Odessa DailyМненияЕвромайдан

Порошенко, как могильщик Майдана. Ответ Петру Обухову.

Леонид Штекель

10 сентября 2017 в 10:46
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Скажу откровенно, шикарный и дорогой магазин «Рошен» на углу Александровского проспекта и улицы Бунина меня потряс. Не красотой, широтой или роскошью – цинизмом. Не фирмы «Рошен», а лично Петра Порошенко. О чем я и написал в Фэйсбуке.

Порошенко, как могильщик Майдана. Ответ Петру Обухову.

Петр Обухов мне возразил, что Петр Порошенко давно отдал «Рошен» в «слепой траст», и указал ссылку на «Украинскую правду». Не знаю почему, но сейчас я не могу отыскать в нашем диспуте эту ссылку. Зато там появилась ссылка на саму предвыборную программу. Я благодарен Петру Обухову за публикацию этого документа – он сэкономил мне время, но мне жаль, что убрана ссылка на «Украинскую правду».

Эта новость на «Украинской правде» представляла собой идеальный пример политики Петра Порошенко. Он, действительно, передал «Рошен» в слепой траст» (то есть такой, в котором собственник никак не может влиять на отданную в траст собственность). Правда, не в 2014 году, как публично обещал, а в 2016. Но это уже «мелочи». И передал, действительно, крупной международной фирме. Однако в этой новости была очень любопытная ссылка на расследование «Украинской правды». И вот здесь все становилось очень любопытным. Авторы расследования, действительно, написали, что это - мировая практика, что именно так поступают политики в США. Проблема здесь только в том, что украинские чиновники ведь хорошо знают, ЧЬЯ это фабрика. И это неизбежно может оказать влияние на судьбу этого бизнеса. Это писали в «Украинской правде». Но ведь это можно понять и без соответствующей публикации.

Какая фирма в Украине, производящая конфеты, открывает по всей стране свои магазины? Правильно – «Рошен». Какая фирма закупает новые технологии и новые линии? Ну, вы уже понимаете. И так далее. Статус бизнеса «Рошен» даже близко не соизмеряем со статусом любой другой фирмы, производящей массовые сладости. А такие гигантские магазины – из всех кондитерских фирм себе может позволить только «Рошен».

Любой человек, занимающийся бизнесом в Украине, хорошо знает: такое возможно только в том случае, когда данный бизнес крышуется властью. И ни у кого нет сомнений, что «Рошен» не просто «крышуется» властью, а имеет огромные привилегии. И кто-то хочет поверить после этого, что Петр Порошенко продал «Рошен»?

Кстати, те, кто знакомы с транспортным бизнесом в Украине, абсолютно не удивлены ситуацией с «Рошен». Ведь, например, есть еще и «Богдан».

«Богдан» представляет собой отверточное производство, возникшее на базе автокомплектов японских грузовых автомобилей  Isuzu. Украинского в этих автобусах не очень много, но то, что есть – крайне низкого качества. Максимальный срок работы «Богдана» (украинские корпуса) – 4-5 лет. Обычно к пяти годам эксплуатации весь корпус и сидения – заплата на заплате. Как говорят – очень плохой металл. В начале своего производства «Богданы» очень мало стоили, и все стали их брать. Сейчас цена выросла в несколько раз. Но их продолжают брать. Почему, если они так легко ломаются? А потому в Украине после начала выпуска «Богданов» резко выросла таможенная пошлина на импортные автобусы, особенно б\у. «Отличный», типично постсоветский метод конкурентной борьбы: использовать административный ресурс против конкурента. У меня есть серьезные сомнения, что промышленник, развивающий свой бизнес таким способом, вообще может именоваться предпринимателем. Это просто чиновник, у которого есть свои заводы. Риска в таком бизнесе - ноль, желания повысить качество и номенклатуру – нет никакого: зачем? – и так все купят, выбора-то нет.

Теперь перейдем к программе.

Обратим внимание только на наиболее важные вопросы. Кстати, в отличие и от Януковича, и от Ющенко, Петр Порошенко хорошо понимает, в чем проблемы украинской власти. Такой у нас «продвинутый» Президент.

1. «Слід створити дієві механізми громадського, правового і політичного контролю за діями влади».

