Odessa Daily Мнения Победа Зеленского. Что дальше?
Леонид Штекель: О вирусе и не только
Odessa Daily
27 марта 2020 в 15:55Я вообще стараюсь сейчас не слишком критиковать власть. В конце концов, в данной ситуации, журналисты обязаны понимать свою ответственность за сказанные слова. На мой взгляд критика всегда должны быть конструктивной: критикуешь – предлагай! Однако ситуация явно зашкаливает по своему дебилизму.
Первое. Начну не с коронавируса, а с газа. Того самого газа, который отапливает наши дома и плиты. По последней информации, оптовая цена на газ упала ниже самых низких пределов. Сейчас она меньше 100 долларов за 1000 кубических метров. Газпром несет сумасшедшие убытки. Мне его так жалко… Но при этом мне непонятно, почему цена на газ для населения та же, которая была, когда газ стоил минимум в ТРИ раза больше. На опте.
Второе. Почти все информационные агентства передали сообщения, что США стала страной, с самым большим официальным числом инфицированных коронавирусом. При этом большинство новостей об этом напечатано без комментария президента Трампа, который сказал, что у нас так много обнаружено инфицированных потому, что мы много людей протестировали – больше всех в мире. Конечно, коллеги, которые дают эту информацию без слов президента Трампа – просто дилетанты, но разговор не о них. Я хотел бы узнать: почему до сих пор мы не знаем: сколько тестов проводится в Украине ежедневно?
Во всех странах мира, где реально борются с вирусом, важнейший вопрос: сколько тестов проводится в день? Я регулярно слежу за русскоязычными израильскими сайтами, и там каждый день публикуется цифра ежедневных тестов. Напомню, в Израиле две недели назад тестировали несколько сот человек, сегодня – более четырех тысяч. И каждый день число тестов возрастает.
Отмечу, что и в Израиле все не так просто. Бюрократия везде бюрократия, в том числе и в Израиле. Неделю назад там была дискуссия: можно ли увеличить число тестов путем привлечения волонтеров и студентов к анализам. И в Израиле есть проблема ведомственного подхода: сертифицированные лаборатории утверждали, что тест крайне сложен, и его могут проводить только они. А преподаватели вузов говорили о том, что не представляет никакого труда, в течение крайне ограниченного срока, научить студентов проводить тест.
Одновременно в обществе идет дискуссия, сколько в Израиле ИВЛ, сколько можно привлечь, сколько может быть необходимо этих аппаратов в стране в час пика кризиса?
Ничего этого об Украине мы не знаем. Я подписался на телеграмм канал МОЗ – и получаю одни парадные реляции о том, что «они думают о нас!». И ничего конкретного.
Отмечу, что самым удачным в мире считаемся опыт Южной Кореи, которая сумела очень оперативно вести борьбу против коронавируса путем проведения тотальных тестов. Для Украины, чтобы реально бороться с вирусом сегодня нужно не менее 3-5 тысяч тестов в день. У меня есть подозрение, что у нас делают максимум 100-120 тестов в день.
Аналогичная ситуация с ИВЛ. Сколько у нас есть рабочих ИВЛ? Когда и как планируется поставить ИВЛ в Украину? Это должна быть публичная и открытая информация. Но это очередная тайна.
Третье. На постсоветском пространстве очень модно вводить карантин. Уже сейчас в Казахстане и Киргизии арестовывают людей, вышедших на улицу. Власти обожают карантинные меры. Несомненно, что определенную пользу карантин имеет. Но вчитываясь в решения наших властей, возникает стойкое ощущение, что они видят своих сограждан в виде медведя, который может в любой момент лечь в спячку и сосать лапу. Увы, у нас нет центров анабиоза, как в советской фантастике 60-х, чтобы могли там лечь в спячку и ждать, когда кончится пандемия. Подавляющее большинство населения Украины само кормит себя. И если оно будет сидеть дома, то сдохнет от голода раньше, чем заразится вирусом.
Вывод: власть должна была бы искать компромисс – говорить с людьми, как они могут перестроить свой бизнес, свою работу? Как они могут зарабатывать себе деньги? Как это можно и можно ли, совместить с мерами борьбы против вируса?
Общество сильно своей самоорганизацией, а не запретительными, чисто демонстрационными действиями власти. К сожалению, нет ни малейшего ощущения, что власть готова говорить с обществом. Она продолжает пытаться им командовать.
Самое страшное, что все эти факторы все нарастают и нарастают. Сколько надо времени, чтобы они привели к взрыву – не знаю. Но боюсь Вальпургиева ночь в этом году может стать крайне экспрессивной. Дай то Бог, чтобы я ошибался.
Odessa Daily