Odessa Daily Мнения Евромайдан
Трагедия в «Виктории» и здравый смысл. Ответ моим оппонентам
Леонид Штекель
24 сентября 2017 в 16:19После моей статьи о вине Авакова в пожаре в «Виктории» я получил массу просто ехидных и «разоблачительных» комментариев. Между тем, сам сценарий «расследования» пожара идет в точности по схеме, описанной в моей статье.
К сожалению, большая часть читателей не могут сделать простого вывода из того, что происходит. А между тем все очень просто: девочку держат в СИЗО именно для того, чтобы оправдать Авакова.
Люди, абсолютно естественно возмущаясь бесчеловечными действиями следствия, не могут понять, что это - сознательный шаг, призванный резко сместить угол зрения общественности от пожарного ведомства, то есть с Авакова и МВД, на стрелочника. Люди возмущаются воистину бредовыми обвинениями, но не видят истинной логики МВД: вина «пожарных» вообще вышла из рамок публичной дискуссии.
Мало того. Когда нас хотят убедить, что это - ерундовое дело, и девочка получит условный срок, то это - явная ложь: по делам, предусматривающим условное наказание, обвиняемых не держат в СИЗО.
Главная проблема этого дела заключается в том, что, по сути, МВД ведет дело против самого себя, и ему нужна сакральная жертва, чтобы отмыть свои грехи. Но к сожалению, даже трагедия этой девочки - только маленькая часть проблемы.
В ходе разговора о трагедии выявилось, что лагерь «Виктория» был снят с «пульта», потому что у него не нашлось полторы тысячи гривен на оплату поддержки связи с пультом. Я читал гневные отклики людей на это факт: как так не могли найти полторы тысяч? А меня в этой истории больше интересует другая вещь: а откуда вообще взялась эта фантастическая сумма?
Заметим, сигнализация в лагере уже установлена. Мы сейчас не касаемся качества этой сигнализации, но сигнал на пульт она может подавать. То есть лагерь должен был заплатить за подачу сигнала - полторы тысячи гривен в месяц. Это не страховой взнос, не плата за работу пожарных. Это только за подачу сигнала. Себестоимость такой услуги, ну максимум может быть 100 грн. в месяц, а скорее всего – гораздо меньше. То есть перед нами - откровенный и законный способ рэкета: или ты платишь такую сумму, или получаешь предписание, что, собственно говоря, как я уже писал, является еще одним вымогательством. Откуда же получилась такая сумасшедшая сумма? Что за бизнесмены, которые имеют бизнес с прибыльностью 1500 процентов? А тут и думать не надо, это сами пожарные. Одна рука проверяет сигнализацию, а вторая – ее лицензирует. И соответственно лицензию получают только те, кто «делится» с пожарными.
И вот тут я хочу вернуться к своим оппонентам. Они абсолютно уверены, что людей надо проверять, и проверять их должны профессионалы. И в этой «надежной» схеме есть только одна проблема: а почему они уверены, что «профессионалы» заинтересованы в отсутствии пожаров? Почему они уверены, что если какая-то бюрократическая система именуется противопожарной, то она борется именно с пожарами?
Любая система занимается собственным обеспечением. Это в первую, во вторую, и в третью очередь. Да, если вы можете создать систему, которая будет контролировать и «мотивировать» ту первую систему бороться с пожарами, то, может быть, она и будет бороться с пожарами. Но наше общество не контролирует и уж никак не может «мотивировать» пожарных. С точки зрения здравого смысла, вера в «благие пожелания» пожарных абсолютно ничем не подкреплена.
Мой старый товарищ, оппонируя мне, привел пример из его практики работы на судах – он много лет плавает «под флагом». И там в последние годы резко усилились меры по пожарной безопасности. Без галочки соответствующих служб механики сейчас и шагу ступить не могут.
Проблема, однако, в том, что, во-первых, действительно, происходит тотальная бюрократизация международной торговли. И когда сейчас Дональд Трамп пытается провести реформирование ООН, это, на самом деле, касается очень многих сфер международной деятельности. В том числе, реально есть очень серьезная проблема геометрического роста бюрократии во всех международных организациях. В том числе, и в связанных с пожарной и экологической опасностью. Насколько это реально нужно – очень непростой вопрос. Мне думается, что здесь 5 процентов проблемы, а 95 – рост числа бюрократов. Но это - отдельный разговор, ибо есть вторая сторона этой проблемы, а она для нас - гораздо важнее.
А вот во-вторых - эти международные пожарные не лицензируют пожарное оборудование, не получают «откаты» за эту лицензию. И что очень важно: так как любой корабль страхуется, то, в случае необходимости выплаты страховой премии, страховая компания проведет независимый анализ работы пожарных. И подобный контроль позволяет хоть как-то держать пожарных контролеров в узде.
То есть, при всей бюрократизации международных перевозок, рыночные механизмы контроля работы никто не отменял. А вот в нашей стране они даже не появлялись.
И еще кое-что о здравом смысле и трагедии в «Виктории».
Почему в ходе общественного обсуждения, не прозвучали действительно важные вопросы? Например: а сколько одесситов имеют дома огнетушители, сколько ставят свои квартиры и дома на пожарную сигнализацию? А ведь это - очень серьезный вопрос. Причем он касается не только самих граждан, но и городских властей, и депутатов.
И здесь возникает очень простой вопрос. Если наши городские власти и депутаты заинтересованы в реальной борьбе с пожарами, то надо для начала сделать очень простую вещь: внести стоимость противопожарных мероприятий граждан в перечень мероприятий, которые должны выполняться нынешними управляющими компаниями в рамках поддержания работоспособности жилья. Тот самый бывший ВЭР, который мы должны регулярно платить. И за который, кстати, мы, как жильцы в этом самом жилье, почти ничего не получаем.
На практике это может выглядеть очень просто: вы купили огнетушитель? По квитанции – его стоимость вычитается из ВЭР, который вы должны платить. Вы купили и поставили сигнализацию? Аналогично. Вы поставили сигнализацию на пульт? Значит, сумма эксплуатации работы сигнализации должна вычитаться из ВЭР.
Не нужно громких отчетов, важных ответственных совещаний, громких слов и торжественных обещаний. Просто дайте возможность людям самим себя обезопасить. Для начала. Это и есть здравый смысл.
Леонид Штекель