Odessa DailyМнения

Открытое письмо Президенту Украины Порошенко П. А. от Одесской ячейки партии "Демократический Альянс"

Odessa Daily

19 января 2015 в 14:34
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Президенту Украины Порошенко П. О. 01220, г. Киев, ул. Банковая, 11. Заявитель: Сарафанюк Сергей Федорович Член бюро Одесской областной организации политической партии "ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС"

Открытое письмо Президенту Украины Порошенко П. А. от Одесской ячейки партии Демократический Альянс

Уважаемый Петр Алексеевич!
В сентябре в 2014 г. обществу была представлена "Стратегия реформ 2020", реализация которой позволит Украине в 2020 г. стать членом Европейского союза.
Новый общественный договор, который определен Вами в "Стратегии реформ 2020", заключается в том, что :
- власть гарантирует выполнение реформ, служения обществу, соблюдения принципов работы : просто, прозрачно, привлекательно;
- гражданское общество обеспечивает контроль над властью, добросовестный труд, соблюдение принципов достоинства, свободы и уважения к честному труду;
- бизнес обязывается поддерживать и развивать страну, бизнес-среду и общество, платить налоги и инвестировать, придерживаться принципов честного труда и конкуренции.
Однако реальные шаги со стороны бизнеса и местной власти в г. Одессе удостоверяют пренебрежение принципами предложенного Вами нового общественного договора, что, по нашему мнению, помешает Украине приблизиться к
вступлению в Европейский союз, по крайней мере в ближайшие 5 лет.
Одесса - это город, который имеет свою исключительность не только благодаря свободолюбию и толерантности одесситов, развитому предпринимательству, но и благодаря сохраненного до нашего времени уникального исторического ареала центра города. Также, Одесса является рекреационно-оздоровительным центром благодаря пляжам Черного моря, которые обрамлены широкой прибрежной озелененной зоной. Как культурное наследие, так и окружающая естественная среда Одессы - является общим благом не только для одесситов, но и общенациональным благом всех украинцев. Одесса сейчас добывает в борьбе свое право быть занесенной ко всемирному культурному наследию ЮНЕСКО. А рекреационные и курортно-лечебные свойства морской естественной среды Одессы - приобретают особенную ценность после оккупации Автономной республики Крым.
В предыдущие десятилетия, учитывая безответственное разрушительное отношение местных бизнесменов и местной власти относительно исторического наследия Одессы, а также катастрофическое состояние экологии морских вод, естественной среды и воздуха Одессы, в результате активной антропологической нагрузки, государство делало попытки защитить как историко-культурную ценность города, так и состояние окружающей среды, в частности путем принятия следующих специальных государственных программы нормативных актов :
- Согласно к ч. 2. ст. 32 Закона Украины "Об охране культурного наследия", с целью защиты традиционного характера среды населенных мест они заносятся к Списку исторических населенных мест Украины. Пределы и режимы использования исторических ареалов определяются в порядке, установленном КМУ соответствующей научно-проектной документацией, которая утверждается Минкультуры.
- Одесса внесена в "Список исторических населенных мест Украины" и имеет исторический ареал, определенный согласно к постановлениям КМУ № 878 от 26.07.01 г. "Об утверждении Списка исторических населенных мест Украины" и № 318 от 13.03.02 г. "Об Утверждении Порядка определения пределов и режимов использования исторических ареалов населенных мест, ограничения хозяйственной деятельности на территории исторических ареалов населенных мест";
- "Программа сохранения исторической застройки в центральной части г. Одессы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 20.06.2000 г. N 996.
- "О сохранении исторической застройки в центральной части города Одессы", указ Президента Украины от 23.10.1999 № 1375/99
- "Историко-архитектурный опорный план, проект зон охраны и определения пределов исторических ареалов г. Одесса", утвержден Приказом Министерства культуры Украины от 20.06.2008 г. № 728/0/16-08.
- "Об утверждении Общегосударственной программы охраны и воссоздания окружающей среды Азовского и Черного моров" Закон Украины от 22.03. 2001 г. N 2333 - III;
- "О мероприятиях по улучшению работы из использования и охраны территорий курортно-оздоровительного и рекреационного назначения в Одесской области", утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 10 декабря в 2003 г. № 1900.
Если в предыдущие годы удавалось как-то сдерживать проблему разрушения исторического наследия Одессы и рекреационно-лечебных свойств прибрежных территорий, то в течение 2013 - 2014 года случились исчислении, беспрецедентные случаи злоупотреблений и нарушений в этой сфере со стороны бизнеса и местной власти.
ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗРУШЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ОДЕССЫ (ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО АРЕАЛА ОДЕССЫ).
