Odessa Daily Мнения Одесский транспорт
Как две гривны «закрыли» проблему
Леонид Штекель
16 января 2018 в 12:52Сейчас Фэйсбук захлестнула волны возмущения по поводу повышения цен на маршрутки. К сожалению, все, как всегда. Людей волнует только вопрос двух гривен, и абсолютно никого не интересует, что реально происходит в этой сфере.
При этом продолжаются вопли о том, как им хорошо ездить в электрическом транспорте и как им надоели проклятые маршрутки.
Уважаемые одесситы! Мы всегда платим очень большую плату за собственное невежество. Я, например, уверен, что 2 гривны за поездку – это лишь начало изменения ситуации. И чем больше люди будут игнорировать проблемы, тем глубже в одном месте они окажутся.
Давайте попробуем разобраться в некоторых вопросах.
Выгоден ли «маршруточный бизнес»? Многие уверены, что ОЧЕНЬ выгоден, что, на их взгляд, подтверждается конфликтом вокруг «9 маршрута». Должен их огорчить. Конфликт этот вызван всего лишь одним обстоятельством: прежний перевозчик, в случае потеря маршрута, просто будет уничтожен. Сейчас продолжаются судебные споры, но вопрос стоит именно так: прекращение работы на маршруте означает ликвидацию предприятия. Естественно перевозчик пытается выжить. Поэтому и шуму больше. Обычно все здесь происходит тихо и гладко – как у лягушки в «Дюймовочке»: «поели, можно и поспать».
Позволю себе не согласиться, что речь идет о конкуренции. Любопытно, что на маршруте, после его «перехвата» КП Горэлектротранспорт ничего не изменилось в лучшую сторону. По-моему, даже машин стало меньше. И не изменится, разумеется. Просто произошла монополизация маршрута. И подобные процессы в Одессе продолжаются. И не имеют ни малейшего отношения к улучшению качества работы.
Но любая монополизация в перспективе означает ухудшение качества. Это законы рынка, их никто не отменял. Кстати, передел по другим маршрутам проходит втихую, так как у других предприятий транспортников есть «возможность для маневра». Они могут пожертвовать тем или иным маршрутом, чтобы их не трогали. На время это процедура сработает. Но общая атмосферу бизнеса в этой сфере продолжает ухудшаться.
Не нужно вести абстрактные споры о том, выгоден или нет маршрутный бизнес? Достаточно обратиться к фактам.
Во-первых, ряд конкурсов на маршруты за 2017 год прошли без победителей: никто из перевозчиков не заявлялся на данные маршруты. Надо ли повторять, что при возможности получения прибыли, картина была бы иной? То есть лишь особо денежные маршруты могут давать небольшую прибыль.
Второй факт. Все больше и больше перевозчиков выводят на маршруты не свои, а арендованные машины. И это при том, что удобнее работать именно со своими машинами. Причина также очевидна: стоимость тех же «Богданов» выросла до таких размеров, что плата за проезд не позволяет их окупать. Перевозчики не решаются покупать новые «Богданы», так как собственных средств у них, практически, нет, кредиты получить невозможно, а рентабельность низкая. Кстати – это главная причина, почему все машины у нас старые и добитые.
Да, я забыл упомянуть «Порошенковский подарок». Владелец производства «Богданов» сделал ввозные пошлины на импортные бэушные автобусы такими, что конкуренции «Богданам» не будет.
Отдельная интересная тема –это кому принадлежат те самые автобусы, которые арендуют перевозчики. Мне говорили (это слухи!!!), что автобусы принадлежат, в основном, силовикам и прокурорским. Может врали, а может и нет?
Третий факт. У одесских перевозчиков острейшая нехватка водителей. Одна из реальных проблем – люди работают чуть ли не по 12 часов. А нехватка вызвана поголовным отъездом мало-мальских нормальных водителей за рубеж. Причем вовсе не только в Польшу. Белоруссия, Россия – дальше везде. Зарплата водителя маршрутки водителей категорически не устраивает.
Повторяю, проблема не в жадности перевозчиков, а в реальных проблемах отрасли.
Перевозчики считают, что стоимость проезда должна быть не менее 70 процентов от стоимости бензина. По их словам, это примерно соответствует стоимости в Белоруссии. В остальных странах, она выше.
Пусть перевозчики завышают свои претензии. Но сейчас (7 грн.), стоимость проезда составляет менее одной трети от стоимости бензина.
Я пишу это все для того, чтобы напомнить нашей публике, что проблема несколько шире, чем просто возмущение двумя гривнами.
Игнорирование обществом проблем «маршруточников» ведет к полному загниванию этой сферы. Очень хороший пример – электротранспорт. Никого вообще не интересует, сколько на сегодня стоит поездка в троллейбусе и трамвае? Я, кстати, предполагаю, что проезд в электротранспорте стоит гривен пятнадцать. Но ответа на этот вопрос у меня нет. А ведь те, кто хотят комфорта должны понимать: не бывает комфорта даром.
Никто не хочет интересоваться ситуацией, никто не хочет в ней разбираться, но все хотят «дешево и сердито». Не будет!
И напоследок. Семь гривен – очень тяжелый удар для горожан. Но цена эта будет расти, потому что у нас стоимость проезда в маршрутке ЗАНИЖЕНА! Рано или поздно разница между поломанными «Богданами» и редкими закупленными приведет к тому, что нужно будет срочно искать автобусы. Я могу предположить, кстати, что здесь коррупция работает на благо одесситов. Если, действительно, основная масса одесских автобусов принадлежат силовикам и прокурорским, то им надо место, где можно «отмывать» свои поборы и взятки. Это позволяет снижать затраты перевозчиков на транспорт. Но насколько долго может работать такая «схема»?
Самое забавное, что за разговорами о «двух гривнах» проходит незамеченной дискуссий об электронном билете. Наше общественное мнение слишком часто ведет себя как истеричная женщина. Замечая только самое яркое и броское. Между тем действующее положение об «электронном билете» распространяет практику работы КП Горэлектротранспорт на всю транспортную отрасль. Одесский бюджет, пока выдерживает безумно дорогой электротранспорт (я имею в виду его одесский вариант муниципального управления). Но в рамках всей транспортной системы может получиться очень опасная ситуация. Детальный анализ этой схемы без воплей о «замечательном электротранспорте», о «проклятых частниках» и т.д. крайне необходим. Но вот готово ли наше общество к этому?
Леонид Штекель