Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.
В этом году 70 экспертов – руководителей предприятий морской отрасли Украины назвали создание Государственной службы морского и речного транспорта главной удачей 2010 г. на водном транспорте. И, хотя положение об этой структуре до сих пор не утверждено, эксперты увидели в нем шанс создать отраслевой орган управления с широкими полномочиями, своеобразное «министерство морского флота Украины». Специалисты считают, что создание такого органа поможет снять значительную часть бюрократической нагрузки с госпредприятий отрасли, упростить процедуру принятия решений.
Руководитель Госслужбы Сергей Крыжановский прибыл в Одессу на вручение наград Национального морского рейтинга – 2010. Он ответил на вопросы журналистов, рассказал о своем видении развития отрасли, путей решения ее проблем. Так, одной из основных проблем морской транспортной отрасли специалист считает то, что на нее распространяются законы, действующие для других предприятий страны, а не международные нормы. - Мы работаем в рамках международных отношений, которые больше определяются рекомендациями международного законодательства, чем условиями здесь. Поэтому законодательство, по которому живет морская транспортная отрасль, необходимо привести в соответствие с требованиями международных организаций и моделей, существующих в Европе. Я имею в виду привлечение инвестиций в виде концессий, и другие формы, позволяющие инвесторам с большой уверенностью и в упрощенном режиме проходить не только режим согласования проекта, но и весь проект строительства и ввода объектов в эксплуатацию.
- Какой орган теперь, после создания Госслужбы, будет заниматься регистрацией инвестиций в предприятия отрасли? - Дублирование полномочий в этой области будет настолько вредным, что невозможно себе представить. Если есть инвестор, есть желание вкладывать деньги в дноуглубление или развитие инфраструктуры – неужели это должно отдаваться на откуп какой-то фильтрующей структуре, которая будет ставить реализацию проекта в зависимость от того, согласен инвестор платить аренду на 10 грн больше или нет? Если есть заключение экспертов о возможности реализации проекта, и европейских в том числе, это должно быть окончательным экзаменом, и после этого начинается работа. А когда на согласование уходят годы – нужно отдать должное терпению инвесторов, которые идут на это.
- Будет ли разделение функций между Госслужбой морского и речного транспорта и Министерством инфраструктуры Украины? - Надо молить Бога, чтобы указ Президента о создании Госслужбы был выполнен буква в букву. Потому что в нем сказано, какими полномочиями какие структуры наделяются. Дело в том, что, если от службы требуется принятие каких-то серьезных решений, если она должна отвечать за какие-то проекты, у нее должны быть соответствующие полномочия. И если это будет сбалансировано, пойдет нормальный поступательный процесс. Лучших экспертов отрасли мы нигде не найдем. И обращаться к экспертам, которые придут на какое-то время, дадут нам советы, ни за что не будут отвечать и потом уйдут – это постоянно петлять в трех соснах. Поэтому, получив полномочия, можно перейти к следующему этапу, который будет называться реструктуризацией предприятий. Она позволит отделить стратегическую собственность, которая никогда не должна продаваться, сдаваться в аренду и потерять свое значение для государства и ту производственную часть, которая есть у наших предприятий и которая в условиях рынка должна быть абсолютно конкурентоспособной – без государственных ограничений, которые сейчас накладываются законом на деятельность государственных предприятий.
- Планируется ли снижение тарифов в портах? - Тарифы определяет процедура государственного согласования. Они меняются только при коллективном решении нескольких министерств, которые за это отвечают. Изменение тарифов очень сильно зависит и от выполнения бюджета, и от многих других обязательств. Поэтому говорить о том, что тарифы нужно снизить – неуместно. Потому что Министерство финансов не получит тех результатов, которые были заложены в финансовых планах портов, являющихся самыми большими донорами бюджета. Порты не смогут выполнить свои показатели. Предприятие должно работать лучше и лучше. Порт может работать лучше, если построит дополнительные мощности. А если не построит – тогда за счет увеличения количества грузов. А если нет ни того, ни другого, - тогда за счет тарифов. В условиях кризиса сложно надеяться на бурное строительство или бурный рост грузопотоков. Но тарифы мы удержали на уровне 2008 г. Это позволяет пока вести позитивную экономику предприятий.
- Планируется ли развивать внутренние водные пути? - Развитие внутренних водных путей – это вопрос огромного финансирования. Есть два пути – финансирование за счет бюджета или за счет тех средств, которые могут быть накоплены в отраслях. Одна из самых успешных моделей – «Дельта-лоцман», который благодаря своей взвешенной экономической политике является крупнейшим предприятием, с огромным потенциалом. Поэтому, создавая такие финансовые аккумуляторы отрасли, мы могли бы решать вопросы и развития внутренних водных путей, и строительства дополнительных мощностей, которые не под силу отдельному предприятию, но возможны благодаря консолидации финансовых ресурсов.