В предыдущие годы строительство в историческом ареале было единично, и хоть осуществлялось без получения всех необходимых разрешений и согласований от Министерства культуры, однако застройщики более-менее придерживались стандартов и нормативов в сфере охраны культурного и археологического наследия, в частности, новостройки было мало высотным (5-6 этажей, но не больше 9-ти), хранили традиционный характер застройки. То есть, на практике более-менее были соблюдении требования "Порядка определения пределов и режимов использования исторических ареалов "., какой утвержденный постановлением КМ Украины от 13.03.2002 г. N 318 в части сохранения расположения, применения приемов организации, высоты, длины фасадов, масштаба, характера членений, пластичного и цветного решения, функционального использования.
Действия бизнеса : в 2013 - 2014 гг. самые крупные местные застройщики начали противоправное и системное разрушение исторического ареала Одессы (исторического культурного наследия Одессы), при этом имея десятки земельных участков для застройки вне пределов исторического ареала Одессы. Начались противоправные застройки исторического центра Одессы современными многоэтажными объектами, которые полностью противоречат традиционной среде, не отвечают научной документации Министерства культуры Украины ("Историко-архитектурному опорному плану, проекту зон охраны и определения пределов исторических ареалов г. Одесса", утвержденного Приказом Минкультуры Украины от 20.06.2008 г. № 728/0/16-08). Как земельные работы, так и строительные работы проводятся без согласований и разрешений Министерства культуры Украины, как того требует Закон Украины "Об охране культурного наследия".
Историко-архитектурный опорный план города Одессы, что утвержденный Министерством культуры 20.06.2008 года, предусматривает, что для сохранения Одессой своей исторической уникальности и ценности с археологической, эстетической, этнологической, исторической, архитектурной, художественной, научной и художественной точки зрения и сохранения подлинности - высота новых зданий в историческом ареале города Одессы не должна превышать 18,6м (21,3м на перекрестках).
Однако, на данное время при молчаливом согласии, а в некоторых случаях и поддержки Одесского городского совета и Одесской государственной областной администрации противоправно строятся следующие объекты, без разрешительных документов по охране культурного наследия и согласование Минкультуры, без разработки детальных планов территорий :
- два 21- этажных жилищных комплекса по ул. Асташкина, 29 (запланированная высота - до 65 метров; заказчик ООО "Аль-карим" (код 38721611)
- 17 - этажный жилищный комплекс по ул. Большая Арнаутская, 26, 28, 30 (запланированная высота - до 60,9 м.; заказчик ООО "МЕРА" (код 25415216)
- 17 - этажный жилищный комплекс по ул. Белинского, 16; заказчик ПП "Дисконт" (код 32400578);
- многоквартирный жилой дом по ул. Осипова, 40 заказчик ООО "Консул-Плаза" (код ЭГРПОУ 33663351)
- 16-ти этажный многоквартирный жилой дом по ул. Большая Арнаутская, 23/1 заказчик ООО "Ровьера Девелопмент" (код 37803953)
Кроме того, строительство многоэтажек создает сверхнормативную населенность в центре города, в то время как запланированные 20-ти и больше поверхностные здания не будут иметь ни дворов, ни зеленых зон, ни парковок в результате уже существующей плотной застройки центра города. Это, угроза разрушения существующей инженерной и транспортной инфраструктуры. Это снижение комфорта и санитарно-гигиенических стандартов проживания людей, за счет неподобающей аэрации и инсаляции 2-х - 5-ти этажных домов, которые расположены рядом. Также, новые мега-застройки располагаются на известных на весь мир катакомбах Одессы, без всякого учета этого фактора, и уже сейчас строительные котлованы и
построенные этажи новых застроек - привели к началу физического разрушения домов, что рядом находятся.
Действия гражданского общества : Сотни одесситов становятся на защиту Одессы, проводя в течение последних полгода массовые акции протеста, подавая многочисленные жалобы, инициируя общие с застройщиками совещания, личные приемы в Одесском городском совете, ОДА, подавая жалобы в прокуратуру, Минкультуры, ДАБИ, информируя СМИ.
Действия власти : Попытка общества предотвратить разрушение исторического ареала Одессы - на данное время напрасные, так как эффективных мероприятий по остановке строительств и разрушению исторического ареала Одессы местной властью (управление из охраны культурного наследия при Одесском городском совете, управление из охраны культурного наследия при Одесской облгосадминистрации, Инспекция ДАБІ в Одесской области, прокуратура Одесской области) не принимаются, не принимая во внимание то, что культурное наследие находится под охраной государства, что зафиксировано и в Конституции Украины, и в Законе "Об охране культурного наследия", и в Законе "Об охране археологического наследства".
Благодаря многочисленным жалобам одесситов к Минкультуры, последняя 10 декабря в 2014 г. направила комиссию в Одессу (благодаря мораторию на внеплановые проверки - другие мероприятия контроля не проводились), которая признала незаконность строительных работ в историческом ареале. Относительно заказчика строительства по ул. Асташкина, 29 был наложенный штраф в размере 170 000 грн., относительно взыскания которого Прокуратура Одесской области в интересах Минкультуры подала иск, который впоследствии отозвала.
На данное время все строительные работы в историческом ареале застройщики продолжают стремительными темпами.

