Odessa DailyБизнес

Море денег: сколько стоят украинские зерновые порты

Odessa Daily

25 февраля 2013 в 13:24

По данным ЦТС, общая стоимость зерновых терминалов Украины составляет более 3 млрд долл. Совместное приобретение холдингом Кернел и концерном Glencore терминала в порту Тамань частично пролило свет на вопрос, какая же реальная рыночная цена этих активов в черноморском регионе.

Море денег: сколько стоят украинские зерновые порты

Прошлой осенью миллиардеру собственнику агрохолдинга "Кернел" Андрею Веревскому удалось провернуть сделку крупного масштаба. Договорившись из одной из самых больших и закрытых транснациональных корпораций Glencore, предприниматель приобрел за 265 млн долларов стивидорные активы российской группы "Эфко" в порту Тамани. При этом, он обскакал также претендующих на данный актив трейдера Louis Dreyfus и группу "Дело" Сергея Шишкарева. Учитывая, что компания Андрея Веревского и детище Марка Рича активно конкурируют на украинском рынке, заявление о совместном приобретении активов в России стало неожиданным.

Но благодаря этой покупке "Кернел" сможет повторить ту вертикально замкнутую цепочку, которую компания сумела ранее успешно реализовать в Украине. Еще одним весомым для рынка результатом ее заключения стало то, что на вопрос, сколько стоят портовые активы в черноморском регионе пролилось немного света. Сделка по Тамани для рынка стала важным индикатором, поскольку "Кернел" является публичной компанией.

Исходя из отчетности компании Андрея Веревского, одна тонна перевалки мощности в порту Тамани обошлась в 90 долларов, а тонна объема единовременного хранения портового элеватора в 3300 долларов. Впрочем, аналитик Центра транспортных стратегий Андрей Товстопят отмечает, что во втором случае данные не совсем показательны, поскольку "Кернел" совместно с Гленкором приобрел элеваторные мощности объемом 80 тыс. тонн единовременного хранения, тогда как в Украине для достижения объема перевалки в 3 млн тонн, который в данный момент может переваливать Таманский терминал, используются портовые элеваторы мощностью в 150-200 тыс. тонн. Поэтому, индикатор для украинских портовых элеваторов должен быть немного ниже.

Исходя из такой оценки зерноперевалочных активов Тамани, наиболее высоко могут быть оценены зерновые терминалы Одесского порта (все терминалы Хлебной гавани) – 540 млн долларов если исходить из суммарной мощности перевалки. Здесь уже работают такие компании как Альфред Топфер и Бруклин-Киев. А на втором месте - терминал ТИС Зерно в порту Южный – 432 млн долларов.

Самые дорогие зерновые терминалы находятся в Одесском порту (все терминалы Хлебной гавани) – 540 млн долларов

 

Зерновые мощности терминала Дмитрия Фирташа возле Николаева (Ника-Тера) оцениваются в 90 млн долларов. Впрочем, первая цифра может быть и значительно выше, поскольку  здесь для перевалки зерна можно использовать мощности по отгрузке генеральных грузов, а в этом случае экспорт зерна может возрасти до двух и более млн тонн.

В целом, все зерновые портовые терминалы Украины можно оценить в сумму 3-3,5 млрд долларов. Если же учитывать терминалы без рыбных портов и СРЗ, то эта сумма составляет 2,9 млрд долларов.

Для более точного определения стоимости украинских портовых активов остро не хватает в Черноморском регионе прозрачных сделок по приобретению терминалов, похожих на покупку СП Кернел-Гленкор терминала в Тамани.

Например, о сумме, которую заплатила "Аутспан интернешнл" - российская "дочка" одного из ведущих мировых агротрейдеров сингапурской Olam – за "Азовский зерновой терминал" в 2012 году приходится лишь гадать. По мнению некоторых экспертов, сумма сделки могла составить около 50 млн. долларов, что из расчёта стоимости одной тонны мощности значительно дешевле денег уплаченных Веревским и Glencore за Тамань.

 

250211

Источник: cfts.org.ua

Метки: порт; зерно

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100