Odessa DailyМненияПобеда Зеленского. Что дальше?

Олег Хомяк: НЕВОЗМОЖНОСТЬ НАЦИОНАЛИЗМА В УКРАИНЕ.

Odessa Daily

3 августа 2019 в 11:52
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Как сплачиваются люди? Сплачивает вера в один и тот же миф, в один и тот же образ. Гены и кровь тут вторичны.

Олег Хомяк: НЕВОЗМОЖНОСТЬ НАЦИОНАЛИЗМА В УКРАИНЕ.

Как образуется нация? Нужно в определенной группе людей распространить один и тот же миф. Чтобы в него поверили. Это называется национальная идея, коллективная "память". Те, кто поверят - станут одним.

Из многих региональных идентичностей французы появились только в 19 веке, благодаря Наполеону, в частности. Бисмарк собрал Германию, но немцы так и не сложились в одну нацию - австрийцы стали австрийцами.

То есть, единые образы в уме образуют более-менее согласованное единство и отличие себя, как группы, от других.

В Украине, все 28 лет пропагандируется националистический миф и националистический взгляд на историю: мова, вышиванки, Богдан Хмельницкий, козаки, страдания крестьян, захватчики поляки - турки - москали, УПА, шаровары и веночки и т.п.

Проблема не в мифе как таковом. Они все - выдумка, воображемые конструкции. Проблема в том:
- может ли миф стать объединяющим?
- какие сценарии он привносит в нашу жизнь и какие возможности отрезает?

Ко мне, в Одессу, приехали знакомые. Разговаривают на украинском языке.Консьержка в доме спрашивает у меня: "А ваши только что ушли.. А они на украинском разговаривают.. Откуда они?" . Это было спрошено с искренним интересом, женщиной, которая очень внимательна и корректна. Ну очень приятный человек. Ей просто любопытно.

Так вот, представьте, одесситы должны принять националистический миф: в котором Бандера и Хмельницкий одни из главных героев. Да даже князь Владимир и Ярослав Мудрый. А царизм - это колониальная власть.

То есть, одессит который знает роль Екатерины 2, Дерибаса, Воронцова, Потемкина в становлении города, события имперской истории города должен признать этих героев имперскими злодеями, свою историю как зло и начать почитать тех, кто никакого отношения к региону не имел.

Как это возможно? Приблизительно так, как узбек или казах, в Советском Союзе должен был бы почитать киевских князей как славное прошлое советской родины.

Но так не может быть. Это значит, что кому-то нужно признать свою историю ошибкой и мраком и опереться на чужую. Это значит стать неполноценным.

С Донбассом не менее сложно. Донбасс как идентичность - это творение Советского Союза, процесса индустриализации. Негативное отношение к Советскому Союзу, как колонизатору, обозначает для Донбасса потерю идентичности. А настоящим бандеровцем все равно не будешь.

Так что раскольники у нас не только на юго-востоке, но и на западе. Раскол и есть попытка заставить других принять свое видение. Националисты и просоветско- пророссийские ориентации это одна общая система. И роль одних и вторых в расколе совершенно равна. Те, кто проевропейские - это какая-то фикция начитанных людей, не понимающих механизмов коллективного бессознательного и очарованных чужим опытом. Поэтому оно и не работает. Нужен свой, укорененный здесь, а не там, миф.

В чем нуждается страна - это какая-то новая сшивающая идеология, воображаемая идея, где жители разных регионов, имеющих разную историю, в настоящем могут ощутить себя чем-то единым. И это не мова, просто по факту того, что тема языка всегда обостряет раскол. В смысле мова важна, но не может быть объединяющей идеей. Вернее можно и через мову, но тогда придется пожертвовать ненастоящими украинцами. Ататюрк так вытесывал Турцию из Османской империи, с геноцидами и войной. Поляки так обрели национальное государство, избавившись от украинцев и белорусов.

Так что миф мифу рознь. Одни фейки сплачивают, другие ссорят

Источник: www.facebook.com

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100