ОТНОСИТЕЛЬНО СИСТЕМНОГО РАЗРУШЕНИЯ ПЛЯЖЕЙ, ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС, ЗЕЛЕНЫХ, РЕКРЕАЦИОННЫХ И КУРОРТНО-ЛЕЧЕБНЫХ ЗОН ОДЕССЫ.
Больше чем 16 нормативно-правовых актов Украины охраняют и устанавливают ограничения в использовании прибрежных защитных полос моров и пляжей (перечень добавляется к листу).
В частности, Водный кодекс Украины и "Порядок определения размеров и пределов водоохранных зон и режима ведения хозяйственной деятельности в них", что утвержденные Постановлением КМУ от 8.05.1996 г. № 486 устанавливают, что для предупреждения загрязнения, засорения и исчерпания водных объектов вдоль моров устанавливаются водоохранные зоны. Водоохранная зона моров, как правило, совпадает с прибрежной защитной полосой и определяется шириной не менее как 2 километра от урізу воды. Прибрежные защитные полосы являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности. В прибрежных защитных полосах запрещается строительство любых сооружений (кроме гидротехнических, навигационного назначения, гидрометрических и линейных), в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей. Объекты, которые находятся в прибрежной защитной полосе, могут эксплуатироваться, если при этом не нарушается ее режим. Сооружения, которые не отвечают установленным режимам ведения хозяйства, подлежат вынесению из прибрежных защитных полос.
Не принимая во внимание законодательное запрещение строительства объектов в водоохранных зонах моря, в предыдущие годы наблюдались постоянные "посягательства" на эти территории, в частности для расположения некапитальных сооружений непосредственно на пляжных полосах (это платные арендованные пляжи с размещенными на них сооружениями с развлекательным и обслуживающим назначением), размещение вдоль пляжей капитальных объектов ресторанного бизнеса, а также строительство в максимально приближених к прибрежным и водоохранным зонам гостиничных комплексов или апартаментов, которые после строительства превращались в элитный жилищный фонд.
В целом, до 2013 года использование водоохранной зоны моря, которая обрамлена широкой полосой зеленых насаждений(1-2 км), можно охарактеризовать тенденцией к уменьшению общедоступности в виду ежегодного расширения территорий платных пляжей, не какие доступные подавляющему большинству одесситов, а также тенденцией возводить жилые дома впритык к прибрежным защитным полосам (какие в Одессе представляют собой берегозащитные террассированные озеленены склоны).
Действия бизнеса : в течение 2013-2014 гг. началось системное разрушение рекреационных и оздоровительных свойств пляжей, изменение целевого назначения и самовольное повреждение прибрежных защитных полос, уничтожения зеленых насаждений, сооружения капитальных объектов.
Примером может быть факт, что в течение октября - декабря в 2014 г. Исполнительным комитетом Одесского городского совета, ООО "НЕРУМ" - владелец дельфинария "Немо", что незаконно построенный непосредственно на пляже, КП "Одесское городское проектно-производственное бюро архитектуры и градостроения" в водоохранной зоне Черного моря на территории площадью 3,7 гектар на которой расположен пляж "Ланжерон" и прибрежная защитная озелененная полоса на склонах, которая выполняет
берегозащитную, противооползневую и противообвальную функции, - были совершены противоправные действия, которые заключались в, :
- разрушении естественного ландшафта - части прибрежной защитной полосы (приблизительная площадь 1600 - 2000 кв.м., глубиной 4 метров) и сплошной заливке ее бетоном;
- удалении многолетних деревьев и всей другой растительности на зеленой зоне на приблизительной площади 1600 -2000 кв.м.
- застройке на месте разрушенной части прибрежной защитной полосы автомобильной стоянки на 421 места - то есть, сооружения, которое запрещено Водным кодексом Украины, Государственным санитарными нормами для расположения в 100-метровой пляжной зоне и 2-х километровых прибрежных защитных полосах моров;
- прокладке автодороги к автомобильной стоянке с двумя полноценными полосами для проезда автомашин в двух направлениях;
- изменению целевого использования земельного участка из земель водного фонда (ст. 58 Земельного кодекса Украины) на земле автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (ст. 71 Земельного кодекса Украины).
