Odessa DailyМнения

Доклад МКГ Совета Европы. Что осталось за кадром.

Владимир Саркисян

7 ноября 2015 в 01:12
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Презентованный 4 ноября в Киеве и 5 ноября в Одессе доклад Международной консультативной группы стал не только информационным поводом, но и поводом задуматься о некоторых аспектах событий, оставшихся вне внимания и уважаемой комиссии, и общественности Одессы.

Доклад МКГ Совета Европы. Что осталось за кадром.

Комиссия Совета Европы, в состав которой вошли сэр Николас Братца (председатель), Владимир Буткевич и Олег Анпилогов, увы, не смогла выступить с докладом в Одессе лично - банальный туман сделал невозможным прилет группы. Доклад был презентован в виде скайп-конференции, после которой сэр Николас Братца ответил на вопросы журналистов и одесситов. Отчет  Международной консультативной группы (МКГ) подробно освещался в прессе, а некоторые предвзятые формулировки СМИ уже опровергнуты, как внимательными читателями, так и самой МКГ.  Расскажем о том что осталось за кадром.

dscf1269

Николас Братца отвечает на вопросы родственников погибших

Присутствовавшие на презентации некоторые родственники погибших обвинили “Группу 2 мая” в ангажированности и в том, что группа существует на средства бывшего главы Одесской облгосадминистрации Игоря Палицы.

- Очень забавно было слышать сегодня претензии в адрес "Группы 2 мая" от родственников погибших. Не обидно, не удивительно, а именно забавно. Согласитесь, не каждый день услышишь обвинения о том, что наша группа якобы действует "на средства Игоря Палицы" - от людей, каждый из которых получил от этого самого Игоря Палицы по 200 тысяч и даже не поморщился, - отреагировал на эти обвинения мой коллега Сергей Дибров.

Добавлю, что комичность ситуации заключается еще и в том, что И. Палица был назначен главой облгосадминистрации после событий 2 мая и никак не мог быть лицом, заинтересованным в искажении фактов. Более того, по отдельности и вместе, потерпевшие по делу имели не одну возможность встретиться с Игорем Палицей (я знаю об этих встречах, а на одной из них даже присутствовал) и высказать недоверие и ему, и “Группе 2 мая”. Равно как и высказать недоверие качеством и содержанием следствия генералу Катеринчуку, и полковнику Рудницкому - тогдашнему руководителю следственно-оперативной группы.

Ну, бог с ними - люди потеряли родственников и чувство мести у них, вполне возможно, является заместительным для скорби Своего рода, защитная реакция. Я бы не заострял на этом внимание, если бы не два обстоятельства.

Во-первых, кроме погибших и причисленных к “жертвам режима” 48 человек, 2  мая собрало обильную кровавую жатву в виде раненных участников столкновений, среди которых большое число евромайдановцев, а также искалеченных сотрудников правоохранительных органов. Многие из этих людей уже никогда не смогут вернуться к полноценному труду и жизни. О них, почему-то, молчат. Молчат о тех, кому помощь нужна не единовременно, а постоянно - до конца жизни. Нельзя ненавидеть человека за то, что пуля, сразившая твоего близкого, не убила и стоящего рядом. Мне кажется, что это не по-человечески. Также, как и принимать цену крови, но продолжать кусать руку дающего.

И во-вторых - пресловутые огнестрельные повреждения на телах погибших в Доме профсоюзов. Эта тема муссируется полтора года. Она всплывает с завидной регулярностью и, по всей видимости, подпитывается извне. На уже упоминавшейся встрече Палицы с родственниками погибших, я предложил всем сомневающимся в подлинности заключений о причинах смерти провести эксгумацию тел покойных и провести повторную экспертизу. Обеспечить присутствие независимых журналистов, правозащитников и зарубежных специалистов вполне под силу адвокатам  потерпевших. Следы огнестрельных ранений сохраняются в течение многих десятилетий - мне приходилось работать с останками репрессированных сталинским правосудием и я знаю, что говорю. Увы, ни один из потерпевших не воспользовался этим советом. Таким образом,  все утверждения об огнестрельных ранах на телах погибших в Доме профсоюзов являются абсолютно ничем не подтвержденными заявлениями. Сомневаться в том, что подобные травмы обязательно нашли бы отражение в заключениях экспертов оснований нет.

Вне круга внимания оказались и вопросы, связанные с нынешней безопасностью городской громады. Не видеть, что события 2 мая являются ключевыми для понимания ситуации в городе, может только исключительно близорукий человек.  Карта 2 мая будет разыгрываться до тех пор, пока существуют силы, получающие преференции от нестабильности региона. Сами события показывают, что истинной причиной трагедии были не хитроумные замыслы врага - они лишь использовали ситуацию. Причиной был раскол громады на враждующие лагеря. Раскол, создаваемый и углубляемый искусственно, умышленно - для удлинения рычага влияния на Киев. И любой  политик, любой здравомыслящий человек, действительно желающий блага Украине и Одессе обязан приложить все усилия для того, чтобы объединить общество. А для этого, прежде всего, следует изучить и события той кровавой пятницы, и последствия.

Увы, в этом вопросе нынешнее руководство области энтузиазма не проявило до сих пор. Вплоть до полного безразличия к докладу Международной консультативной группы Совета Европы.  А опрометчивые заявления, сделанные политиками в период предвыборной кампании и проводящие черту раскола уже между проукраинскими гражданами - и вовсе недопустимы, на мой взгляд. Разделить, чтобы властвовать - не худший политический прием, но в настоящей ситуации может случиться так, что властвовать после разделения будет уже нечем.


Метки: Одесса; 2 мая; Совет Европы; МДГ

Владимир Саркисян


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100