Odessa Daily Афиша Одессы
Лаг ба-Омер
Odessa Daily
12 мая 2017 в 15:46В субботу вечером, 13 мая, (на еврейском календаре в это время уже начнется 18-й день еврейском месяца ияр) евреи начнут отмечать праздник Лаг ба-Омер.
«Лаг» — это две еврейские буквы «ламед» и «гимель», чья гиматрия (сумма числовых значений) составляет 33, то есть Лаг бо-Оймер переводится как «33-й день счета омера»*. В этот день устраивают веселье в память о двух вещах.
Во-первых, в этот окончилась эпидемия, унесшей жизни 24 000 учеников рабби Акивы. Рабби Акива был величайшим законодателем, главой поколения, а значит, его ученики были людьми, составлявшими интеллектуальную элиту народа. Помимо эпидемии, в Эрец-Исраэль свирепствовали и римляне, уничтожавшие всех, не желавших отступать от религии отцов и обучавших ей других. В те годы знания передавались от учителя к ученику в устной форме (более того, Устную Тору было запрещено записывать) и их полная смерть грозила забвением и потерей важнейших пластов информации. Учитывая это, становится понятной наша скорбь по погибшим и радость по поводу окончания эпидемии.
Кстати, пятеро уцелевших учеников рабби Акивы написали первые книги по Каббале и положили начало записи Талмуда (это та самая Устная Тора, которую решено было таки-да записать, поскольку возникла реальная опасность ее уничтожения и забвения.
Второй повод для радости — уход в этот день из нашего мира величайшего каббалиста рабби Шимона бар Йохая (кстати, одного из пяти уцелевших учеников рабби Акивы). Рабби Шимон написал книгу «Зоѓар» — первый и главный труд по Каббале и вообще пользовался (да и пользуется сейчас) огромным авторитетом в нашем народе.
Со стороны радость в день смерти такого большого праведника выглядит немного неуместной, но таково было его желание. В день своего ухода из этого мира, рабби Шимон собрал учеников и объявил, что сегодня он уходит из жизни. Но поскольку именно сегодня он достиг наивысшей ступени в своей учебе и познании мира (а прожил он 120 лет и постиг ой как много), то он, рабби Шимон, приказывает ученикам ежегодно в этот день устраивать торжества и зажигать костры. Так что, радуясь в этот день, мы всего лишь исполняем просьбу очень хорошего человека и радуемся его успехам в труде и учебе.
В Израиле принято отправляться на гору Мерон (рядом с Цфатом), где похоронен рабби Шимон бар-Йохай и зажигать там огромнейшие костры, а также петь-плясать-и веселиться в меру своего здоровья. Те, кто не едет на гору Мерон зажигают костры в другом месте (лишь бы пожарные не были против) и тоже радуются. Также существует традиция устраивать в эти дни праздничные детские парады и проводить среди детей соревнования по стрельбе из лука, в память о бушевавших в те годы войнах с римлянами.
В Одессе утром 33-го дня евреи обычно отправляются на природу (в связи с отсутствием гор — обычно поближе к берегу моря), где разжигают костер и веселятся-веселятся-веселятся (печеная картошка, «огненная вода» для тех, кто не за рулем и т.д. и т.п.), однако в этом году, из-за погодных условий, все будет также, но немножко по-другому (см. e-mail).
Омер — мера объема. В Торе дана заповедь вести отсчет 49 дней (семи полных недель) между Песахом и Шавуотом, а поскольку начало отсчета совпадает с днем, когда в Храме приносили в жертву первые плоды нового урожая (размер приношения — как раз омер, примерно 1,1 л), то эти дни получили название «отсчет омера». Согласно еврейским законам вечером (или, в крайнем случае, утром) еврей должен произнести следующие слова «Сегодня первый (седьмой, двадцать девятый и т.д.) день счета омера». Если прошло больше семи дней, то добавляют «двадцать четвертый день или три недели и три дня счета омера». Поскольку каждый еврей обязан самостоятельно считать омер, то на вопрос «Какой сегодня день омера?» принято отвечать: «Вчера был такой-то день», чтобы вопрошающий сам подсчитал, какой же именно сегодня день.
По этому поводу отвечать в дни счета омера «вчерашними данными» даже есть еврейский анекдот:
Муж спрашивает жену: «Что у нас сегодня на ужин?»
– Вчера был шницель с картошкой.
Odessa Daily