Odessa Daily Бизнес Альтернативная энергетика
Выстраданная Энергетическая стратегия 2030
Odessa Daily
14 марта 2014 в 16:08Недавно Министерство энергетики и угольной промышленности Украины обнародовало окончательный вариант Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года. Изменений по сравнению с вариантом, предлагаемым для общественного обсуждения немного, но они есть.
Касаются эти изменения и возобновляемых источников энергии. Как известно, Украина взяла на себя обязательство перед Энергетическим сообществом довести долю возобновляемых источников энергии в общем объеме вырабатываемой энергии до 11% к 2020 году. Это обязательство сейчас учтено в стратегии развития отрасли. По базовому сценарию, установленная мощность объектов возобновляемой энергетики, генерирующих электроэнергию, без учета крупных ГЭС к 2020 году составит 6,9 ГВт из общей установленной мощности в 59,4 ГВт, в то время как в предыдущем варианте стратегии предусматривалось лишь 1,6 ГВт мощности возобновляемых источников энергии. Таким образом, доля ВИЭ в производстве электроэнергии к 2020 году составит 11,6% по базовому сценарию и 14,6% по оптимистическому. В то же время дальнейшая динамика ухудшается, и к 2030 году мы видим лишь 12,6% ВИЭ в общей установленной мощности. Таким образом, доля чистых источников энергии в общем объеме производимой электроэнергии за 10 лет с 2020 по 2030 года по планам профильного министерства увеличится лишь на 1%. Остается лишь надеяться, что к тому времени стратегия будет пересмотрена – в наших условиях делать прогнозы на 20 лет нереально.
Общий объем инвестиций, который, по мнению авторов документа, необходимо вложить в развитие топливно-экономического комплекса Украины до 2030 года, составляет 1,821 трлн. грн. По сравнению с предыдущей версией документа, сумма увеличена на 95 млрд. грн. (с 1,726 трлн.грн.). Из этих средств на развитие возобновляемых источников энергии планируется привлечь около 130 млрд. грн. частных инвестиций. При этом развитие возобновляемой энергетики будет происходить на основе конкуренции с традиционной энергетикой. Снижение «зеленого тарифа» на фоне снижения себестоимости строительства электростанций будет способствовать сохранению незначительного влияния возобновляемой энергетики на тарифы за электричество и в то же время позволит нормально развиваться сектору. Для сравнения – инвестиции в тепловую энергетику увеличены с 281 млрд. до 324 млрд. грн., в атомную – с 388 до 391 млрд. грн. При этом объем финансирования атомной энергетики определен без учета расходов, связанных с возможным приобретением активов в производственных мощностях по изотопному обогащению урана, совершенствованием инфраструктуры поддержки и обеспечения развития эксплуатации АЭС и др.
Чуть больше внимания уделено и проблемам энергоэффективности, что связано с вступлением Украины в Европейское энергетическое содружество и принятием на себя обязательств и по энергосбережению. Основной целью Национального плана действий по энергоэффективности до 2020 года, который должен быть разработан правительством является доведение сохраненной энергии к уровню 9% от среднего количества конечного потребления к 2020 году. Вместе тем, на сегодня энергоемкость украинской экономики в 3,7 раза хуже, чем у одного из лидеров – Германии, в 3,4 раза выше, чем у Франции, в 3,2 – Японии и т.д. К 2030 годуСтратегия предусматривает снижение энергоемкости ВВП на 54%, т.е. даже через 16 лет энергоэффективность нашей экономики будет хуже, чем уже сейчас в Румынии, Польше, Чехии, Бразилии, не говоря о развитых странах, которые принимают все более жесткие нормы по энергоэффективности.
Несмотря на все свои недостатки, Стратегия не является документом, от которого нельзя ни на шаг отойти, а скорее декларацией намерений, которые могут быть изменены в зависимости от рыночной ситуации в данный момент. С этой точки зрения, обозначение государственных ориентиров, при условии дальнейшей проработки профильного законодательства (содействие получению "зеленых" тарифов, льготы и гарантии производителям отечественного оборудования для ВИЭ, субсидии для внедрения энергосберегающих технологий и т.д.), является необходимым шагом.
Виталий Мурашкин
АВЭ "Альтернатива"
Odessa Daily

Украинская культура в удушающих объятиях украинизации и политическая конъюнктура. Часть первая
Аренда комнат длительно 3000 грн в месяц
Леонид Штекель: Майдан и философия большевизма
Леонид Штекель: Украина: постколониальная или постсоветская страна?
Леонид Штекель: Закон воинствующего убожества - не могу молчать!
Леонид Штекель: Как «профессиональными стандартами журналистики» душили свободу слова
Леонид Штекель: О реванше «мэрской мафии» или как остановить партию «Доверяй делам»?
Леонид Штекель: О 150 мудрых левых интеллектуалах. Плачь!
Одесситы едут поддержать народного мэра Конотопа - Артёма Семенихина.

Развитию Возобновляемых Источников Энергии, препятствует коррумпированная система отбора отечественных технологий. Правильно принятое решение о внедрении может породить " снежную лавину" эффективных результатов и прибыльности промышленных предприятий. Меня, как разработчика не пугает система уменьшения "Зелёного тарифа", а была бы на уровне угольных ТЭС. Наше решение простое - это прямое факельное сжигание ила городских очистных сооружений, отходов птицефабрик, животноводческих комплексов без выброса в атмосферу дымовых газов Для блоков в 300 МВт эффективность превысит 1,5 млрд.грн. год. при планируемой ценовой политике для угольных станций на 2015 год. Всё оборудование может изготовляться в Украине. Это возможности для развития среднего бизнеса в Украине. Но процедурные вопросы создания финансовой поддержки, гарантий Государства, не проработан. И это наше велосипедное - технологическое решение,как и повышение эффективности солнечных панелей на 80%, как и сжигание отработанных масел содержанием воды до ?0%. Необходим механизм единения Бизнеса и Технологических команд, Бизнеса и местных органов власти. муниципальные гарантии позволят Муниципалитету входить в предприятие на долевом участии, что привлечёт Инвесторов, а в городах образуется своя казна, что уменьшит нагрузку на Государственный бюджет.