Odessa DailyМненияЛеонид Штекель

Экономика – путь к Майдану. Часть первая: от танком по бюджету – до разгона Налогового Майдана.

Леонид Штекель

11 февраля 2014 в 16:55
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Надо сказать, что приход к власти Виктора Януковича вовсе не встретил единогласного неприятия бизнесом.

Экономика – путь к Майдану. Часть первая: от танком по бюджету – до разгона Налогового Майдана.

Моя переписка в интернете с Юрием Бликовым и Игорем Шевченко подтолкнула меня написать об экономической подоплеке Майдана. Все это нельзя объяснить в двух-трех постах и требуется, как минимум, более подробный разговор. Разумеется, это лишь общий обзор, а не детальный анализ, который требует совершенно иного объема.

Надо сказать, что приход к власти Виктора Януковича вовсе не встретил единогласного неприятия бизнесом. К этому времени экономическая политика Юлии Тимошенко уже настолько надоела, что некоторые даже считали, что это к лучшему. Ее социалистический популизм, грубо говоря, всех достал. Единственное, на что реагировала Юлия Владимировна – это на публичные акции. Так что многие средние и крупные компании занялись политическим пиаром, устраивая митинги протеста у стен Кабмина. И достаточно эффективно. Но цирк это приелся, как и массовые обращения в суд по тем или иным решениям Кабмина.

Виктор Янукович, казался более прагматичным и разумным человеком, и многие бизнесмены были готовы закрыть глаза на то, что и выборы на Востоке и Юге, мягко, говоря, были «не чистыми», и то, что в своей программе Виктор Янукович обещал явно то, что сделать не мог бы. Но на фоне популизма Юлии Тимошенко все это казалось не очень важным. То есть радости не было, но и отчаяния тоже. У большинства предпринимателей.

Первый холодный душ прошел при назначении премьера. Николай Азаров был известен в бизнесе крайне негативно. Его Налоговый Кодекс в свое время вызвал резкое неприятие бизнесом, которому удалось тогда, в 2002 его завернуть. Наглое «крышевание» с использованием налоговой милиции ряда бизнес схем, в частности «семечки», которое приписывали Азарову, также не добавляло ему очков в глазах бизнеса. Но самое главное заключалось в том, что приход Николая Азарова в кресло премьера – плоть от плоти нашего чиновника, означал резкую бюрократизацию нашей экономики. Одесские предприниматели говорили, что уже лучше ставленник олигархов, чем чиновник. Но выбор Виктора Януковича был за послушным ему чиновником, а не за сильными олигархами.

Первый итог этого выбора – бюджет 2010. То, что важнейший документ страны был принят без обсуждения, без комментариев, просто «продавлен» через Верховную Раду было беспрецедентно для Украины, при всем хаосе нашей законодательной жизни со дней независимости. Его в сессионный зал ввезли на танке с Чечетовым во главе.

Вслед за этим пошел знаменитый Налоговый Кодекс Азарова. Он точно так же был «продавлен» через ВР.

Надо сразу сказать, что этот сборник документов, который громко именуется Налоговый кодекс, разумеется, никаким «кодексом» не является. Это не кодификация действующих законов, крайне поверхностное соединение документов. И сделан он, прежде всего, ради принятия второй части – легализации тотального контроля налоговой за бизнесом. В течение 10 лет бизнесу удавалось отбиваться от этих атак, но Виктор Янукович, впервые со времени Кучмы, имел в руках всю полноту власти: он контролировал налоговую, таможню, милицию, СБУ и прокуратуру. Со времени Леонида Кучмы в стране не было такой единой власти, при чем, что очень важно – Леонид Кучма по ряду причин, свой второй срок старался мало-мальски соблюдать некую минимальную публичность. Виктор Янукович почти сразу дал понять, что его вообще не интересует, что думает население о нем и его режиме.

Кроме этого необходимо учесть и роль судов. Во время после «оранжевой революции» суды превратились в место торга. Здесь за взятку решали любые вопросы, речь стояла лишь о цене его. Виктор Янукович эту систему поломал: отныне судебные вопросы решались за взятку лишь в том случае, если они не затрагивали интересы госаппарата. Число судебных дел, которые выигрывали предприниматели, стало стремительно сокращаться.