ООО "НЕРУМ" приступил к фактическим работам, из так называемого, благоустройству пляжа "Ланжерон" при наличии лишь двух документов: 1) это документация под названием "Благоустройство части территории пляжа "Ланжерон" в г. Одессе" разработанной КП "Одесское городское проектно-производственное бюро архитектуры и градостроения"; 2) Решения исполнительного комитета Одесского городского совета от 30.10.2014 г. № 288 об утверждении проекта благоустройства территории пляжа "Ланжерон".
Никаких других документов необходимых по закону для таких видов работ по вырубке деревьев и зеленой зоны, строительство автодороги и автомобильной стоянки ни Исполком Одесского горсовета, ни ООО "НЕРУМ" не получили и не виготовлювали, а именно отсутствующие: проект землеустройства, градостроительная документация, позитивный вывод государственной экологической экспертизы, у которых были бы определенные мероприятия из соблюдения экологических нормативов, природоохранных мероприятий, сохранения почв, влияние на противооползневое и противообвальное свойства испорченных берегозащитных сооружений, а также разрешение на нарушение объектов благоустройства, декларация о начале строительных работ.
Другим примером является намерение Исполнительного комитета Одесского горсовета провести, так называемую реконструкцию благоустройства любимой многими поколениями одесситов "Трассы здоровья" - трассу, которая протягивается 6 км. вдоль почти всего побережья Черного моря над пляжами в зеленой зоне (неофициальное название парк "Юбилейный"), и которая используется одесситами исключительно для отдыха, пешеходных прогулок и для езды на велосипедах. За намерением Исполнительного комитета Одесского горсовета "Трасса здоровья" будет вдвое расширена за счет зеленых насаждений и открыта для проезда транспорта (Решение исполнительного комитета Одесского городского совета № 318 от 27.11.2014 "О назначении департамента экологии и развития рекреационных зон Одесского городского совета
заказчиком из разработки проектно-сметной документации из благоустройства "Трассы здоровья" от Ланжерона к Аркадии"). То есть, объект рекреационного назначения - превратится в автомобильную дорогу.
Также показательным является факт, когда в 2013-2014 г. за активной поддержки Одесского городского совета, и без предыдущего обсуждения с обществом, без обнародования проектов - состоялась реконструкция "Аркадийской аллеи", которая раньше, - была зеленой зоной и одновременно проходом от конечной остановки трамваю к пляжу "Аркадия", а теперь, это сплошной комплекс забетонированного торгово-развлекательного комплекса, в котором вместо остановки трамвая, - бассейн и сеть кафе, а вместо многолетних деревьев вдоль неширокого прохода к морю по обе стороны построенная аллея торговых павильонов, с одной стороны от аллеи поврежденные, ничем не подкрепленные обрывы приморских склонов высотой 20 м., в подножие которых расположены детские развлекательные аттракционы и торговые павильоны.
Действия гражданского общества : в течение октября-декабря в 2014 г. сотни одесситов каждую субботу проводили мирные акции протеста против уничтожения зеленых зон, пляжей и строительство автодороги в прибрежной защитной полосе; оглашали проблемы в СМИ; были на приеме у Одесского городского председателя, проводили встречи с совладельцем ООО "НЕРУМ" (кстати, депутатом Одесского городского совета), согласно устава города Одессы 15 людей инициировало проведение в Одесском городском совете общественные слушания относительно так называемого благоустройства пляжа и "Трассы здоровья" и собрали больше 1600 подписных листов за проведение общественных слушаний; подали заявление о совершении преступления в прокуратуру Одесской области; как крайняя мера - своими силами пытались разобрать верхний слой почти уже окончательно построенной автостоянки, с целью
не допустить введения ее в эксплуатацию; сейчас поданные жалобы в Государственную экологическую инспекцию, Министерство экологии и природных ресурсов, Государственной архитектурно-строительной инспекции.