В этом лозунге главное слово – «контроль». Что означает это слово? Оно означает, что тот, кто контролирует, должен иметь право наказывать  за нарушения. Даже Ленин в своей статье «Как нам реорганизовать Рабкрин» писал о реальных правах самого «Рабкрина». Так вот, даже чисто «теоретически», в понимании администрации Петра Порошенко «контроль общественности» означает, что общественность имеет право узнать, куда потрачены деньги. По сути, даже дети в семьях имеет больше прав по «контролю» за родителями, чем общественность, по контролю за властью. Но ведь и это не все. А какое наказание существует за нарушение этого псевдо-«контроля»? А никакого. Вот недавно через суд активисты доказали, что деньги Одесский облсовет, по сути, тратит вообще безконтрольно. Ну и что? А ничего. Наказания за это нет.

То есть, Петр Порошенко принял декларацию о том, что общественность контролирует власть. При этом, во-первых, происходит подмена понятий, так как мы имеем не «контроль», а всего лишь «прозрачность» принятых решений. А, во-вторых, даже нарушение этой «прозрачности» абсолютно ничего не стоит органам власти. Нет наказания. Можно сколько угодно «расследовать» траты власти! А дальше - что? Письма «на деревню, дедушке…» И это не случайность, это заложено в тех документах, которые принимает команда Порошенко.

2. «Стану гарантом збереження щойно відновленої парламентсько-президентської форми правління, за якої Уряд формується коаліцією фракцій та депутатів. Не претендуватиму на повноваження більші, ніж ті, на які ви мене оберете»

Очень интересный пункт. Фактически, Петр Порошенко обещает не нарушать «противовесы власти». Это принципиально важно, так как демократическая форма правления возможна только при четком разделении властей. Главные проблемы постсоветской власти: во-первых, роль и реальные полномочия исполнительной власти всегда неизмеримо выше, чем у власти законодательной, во-вторых, реально контролирует исполнительную власть не премьер, а президент. Вторая проблема началась еще с Горбачева, который использовал Французскую (имени де Голля) модель Конституции. Однако в Украине эта «задумка» Горбачева была доведена до логического конца. И то, что Петр Порошенко обещал не «баловаться» слишком своей властью – очень важный аспект его программы.

А теперь давайте-ка поговорим, что у нас есть на сегодняшний день? Именно администрация Президента контролирует принятие Верховной Радой основных законов. Это признается абсолютно всеми парламентариями. То есть, законодательная власть у нас не просто слаба, она стратегически КОНТРОЛИРУЕТСЯ Администрацией Президента.

Разумеется, это не Петр Порошенко придумал. Это заложено в нашей Конституции. Но ведь Петр Порошенко ОБЕЩАЛ не использовать эти рычаги. Использует – и на полную катушку. Кстати, и судебная власть у нас, в целом, также находится в кармане Гаранта Конституции.

3. «Має відбутися децентралізація влади. Громади на місцях отримають більше прав і грошей на реалізацію повноважень».

Уже обсуждение первых проектов «децентрализации» четко продемонстрировало, что  никакой «децентрализации» Петр Порошенко добиваться не будет. Реальность оказалась еще хуже. Во-первых, «территориальные громады», а точнее, местные органы власти, действительно, получили больше денег, но при этом все права остались за центром, мало того, фактически, по мнению экспертов муниципальной политики, этих прав стало меньше. Во-вторых, даже обещанные права территориальных громад, в том числе закон о местных референдумах, были заблокированы Администрацией Президента. Что касается новых объединенных территориальных громад, то они стали королевским подарком местным олигархам лично от Петра Алексеевича.

Даже официальные эксперты отказываются называть «реформы» местной власти «децентрализацией». Кстати, все эти «реформы» были благополучно разработаны при Януковиче, но не успели быть реализованы.

Этот перечень достижений Петра Алексеевича Порошенко можно продолжить. В стране по-прежнему отсутствует ответственность чиновников за их вмешательство в дела бизнеса, в стане по-прежнему на местном уровне роль исполнительной власти неизмерима выше, чем роль власти представительной, а реальная роль «территориальной громады» равна нулю.

Фактически, ни одного реального требования Майдана каденция Петра Порошенко не выполнила. Кроме безвиза, но заслуга ли это Петра Порошенко? Самое страшное – вопиющий цинизм: лозунги и декларации команды Петра Порошенко прямо противоположны тому, что реально делается. При этом Петр Алексеевич старательно расчищает политическое поле, дабы через пару лет вновь остаться в царском кресле. И шансы у него для этого велики, так как общество безумно устало. 

Метки: Теги; Рошен; Порошенко; децентрализация; слепой траст

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100