Odessa Daily Мнения Евромайдан
Феликс Кобринский: Завоеватель
Феликс Кобринский
9 марта 2014 в 08:39Конечно, Путин совершил страшную глупость, что начал воссоздание Великой России с Крыма, вероятно уже упустив возможность сразу захватить всю Европу, в которой в разное время осели русские.
И необязательно было ждать от них личных обращений, можно было бы с этой целью создать в каждом европейском регионе соответствующие правительства в изгнании. Я ниже привожу некоторые справки из нахождения русских, оказавшихся на просторах Европы по разным причинам и в разное время. Причём это без тех десятков тысяч, проживающих либо работающих в Испании и Португалии, Италии и Франции, оказавшихся там, больше всего после распада СССР. И не надо тыкать пальцем в сторону украинцев, их там действительно больше, но ведь Украина никогда и не имела претензии на чужие территории.
Вперёд, Владимир Владимирович, в Европе вам точно навсегда обломают кости.
Регион к югу от украинского города Черновцы, румынская Буковина, до 1918 года входил в состав Австро-Венгрии. Он населен смешанным населением. Значительная его часть говорит на так называемом карпаторусском диалекте, считающемся диалектом украинского. То же и к западу от Буковины в Карпатах. Везде славянские географические названия, например, слово «гура», то есть гора. Буковинское село Молдовита. Здесь живут гуцулы, но вывески - только на румынском. В нескольких местах заговариваю с местными жителями на украинском. Реакция всегда одинакова - сначала несколько секунд ошарашено смотрят, так за стенами собственного дома в Румынии положено забыть иной язык, кроме государственного, но затем отвечают. К востоку и юго-востоку от Буковины, ближе к городу Яссы, славяне говорят, скорее, на классическом украинском, в Румынии их так и называют: «хохлы». А вот дельта Дуная, а также некоторые прилегающие к ней территории, является исконной землей русских староверов, которые именуют себя липованами. В своё время султаны Османской империи предоставили здесь политическое убежище русским староверам и политическим беженцам. В Галаце, в целом румыноязычном городе, сегодня, есть и своя русская интеллигенция, она отлично владеет русским.
Изобразить широкую панораму русской диаспоры в Польше — задача сложная. Мы имеем дело как с историческим русским меньшинством времен захвата Польши Россией и периода между двумя мировыми войнами, так и с меньшинством скорее религиозным, чем национальным, — старообрядцами. Но мы должны учесть и тех русских, которые навсегда поселились в Польше в советские времена и зачастую уже давно стали польскими гражданами; наконец, мы должны присмотреться к огромной волне тех, кто наводнил Польшу после распада Советского Союза. Эта группа не представляет собой чего-то цельного: одни всё еще остаются пришельцами, кое-как устраиваясь на польской земле при помощи краткосрочных или даже туристических виз, другие вросли или врастают в Польшу корнями — зачастую имея возможность выбирать различные места в Европе, эти люди все же избирают местом своего проживания нашу страну. Старообрядцы начали селиться на территории Первой Речи Посполитой после реформы православия, проведенной в 1667 г. Патриархом Никоном. Накануне первого раздела Польши на территории страны проживало около 100 тыс. старообрядцев. По оценочным данным, в 1990-1993 гг. в Польшу с востока въехало с целью заработка около 37 млн. человек, большинство составляли люди из бывшего СССР. В начале 90 х пробавлялись в основном торговлей. Другой способ заработка — случайная работа. Эти торговцы и работники не собираются оставаться в Польше навсегда, но создают феномен «долгосрочной кратковременности». Возрастает также число российских граждан, приезжающих в Польшу на легальную работу, а также поселяющихся в нашей стране надолгий или даже на постоянное жительство. По данным министерства внутренних дел и администрации, в 1998-2002 гг. визы с правом на работу получили более тысячи российских граждан, визы на определенный срок — более 6 тысяч, а о разрешении на постоянное жительство хлопотали 553 человека — это была третья по численности группа после украинцев и вьетнамцев (получили это право 342 человека). В 2002 г. в Польшу приехали 6 млн. украинцев, 4 млн. белорусов и 2 млн. россиян. Сколько русских пребывает в Польше нелегально — не знает никто.
Одна из самых популярных чешских центральных газет ежедневник Dnes уделил целую полосу русской эмиграции. Причины русской эмиграции в последнее десятилетие, русские диаспоры в США, Израиле, Франции, странах бывшего СССР и, конечно, в Чехии - все изложено в духе солидного издания - объективно и без предвзятости, присущей бульварным газеткам, по привычке регулярно пугающим своих читателей русской мафией и шпионами. Действительно русские, видимо, доставляют меньше хлопот властям, чем многочисленные беженцы из мусульманских стран, не имеющие гроша в кармане и с трудом воспринимающие славянскую речь, или группировки украинских "братанов", "снимающих дань" со своих земляков, работающих на стройках по двенадцать часов в день. Да и мало нас, русских, оказывается, если отделить россиян от "русскоговорящих". Вот что пишет Dnes о русских в Праге. Чехословакия, а потом и Чехия относятся к известным центрам русских общин, хотя по численности здешняя диаспора далеко не может соперничать с другими. Оценки численности русских, которые здесь живут постоянно, в основном между пятнадцатью-тридцатью тысячами человек. К концу прошлого года на территории ЧР имели постоянный и долговременный вид на жительство около 13 тысяч русских. Начиная с 1993 года, полторы тысячи россиян получили чешское гражданство. Подсчет осложнен тем, что немало русских происходят из Украины. В отношении украинцев цифры значительно выше: к концу 2000 года постоянный или долговременный вид на жительство имели около 50 тысяч человек.
Феликс Кобринский

Украинская культура в удушающих объятиях украинизации и политическая конъюнктура. Часть первая
Аренда комнат длительно 3000 грн в месяц
Леонид Штекель: Майдан и философия большевизма
Леонид Штекель: Украина: постколониальная или постсоветская страна?
Леонид Штекель: Закон воинствующего убожества - не могу молчать!
Леонид Штекель: Как «профессиональными стандартами журналистики» душили свободу слова
Леонид Штекель: О реванше «мэрской мафии» или как остановить партию «Доверяй делам»?
Леонид Штекель: О 150 мудрых левых интеллектуалах. Плачь!