Действия власти : Нарушения уже приобрели системный характер. Устранить и предупредить их на уровне местной власти, а именно Государственной экологической инспекции в Одесской области, Департаменту экологии и развития рекреационных зон Одесского городского совета, Управления инженерной защиты территории города и развития побережья Одесского городского совета в т.о. путем активного контроля общественности - уже является не возможным, так как законный супротив общественности против нарушений закона и своих прав воспринятый Одесским городским председателем и главой Одесской государственной администрации как "вандализм", и организация незаконных массовых беспорядков, а представителями бизнеса - как препятствие законному и честному бизнесу. Против самых активных представителей общественного движения - возбуждены уголовные дела, а в местных СМИ распространяется неправдивая информация о вроде бы какие-то политические заказы, которые направлены против местной власти, о подкупленных активистах. Каждая субботняя акция общественности сопровождалась наличием от 50 до 300 работников милиции, которые становились на защиту незаконного строительства. Такая ситуация привела как к скрытому, так и открытого противостояния между частью гражданского общества, властью и бизнесом в котором ни одна из сторон не желает идти на примирение. Противостояние дошло до того, что владельцы дельфинария "НЕМО" (ООО Нерум") во время запланированный для дежурной общественной акции протеста, организовали так называемую общественную акцию в поддержку строительства автодороги и автостоянок, за участием несколько десятков людей, в том числе спортивной внешности (факт имел место в 27.12.14 г.), в расчете на запугивание и физическое противостояние в обществе ради собственных бизнес-интересов.
В ИТОГЕ, ВЫНУЖДЕННЫЕ СДЕЛАТЬ НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ. Если Украина взяла направление вступления в Европейский союз, то вышеприведенная позиция власти и бизнеса, по нашему мнению, неприемлема, ведь уважение и бережное отношение всех цивилизованных демократических государств к своему историческому культурному наследию и окружающей естественной среде прослеживается в их реальных действиях, с учетом следующих международных актов:
· "Международная хартия об охране исторических городов" (Вашингтонская хартия) ООН; Хартия, Международный документ от 01.01.1987;
· "Конвенция об охране всемирного культурного и естественного наследия" ЮНЕСКО; Конвенция, Международный документ от 16.11.1972;
· "Международная хартия из охраны и реставрации неподвижных достопримечательностей и выдающихся мест" (Венецианская хартия) ООН; Хартия, Международный документ от 31.05.1964;
· "Рекомендация о сохранении и современной роли исторических ансамблей" ООН; Рекомендации, Международный документ от 26.11.1976;
"Европейская конвенция об охране археологического наследства"(ETS N 143) Совет Европы; Конвенция, Международный документ от 16.01.1992 № ETS N 143;
· "Международная хартия из охраны и реставрации архитектурно-градостроительного наследства" (Краковская хартия 2000 [..] ЮНЕСКО; Хартия, Международный документ от 26.10.2000;
· "Конвенция об охране архитектурного наследства Европы" Совет Европы; Конвенция, Международный документ от 03.10.1985
· "Рижская хартия о подлинности и исторической реконструкции культурного наследия" Хартия, Международный документ от 24.10.2000;
· "Всемирная хартия природы", Принятая резолюцией 37/7 Генеральной Ассамблеи ООН от 28.10. 1982 ;
· "Европейская ландшафтная конвенция" Совет Европы; Конвенция, Международный документ от 20.10.2000 № ETS N 176
"Конвенция о доступе к информации, участие общественности в процессе принятия решений и доступ к правосудию по вопросам, которые касаются окружающей среды" (Орхуська Конвенция) Ратифицированная Законом Украины N 832, - XIV от 06.07.99
· Рекомендация Комиссии 75/65/ЕЭС "Для государств-членов о защите архитектурного и естественного наследства" от 20 декабря 1974 года ЕЭС; Рекомендации, Международный документ от 20.12.1974 № 75/65/ЕЭС.
· Другое многочисленное количество нормативно-правовых актов относительно сохранения окружающей среды.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПРОСЬБЫ ОТНОСИТЕЛЬНО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
В соответствии со ст. 102 Конституции Украины Президент Украины является гарантом сдержки Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина.

