Odessa Daily Мнения Победа Зеленского. Что дальше?
Леонид Штекель: Полиция Одесской области и «общественники». Размышления бывшего члена Консультативного совета при полиции
Леонид Штекель
23 мая 2019 в 13:31Итак, только вчера случайно стало известно, что недавно созданный Консультативный совет общественности при областном управлении Национальной полиции (НП) в Одесской области, был, оказывается, распущен сразу при вступлении в должность нового главы НП в области.
Надо сказать, что наш Консультативный совет всегда существовал на весьма шатких основаниях. Он возник еще при Лоркипанидзе, когда в самом МВД было ТРИ общественных совета, и грузинские эксперты играли заметную роль. Инициатором создания Консультативного совета в Одессе был Владислав Сердюк (тогда советник Лоркипанидзе). С его подачи Лоркипанидзе поддержал эту идею, и создал Консультационный совет при себе на основе своего распоряжения.
Лоркипанидзе охотно встречался с советом, но насколько он был эффективен, я думаю, пусть оценивают другие. Но, во всяком случае, тогдашний глава НП, без сомнения, был нацелен на сотрудничество. Возможно, в силу шаткости своего статуса.
Приход в Одессу генерала Головина коренным образом изменил статус Консультативного совета (КС). С одной стороны, состав КС был значительно расширен. С другой – основным собеседником КС стал уже не глава НП, а его советник Руслан Форостяк. Генерал Головин появлялся на КС всего несколько раз (один или два).
Правда, следует отметить, что большинство членов КС имели прямой «доступ к телу» и не настаивали на обязательном регулярном присутствии генерала Головина. При этом главным объектом критики членов КС являлся Руслан Форостяк. Многие члены КС, исходя из собственных убеждений, были уверены, что именно Руслан Форостяк неправильно представляет позицию членов КС своему начальнику и мешает торжеству единения главы НП и КС. Я с этим не был согласен тогда, и не согласен сейчас, но без комментариев.
Но надо заметить, к этому времени изменилась ситуация не только и не столько в Одессе, сколько в Киеве. Убрав «грузинских советников», Аваков полностью установил контроль над МВД, и убрал все существующие системы участия общественности в работе полиции. Вместо трех советов, он создал ОДИН общественный совет на все МВД, который контролировал его человек (по ощущению – типичный партийный советский функционер). И вдруг получалась совершенно неожиданная ситуация: Одесса осталась единственным областным центром, где действовал консультативный орган, независимый от Общественного совета МВД.
Киев попытался раздавить наш совет. Сразу хочу сказать – вовсе не потому, что мы были такие хорошие. Просто естественное желание любого бюрократа вырвать с корнем и прожечь огнем любой вариант конкуренции.
Я хочу отметить, что ДО Майдана на протяжении, как минимум, четырех лет, в каждой области был Общественный совет при областном управлении милиции. Так как «официальная» общественность у нас тогда была «ручная», то и опасности реальной для власти эти общественные советы, как правило, не представляли. Майдан мнение чиновников изменил. Теперь общественный совет мог быть либо подконтрольным на 150 процентов, либо не быть вообще. Общественный совет, не подконтрольный хоть на пять процентов таил в себе опасность для власти. Пусть эфемерную, но таил.
Можно предположить, что генерал Головин, который тогда строил большие карьерные планы, решил проявить самостоятельность и сохранить Консультативный совет при себе для того, чтобы повысить свой статус в МВД. Это была, на мой взгляд, такая показательная некоторая самостоятельность. У меня есть предположение, что она, в какой-то степени, его и погубила. Я весьма скептически отношусь к идее, что причина его отставки стали политические функции главы НП в области, выстраивание отношений с Геннадием Трухановым, активистами и областным руководством. Мне в данном случае кажется, что некоторая самостоятельность в сфере взаимоотношений с общественностью для начальства оказалась гораздо опаснее, чем неизбежные политические функции. Я думаю, как раз в сфере политики все вопросы согласовывались в Киеве.
Во всяком случае, решение нового главы НА в области ликвидировать только недавно переучрежденный КС сразу, даже не встретившись с ним, говорит о многом. Нет даже сомнений, что это была прямая директива начальства. И хотя многие члены КС готовы, и не без оснований, посыпать свою голову пеплом и твердить о том, что КС ничего не сделал, я ни минуты не сомневаюсь, что к разгону КС это не имеет ни малейшего отношения.
И напоследок.
Существования КС накладывало на его членов определенные обязательство соблюдения «политеса» в отношении НП и его руководства в области. «Мы патриоты, которые поддерживаем реформы». Данный разгон нашего КС очень точно показывает, что НИКАКИХ реформ в МВД не было и нет. Перед нами типично постсовковое отношение к общественности. Характерно, что если генерала Головина еще спрашивали о том, когда он, наконец, даст большое интервью после приезда в Одессу, то нового главу НП даже не спрашивают об этом. А зря!
Глава национальной полиции в области ОБЯЗАН регулярно появляться перед журналистами и представителями общественности. Это не прихоть, это сказано в законе. И до тех пор, пока мы не увидим регулярно появляющегося перед журналистами и общественниками начальника, ни к одному слову об эффективности полиции нет ни малейшего доверия. Если начальник прячется – значит он скрывает правду, значит от ВРЕТ!
Только с полного открытия полиции перед обществом может начаться реальная, а не декларативная реформа полиции. Нет публичности – нет реформы!
PS. Уже после публикации статьи мне сообщили, что решение разогнать КС было принято главной НП в Одесской области не сразу, а всего несколько дней назад. Независимо от комментариев я по-прежнему считаю, что данное решение, принятое без встречи с членами КС, без разговора с ними говорит не о проблемах самого КС, а об общем отношении НП к общественникам и общественному контролю над полицией со стороны общества.
Леонид Штекель