Odessa DailyМненияПобеда Зеленского. Что дальше?

Леонид Штекель: О проклятии украинских вокзалов

Odessa Daily

4 марта 2020 в 11:54
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

В очередной раз, оказавшись в дороге, вынужден задуматься о наших дорожных реалиях: почему любое путешествие по нашей стране превращается в тяжелое испытание физических и моральных сил человека?

Леонид Штекель: О проклятии украинских вокзалов

На большом табло на Центральном вокзале Киева – прямо над эскалатором, который везет людей на второй этаж, непрерывно шел показ патриотического ролика: «Как хорошо путешествовать по Украине!». Трудно отыскать более циничное, лицемерное и гнусное сочетание.

Я еще помню старый вокзал, который был до этого здания, построенного покойным Кирпой. Эта был типичный восточный базар. Но у него был тогда один плюс: вы могли перед дорогой купить все, что хотите и по вполне приемлемой цене. Теперь мы, пассажиры, имеем парадное здание, абсолютно не приспособленное для людей, горстку магазинов с астрономическими ценами. Все остальное осталось, как было, только хуже. Туалеты – и платные, и бесплатные подпадают под слово «отхожее место», а не по что-то другое. Я думаю и железные дороги Российской империи имели туалеты получше, чем эти «загоны для скота». Туалетов мало, они жуткие, не приспособленные для людей.

Но ведь это не все.

Как можно строить вокзал и не сделать места для того, чтобы люди могли сидеть, ожидая свой поезд? Количество сидящих мест, как минимум вдвое меньше необходимого минимума. Кому нужна вся помпезность, если люди – пассажиры, «лишние на этом празднике жизни». Когда я слышу бесконечные разъяснения по громкоговорителю, что можно и нельзя делать пассажирам, куда нельзя пойти и прочие «высокоморальные поучения» на фоне этого монопольного беспредела железнодорожных властей, то охватывает жесточайшее чувство ненависти к этим зажравшимся негодяям. Я мирный человек, но очень хотелось подложить под этот вокзал большую бомбу, предварительно привязав к ней главу Укрзализници.

Я абсолютно уверен, что Укрзализниця НИКОГДА не будет официально прибыльной, пока на вокзалах не будут готовы сидячие места для всех возможных посетителей этого «присутственного места». Укрзализниця четко показывает, насколько ей плевать на мнение пассажиров. Пассажиры, как бараны на бойне, вынуждены идти сюда. Разумеется, при первой же возможности, они постараются сюда не ходить.

Интересная деталь. Как только где-то появляется конкуренция, так сразу все меняется. На Центральном вокзале есть одна полу идеальная зона ожидания. Это зона ожидания линии Киев-Борисполь. На этом направлении огромная конкуренция. И вот тут Укрзализниця вспоминает и о пассажирах – для них выделена отдельная зона ожидания, с достаточным количеством мест, с охранником, который не пускает в это, почти «святое место», всяких «приблудных» - обычных пассажиров. Здесь же стоят автоматические кассы, позволяющие без очереди купить билет и прочие чудеса прогресса, которые во всем мире существуют уже этак 150 лет. И у нас тоже были, до Семнадцатого года. Я имею в виду 1917 года.

Да, покойный Кирпа построил официозный парадный и никому не нужный вокзал. Людям не нужный, прежде всего. Но ведь все очень просто изменить. Для начала – просто забрать монополию у Укрзализници. Поставить в два раза больше кресел (место есть, было бы желание). Устроить открытый тендер на создание двух-трех сетевых магазинов в районе вокзала, чтобы конкуренция заставила опустить астрономические цены на все на этом вокзале. Разрешить оказывать услуги людям на вокзале посторонним субъектам. «Золотая» камера хранения, душ, для желающих принять его после поездки, нормальные туалеты и комнаты отдыха. Нужно совсем немного, чтобы люди почувствовали простой комфорт.

Интересно сравнить гигантский Центральный железнодорожный вокзал с маленьким вокзалом Автолюкса у станции метро Выдубичи. Комфорт там ниже среднего, но все равно выше, чем на Центральном вокзале, и свободных сидячих мест хватает на всех. Есть возможность зарядить телефон – вещь крайне важная на сегодняшний день.

Но вообще, есть две беды, типичные для всех украинских вокзалов, не только для вокзала имени Кирпы. Это туалеты и дороговизна всего. Конечно, главная душевная песня нашей жизни – это туалеты. Для того, чтобы полюбить путешествовать по Украине, нам нужны не лицемерные патриотические ролики, а хорошие туалеты. Мне запомнилась фраза одного «бывшего советского», ставшего гражданином США, который приехал в современную Сибирь. Там те же проблемы, что у нас. Он написал: «Здесь почему-то уверены, что любой сарай возле взлетной полосы, называется аэропортом». Вот так у нас уверены, что любую дыру в земле, прикрытую хилым заборчиком, можно назвать туалетом, а не «отхожим местом». Может вместо раздачи грантов для съемок никому не нужных патриотических роликов, кроме их авторов, разумеется, устроить конкурс лучших туалетов? Могу поспорить с любым, что для укрепления туристического потенциала страны – это гораздо важнее.

А вторая проблема: владельцы вокзалов хотят получить с них прибыль, как с нефтяного месторождения. Они ставят сумасшедшие цифры аренды, продавая арендаторам формально монопольное право на торговлю, а фактически, позволяя им нас откровенно грабить. Это проблема существует, конечно, не только у нас. Я читал дискуссию в Кнессете Израиля о необходимости принятия закона об ограничении цен в аэропорту Бен Гурион. Нет, качество обслуживания пассажиров в этом аэропорту, на мой взгляд, на порядок лучше, чем в Борисполе. Но цены в кафе и ресторанах в Бен Гурионе, действительно, выше, чем в среднем по стране. И парламентарии думают об ограничении этих цен.

На мой взгляд, лучшим способом решения этой проблемы является открытие рынка для конкуренции. Владельцы вокзалов должны быть обязаны выделить несколько площадок для сдачи в аренду и проводить тендер на эти площадки, с обязательным условием тендера – сохранение уровня цен, характерного для данной местности. В условиях нормальной конкуренции, подобные площадки будут все равно выгодны арендаторам, так как вокзалы обеспечивают огромный проход потенциальных клиентов.

Не нужно тратить деньги на лицемерные и циничные ролики, а нужно последовательно убирать все препоны монополизма во имя потребителя, во имя клиента.

Пока девизом Украина не станет лозунг: клиент всегда прав – мы из нашего болота не выползем.

PS. Если вам понравилась статья, поддержите ее автора: 5168742222119400

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100