Как отмечено в "Конвенции о доступе к информации, участие общественности в процессе принятия решений и доступ к правосудию вопросов, которые касаются окружающей среды" (Орхуська Конвенция), что ратифицированная Законом Украины N 832 - XIV от 06.07.99 г., - адекватная охрана окружающей среды важна для благосостояния человека, соблюдения основных прав человека, включая само право на жизнь.

Во-первых, просим Вас господин Президент, оценить вышеописанную проблемную ситуацию на предмет соответствия действий бизнеса и местной власти новым стратегиям развития нашего государства.
Во-вторых, просим Вас,господин Президент, в пределах Ваших полномочий, помочь по крайней мере, в назначении проведений объективных комплексных проверок фактов системного разрушения исторического ареала Одессы и нарушений природоохранного законодательства, разрушений прибрежных рекреационных зон, а также разрабатывании и эффективном выполнении государственных программ действий по защите исторического ареала Одессы и рекреационных лечебных свойств прибрежных полос Одессы. Для этого просим рассмотреть, среди прочего возможность определения статуса озелененных террассированных берегоукрепляющих склонов вдоль побережье Черного моря (в пределах города Одессы) - как национального парка.
Государственные органы, которые имеют компетенцию государственного присмотра и контроля в этих вопросах это, :
- Кабинет Министров Украины, который имеет исключительные полномочия на предоставление согласия относительно проведения внеплановых проверок и которому подконтрольны все нижеперечисленные центральные органы исполнительной власти;
- Министерство экологии и природных ресурсов Украины
- Государственная экологическая инспекция Украины
- Министерство культуры Украины
- Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины
- Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел.
В-третьих, просим Вас, господин Президент, в силу того, что согласно к ст. 8 Закона Украины "О местных государственных администрациях", местные государственные администрации возглавляют головы, которые назначаются на должность Президентом Украины и, что согласно к ст. 119 Конституции Украины местные государственные администрации на соответствующей территории должны обеспечивать выполнение Конституции и законов Украины; 2) законность и правопорядок; сдержка прав и свобод граждан; 3) выполнения государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды, - провести совещание и требовать от председателя Одесской областной
государственной администрации предоставить отчет относительно защиты государственных и общественных интересов во время допущения системного использования прибрежных рекреационных зон, незаконного строительства автодорог и автостоянок в 2014 году.

О результатах рассмотрения этого заявления прошу сообщить по адресу:

С уважением
Член бюро Одесской областной организации политической партии "Демократический Альянс"
Сарафанюк С.Ф.

Источник: kraina.name

Метки: президент; открытое письмо; демальянс; сарафанюк; застройки

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100