Odessa DailyНовости

Прерванный полет Ани Яблонской (Воспоминания о юной красавице с застенчивой улыбкой)

26 января 2011 в 12:48


yablonskayaНет пророка в своем  отечестве….
Чтобы тебя   узнали и  оценили, нужно  или  долго жить, или  рано погибнуть. Второе даже предпочтительнее, как ни кощунственно это  звучит….
О гибели Ани Яблонской я узнал  где-то около полуночи, а уже утром следующего дня был засыпан телефонными звонками; оказалось, что в нашем миллионном городе я  - один из очень немногих, кто может рассказать об Ане что-то большее, чем написано в Википедии. И это при  том, что  была она личностью примечательной и в тени не таилась:  публиковалась в достаточно известных  изданиях, и довольно-таки регулярно получала награды за свои произведения.  Дошло до смешного (хотя это смех сквозь слезы): даже в «Википедии» написали, что фамилия, которую Аня приняла, вступив в брак, ее настоящая, а Яблонская - псевдоним. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0). Сейчас, подняв подшивки, я обнаружил, что одна  лишь наша  газета «Порто-франко» как-то отслеживала творческий путь Ани и  более-менее регулярно давала информацию о ее достижениях… Вот уж точно: мы ленивы и нелюбопытны (ах, Сергеич, как ты прав!)     

Впрочем, на Аниных  достижениях я не буду останавливаться; интересующиеся  легко  найдут их перечень в Интернете. (http://mycityua.com/news/country/2011/01/25/144049.html)
(http://lb.ua/news/2011/01/2481840_Pogibshaya_v_Domodedovo_dramaturg_.html)  Попробую рассказать о том, что запомнилось из личного общения.
Как не парадоксально это прозвучит, но полтора десятка лет назад ученица 29-й школы Аня Яблонская была куда более известна в родном городе, чем после уже состоявшийся драматург и лауреат разных премий. «Раскручивать» девочку начал ее отец – Григорий Яблонский, в советские времена  довольно известный журналист, фельетонист, и автор многочисленных афоризмов. В качестве последнего он снискал немалую популярность, вплоть до того,  что был включен в «одесский» том «Антологии сатиры и юмора России ХХ века». (Некоторые его произведения самого краткого из жанров  опять-таки можно отыскать в необозримой Сети). Как водится у многих талантов, вначале у Ани были стихи. Ее первый сборник вышел, когда девочке было 14 лет;  тогда  наличие у столь юного автора своей книжки было еще в диковинку. Но, надо сказать, что стихи действительно производили впечатление; не зная их автора, невозможно  было догадаться, что они написаны школьницей. Впечатление производила и сама юная поэтесса – огненноволосая  красавица с нездешним выражением лица. О таких порою говорят – «не от мира сего», но к Ане подобное определение не подходило, просто была именно что ИНАЯ. Мне казалось, что  Аня могла бы с успехом сыграть Аэлиту – роль, некогда прославившую  будущую жену  Александра Довженко (кстати говоря, любовь их вспыхнула именно в Одессе).  Странно, между прочим, что после немого фильма Якова Протазанова никто так до сих пор и не отважился на экранизацию знаменитого романа «красного графа» Алексея Толстого. Рискну предположить, что поразительная робость кинематографистов объясняется – во многом – невозможностью найти вторую Юлию Солнцеву, в которую после выхода  протазановской «Аэлиты» была влюблена едвали не вся мужская часть Советского Союза. Так вот, красота Ани Яблонской была из той же породы: трудно было отвести глаза от этого поразительного лица, и это при том, что косметикой Аня практически не пользовалась.

Поближе мы познакомились в мае 1997 года, и случилось это при обстоятельствах достаточно любопытных – на первом в Одессе (да и в Украине) конкурсе «Мисс пресса».  
Идею  конкурса придумали мы с Вадимом  Меремсом, который тогда возглавлял городское управление по делам молодежи, физкультуры и спорта. Сейчас уже можно признаться, что отбор участниц проходил чисто формально: поскольку мы не были до конца уверены, что молодые журналистки так уж охотно откликнутся на наш призыв, то, как минимум, четырех из семи участниц сами уговорили подать заявки. Одной из них была Аня Яблонская, которой не исполнилось и 16. Но она уже публиковалась в разных изданиях, а «официально» на конкурсе представляла информационное агентство "Каролина-пресс», которое, насколько я помню, создал ее отец.  
Десять  лет спустя, вспоминая об этом конкурсе, Аня признавалась, что сперва всю эту затею восприняла как шутку, но затем «глубоко» в нее втянулась. «Самое курьезное в этом конкурсе, - говорила Аня, - было то, что я была значительно младше остальных участниц. Участвовать было крайне интересно, хотя и жутко.  Несмотря на то, что у меня был некоторый журналистский опыт, я все же чувствовала себя не в своей тарелке».