Причем в украинских реалиях никогда не шла речь о выигрыше предпринимателями не объективных дел. Как минимум, в 99 случаях из ста, предприниматель обращается в суд при стопроцентной правоте против налоговой. Именно поэтому, так велик был выигрыш предпринимателями судебных исков во времена Виктора Ющенко. Но и тогда, за справедливый суд надо было платить зеленью. А Виктор Янукович это отменил. Не плату за выигрыш, а сам выигрыш. Теперь за деньги можно было только скостить наказание, а сами выигрыши сократились в РАЗЫ!

Второй целью Налогового кодекса было уничтожение упрощенной системы – старой мечты Николая Азарова. Думается, главная причина здесь не повышение налоговых платежей, а непоколебимое желание г-на Азарова установить контроль за малым бизнесом. Ведь ни для кого не секрет, что устранение упрощенной системы привело бы к массовому уходу малого бизнеса в тень, превращение его в полукриминальную деятельность и соответственно, предоставление аппарату налоговой широчайших полномочий по преследованию загнанных людей.

Однако с последним Николаю Азарову не повезло. Пусть и в самый последний момент, но предприниматели попытались опротестовать ситуацию, и вышли на Налоговый Майдан. И, судя по всему, лично Виктор Янукович принял решение изменить стратегию: власть закрывает глаза на малый бизнес и пока его напрямую не трогает. И здесь сработал прагматизм власти – приняв решение, они до поры до времени, оставили малый бизнес в покое. Упрощенка пережила еще одну атаку.

Эта милость была не случайна.

Первый этап правления Виктора Януковича, от победы на выборах до принятия Налогового Кодекса, был направлен на установление полного контроля над экономикой страны на уровне Верховной Рады. Ситуация с малым бизнесом здесь была не принципиальна экономически, а политически, после итогов Майдана 2004 года, малый бизнес залег на дно.

Второй этап правления. Начался после разгрома Налогового Майдана путем разделения протестующих: подписание, с одной стороны, некоего компромисса с теми, кто согласился идти на союз с властью, а с другой – силовой разгон остальных. Ощутив, что украинский бизнес не способен последовательно себя защищать, начинается этап создание структуры контроля крупного и среднего бизнеса властью. Возникает система «смотрящих». Фактически в стране начинается давление на средний бизнес и переходи его под контроль крупного бизнеса, связанного с партией власти. Малый бизнес остается, как бы свободен, но него сваливается новая проблема: в стране усиленными темпами продолжается монополизация всей экономики. И при Кучме и при Ющенко, монополизм являлся страшным бичом для экономики страны, однако именно во время второго этапа правления Виктора Януковича, база для малого бизнеса все сокращается и сокращается, ставки аренды стремительно растут при общем сокращении платежеспособного спроса.

Именно в это время партия власти начинает новую компанию. И раньше, все те, кто шли во власть, чаще всего рассчитывали на преференции от своего поста, которые должны были многократно окупить затраты на избирательную кампанию. Однако в это время вся эта картина приобретает абсолютно гипертрофированный характер.

Дело в том, что в Украине еще не было периода, когда власть была бы столь безнаказанна в своих действиях, а ее неприкрытая наглость столь велика. Если во времена Леонида Кучмы его власть была столь же всеобъемлющая, то сам Леонид Кучма не решался на подобные действия. Да и силовой аппарат тех еще не мог полностью отказаться от привычек советского времени соблюдать определенный политес в своих действиях. Режим Виктора Януковича был полностью свободен от подобной «сентиментальности».

При Викторе Ющенко в стране не было единого центра силовой власти. Сам Ющенко контролировал лишь СБУ, милиция была в руках Кабмина, прокуратура – Партия Регионов. Да и в самих ведомствах налоговой и таможни был раздрай. В отличие от Виктора Ющенко, в руках Виктора Януковича оказались сразу ВСЕ силовые структуры страны: милиция, СБУ, таможня, налоговая и прокуратура. Он стал де факто самодержцем Украины. И теперь его подданные – партия власти, могла творить с бюджетом все, что хотели. Никакой критики, никакой борьбы уже не было. Бюджетные деньги стали и добычей власти и платой за покорную службу.

Именно отсутствие контроля оппозиции превратила второй этап правления Виктора Януковича в период неограниченного распиливания бюджета. Итогом этого стали знаменитые ЕВРО 2012. С откатами, минимум, под 40-50 процентов.

Но уже приближались новые выборы.

(Продолжение следует)

Источник: novostnik.com.ua

Метки: Янукович; Евромайдан

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100