Odessa Daily Мнения Победа Зеленского. Что дальше?
Леонид Штекель: О русскоязычном телеканале и патриотических движениях
Лилия Штекель
30 июля 2019 в 17:33Вчера в патриотическом Фэйсбуке вспыхнула острейшая дискуссия по поводу предложения офиса нового президента о создании государственного русскоязычного канала для работы как на украинского русскоязычного слушателя и зрителя, так и на глобальную русскоязычную аудиторию. Дискуссия отчётливо показала, что основные активные группы патриотического Фэйсбука категорически не приемлют свободу слова. Только патриотическая пропаганда.
Если бы кто-то сказал в феврале 2014 года, что представители Майдана окажутся гораздо большими врагами свободы слова, чем даже Янукович, это показалось бы просто невозможным безумием и нелепостью. Между тем, ничего удивительного в этом нет, так как приходится признать данный факт после тщательного обдумывания всего контекста событий.
С 2014 по 2019 год ни одно из стратегических обещаний Майдана не было реализовано. Люди утратили все надежды. Единственным реальным итогом этих пяти лет стала политика тотальной дискриминации русского языка во имя украинского. Диктат украинского языка стал последним рубежом обороны патриотов. Последним оправданием страданий Майдана. Ту уж не до логики, не до рассудка.
Идея создать русскоязычный телеканал, как реальный ответ российской пропаганде, носилась в воздухе весной 2014 года. Однако тогда было не до него. По разным причинам. И на протяжении ряда месяцев эту роль и в мире, и в Украине относительно неплохо выполнял телеканал «Дождь». Пока на волне запретов наши национальные «органчики», что родом все оттуда же, из Салтыково-Щедрина, не включили враждебный Кремлю телеканал в список врагов Украины. Странно, что до сих пор в этот список не включено Би Би Си. В нем, кстати, поклонников Путина в процентном отношении раз в десять больше, чем на «Дожде». Но на такой шаг наши местечковые запретители не решились.
Сегодня идея русскоязычного телеканала кажется весьма здравой, но есть одно существенное «но…». В 2014 году наши СМИ жаждали свободы слова и общественных дискуссий. Но это время давно прошло. Пять лет дрессировки администрацией Порошенко привели к тому, что свободы слова в реальности в Украине нет. У нас есть свобода, свобода пропаганды. Причём даже центральные СМИ не готовы к общественным дискуссиям. Это хорошо было видно во время избирательных кампаний. Журналисты получают деньги за выполнение заданий, а не за свои размышления и профессиональные знания. Поэтому сразу возникает вопрос: а кто будет работать на этом канале? В стране нет сегодня рынка журналистских материалов, нет среды, в которой могут вырасти журналисты, нет профессиональных критериев и корпоративных правил. Сегодня профессии журналиста нет, хотя в 2014 нам казалось, что она есть. Но мы ошиблись.
Государственные органы не способны содержать конкурентные СМИ. Это порнография, а не журналистика. Олигархические СМИ сегодня не способны заниматься журналистикой, а не пропагандой. Пока журналистика не станет бизнесом, у нас не будет нормальных СМИ. И мечты о русскоязычном конкурентном телеканале останутся розовыми фантазиями.
И последнее. Выборы показали нарастающую маргинализацию патриотических сил. В этих условиях ставка на свободу пропаганды вместо свободы слова неизбежно приведёт к полному развалу этого движения. И к полному и сокрушительному поражению на местных выборах. Сумеют ли представители патриотических движений осознать ситуацию и преломить ее – не знаю.
Лилия Штекель
Комментарий еще не проверен или был удален