Однако  эта неловкость быстро прошла. Чему, я думаю, не последнюю  очередь способствовало то, что  девушка, как она говорила, «подрабатывала в рекламном агентстве», и умела многое из того, чему прочие конкурсантки только учились.
В силу некоторых обстоятельств проведение конкурса пришлось перенести на неделю. Об этом стало известно, что называется, в последнюю минуту, так что одна из газет умудрилась написать о конкурсе как о состоявшемся и даже назвала имя победительницы (ошиблась, кстати). Я, помню, отреагировал на такую поспешность шутливой репликой в "Порто-франко", на что автор злополучного «прогноза» страшно обиделся и поместил в другой газете «отлуп», по объему раз в пять или шесть превышающий мою реплику. Но на конкурс этот человек не пришел, и очень много потерял. Потому что наши дамы проявили себя во всем блеске талантов и фантазии.
Если  мне память не изменяет, то конкурсов  было шесть. Сперва нужно было отрекламировать  себя и свое СМИ. Затем было что-то типа разминки, когда девушки задавали друг другу некую ситуацию,  и  нужно было за 30 секунд найти выход  из нее. Был совершенно замечательный конкурс  «Платье из любимой газеты». Не обошлось, естественно, без демонстрации талантов. Так, участницам предложили набор рифм, исходя из которых требовалось написать стихотворение (это называется «буриме»). Рифмы подобраны были не случайно: я взял их из «Песни журналистов», которая прозвучала в фильме Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу». До уровня оригинала никто, конечно, не дотянулся, но некоторые фрагменты звучали очень даже остроумно.  Жаль, что мы не догадались собрать  после  конкурса эти тексты; она сама их, насколько я знаю, не сохранила.  

А вообще же Аня произвела настоящий  фурор. И смотрелась, и держалась она превосходно, и если не бы  не совершенно феерическая в тот вечер Зоя Казанжи (будущий пресс-секретарь Сергея Кивалова и редактор газеты «Слово»), то самая юная участница вполне могла бы стать журналистской» «Мисс». Впрочем,    второе место и приз зрительских  симпатий  было для юной красавицы  весьма солидным успехом.  
- То, что я заняла второе место, стало для меня, мягко говоря, шоком, - признавалась Аня. -  Конкурсанток оценивали зрители путем тайного голосования, а из «моих» в зале были только родители. До сих пор не понимаю, почему за меня отдали свои голоса столько людей.

Но секрет успеха был прост; совершенно очевидные красота и талант, плюс, конечно,  обаяние  юного возраста.   О том, как Аня воспользовалась своим призом, она сама рассказала по свежему впечатлению в газете «Порто-франко». (http://porto-fr.odessa.ua/1997/5/5-110.htm)
Во время  конкурса Аня подружилась  с Натальей Князевой, руководителем театра «Тур де Форс», и стала одной из ведущих его актрис.  Мне кажется, что это увлечение и  определило выбор Аней «главного направления», в котором она принялась  реализовывать свой талант.  Хотя поначалу были и стихи, и юморески (публиковались в одесском журнале «Фонтан»), но постепенно Аня сконцентрировалась на драматургии. О ее успехах на этом поприще  много информации в Интернете, мне же хотелось бы напомнить о двух одесских постановках по ее сочинениям.  Детский спектакль «Дюймовочка»,  либретто  которого  Аня написала по мотивам  знаменитой сказки Ганса-Христиана  Андерсена, а музыку – одессит  Сергей Верди, входит в  репертуар  нашего Театра музыкальной комедии. А драму «Дверь» поставила  Н.Князева  у себя в театре. Премьеру играли на сцене Украинского театра, причем на сцене – в прямом  смысле слова: зрители полукругом  окружали артистов. Я видел это  представление. Не скажу, что  оно  произвело на меня особое  впечатление,  но значим был  тот факт, что в Одессе появился драматург, работающий в стилистике т.н. «новой волны». Произведения такого рода имеют своих поклонников и критиков, но Аня со своим  своеобразным взглядом на  мир замечательно в этот стиль вписалась, о чем свидетельствуют ее успехи на разных драматургических конкурсах и фестивалях. К великому сожалению,  как это часто бывало и бывает  в Одессе, «магистральный путь ее творчества» проходил мимо родного города. Почему ни один одесский  драматический театр не взял в репертуар пьесы уже не новичка, а достаточно «раскрученного» драматурга - вопрос  к руководству этих театров.  

