главы ОГА не позволяли ему заниматься политикой. Он был вынужден пойти на союз с некоторыми олигархами, что, по сути, стало концом его сотрудничества и с первой, и со второй группами патриотов.
Но Саакашвили умудрился утратить доверие не только первой и второй группы патриотов (при полном пофигизме третьей группы), он не сумел найти общего языка и с либеральной частью одесских патриотов.
У Саакашвили была своя группа толковых экспертов. Но ни у него, ни у кого-либо из его команды не хватило умения, такта и желания создать единую команду реформ с участием украинских сторонников либеральных реформ. Говорят, что этим должен был бы заниматься Ка́ха Бендуки́дзе, но он, увы, умер.
Михаил Саакашвили обладает титанической харизмой и легендарной историей. Украину сегодня могут спасти ТОЛЬКО ЛИБЕРАЛЬНЫЕ реформы. Все остальное – полный тупик, наши бюрократы легко задушат все попытки некоего компромисса, «третьего пути», «промышленной политики», «антикоррупционной» и прочей «политики». Судьба общественного движения «Реанимационный пакет реформ» отчетливо показывает: реформаторы без власти ничего не смогут сделать! Все, что они предложат, можно легко выхолостить на уровне власти.
На сегодня в Украине Михаил Саакашвили – единственный известный политик, который декларирует и предлагает (разработанные его командой) либеральные реформы. Собственно говоря, он сейчас – единственный шанс страны и народа на спасение. Это не значит, что он – очень хороший. Это значит, что все остальные – неизмеримо хуже. Но у него нет никакой власти и нет никаких денег. И он перебил горшки с огромной массой политиков и экспертов, которые могли бы стать мощной силой его кампании. Саакашвили на сегодня – единственный реальный потенциальный противник Порошенко. Но шансы его…
Правда, есть человек, который гораздо больше Порошенко боится Саакашвили. Это Путин. Победа Порошенко в Украине на следующих выборах – это королевский подарок Путину. Победа Саакашвили – это ночной кошмар Путина. И если вдруг каким-то чудом Саакашвили удастся набрать сил на войну с Порошенко, то союз нашего «Гаранта» с Путиным может оказаться вполне реальным. Порошенко для Путина – обычный предатель, которого, в случае необходимости, можно простить, а Саакашвили – смертельный враг. Это может быть и плюсом Саакашвили, и минусом.
А дальше, как говорил Гамлет – тишина!
Леонид Штекель
Комментарий еще не проверен или был удален