По моему  убеждению, за этим невниманием  - и  вообще отрицанием новой драматургической «волны»  -  стоит обыкновенная творческая трусость. Наши режиссеры попросту не знают, как подойти к этой   странноватой  и непривычной (для них) стилистике, и потому попросту боятся рисковать. Правда, не исключаю, что сейчас, на волне возникшего интереса, какой-то из местных театров все-таки возьмет для постановки одну из Аниных пьес;   «Театру на Чайной», кстати говоря, давно пора было бы это сделать.  Вот только  автор никогда уже не увидит этих премьер. Увы, но «в своем отечестве….»           
Сейчас многие ухватились за одну Анину строчку  и на этом основании утверждают, что, дескать, она предчувствовала свою  смерть. По-моему, это чепуха! В конце концов,  мало ли что можно написать в дневнике или стихах, но  маленький ребенок – это самая надежная защита от мыслей подобного рода.

Я же  обратил  внимание на поразительное – в  определенной степени – сходство Аниной судьбы с биографией другой Яблонской – Марианны, актрисы и драматурга, тоже рано ушедшей из жизни, хотя и по более прозаической причине.

Вот выписка  из Википедии.
«Марианна Яблонская… Актриса Ленинградского театра им. Ленсовета. Впоследствии переехала в Москву, где играла в Центральном Детском Театре и театре им. Маяковского.  Автор двенадцати пьес…   При жизни не издавалась… Скончалась в возрасте 42 лет от инсульта. Осталась дочь…»

Поразительно  много совпадений, не правда ли? А  если еще и сопоставить названия некоторых пьес:
«Рентген» -  «Видеокамера»;
«Ожог» - «Тепло»;
«Плюшевая обезьяна в детской кроватке» -  «Письмо  в зоопарк»;
«Бермудский  квадрат» - «Выход к морю»;
«Давайте разденем ёлку» - «Шоу ковбоя без собаки»…

Но давайте  уйдем от мистики…  
Для меня Аня  Яблонская  навсегда (уже) осталась юной красавицей с неяркой и  застенчивой,  но совершенно очаровательной улыбкой. В последние годы мы практически  не пересекались, за Аниными успехами я, так сказать,  наблюдал издалека. Радовался, что  наш родной город не перестал еще «плодоносить»   удивительными талантами,  огорчался, что  эти таланты он же и не востребует  должным образом. Видя, как расширяется «экспансия» драматурга Яблонской на российской пространстве, ждал, когда на нее обратит внимание  телевидение (не секрет же, что слава к драматическим сочинителям приходит нынче чаще всего  благодаря телесериалам)… У Ани были все шансы взлететь высоко.  В свои 29 лет она сделала поразительно много, особенно, если учесть, что оставалась жить в провинции, где крайне  трудно «раскрутиться» по-настоящему. Голова кружится, когда думаешь о  том, сколько же могла сотворить эта молодая красавица!
Почему-то мне  кажется, что в последние минуты своей жизни Аня бежала. Торопилась на вручение очередной награды. Летела навстречу…. Смерти? Бессмертию? Нет, посмертной судьбе… .Есть такое тривиальное выражение : «Прерванный полет».  При всей его избитости, я не  смог отыскать  более точного определения в отношении судьбы Ани Яблонской.
Но как  же все-таки неправильно, что для того,  чтобы о ней наконец-то узнали десятки (сотни) тысяч земляков,  Ане пришлось погибнуть….

.  
P.S. А для любителей мистики - цитата: »Ни одно животное не убивает себе подобных. Но мы же не животные!» Автор – Григорий Яблонский.

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100