Odessa Daily Новости
Забота Азарова об Одесском НПЗ может обернуться ростом цен на бензин
Odessa Daily
26 февраля 2013 в 15:24Пошлины на беларуские нефтепродукты, введение которых рассматривают в Кабмине, не помогут восстановить украинскую нефтепереработку, так как рынок переориентируется прежде всего на другие зарубежные источники поставок, но уже по более высоким ценам.
Такое мнение высказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
Так, по мнению автора, расследование исключительно против Беларуси, связано с тем, что в 2011 году неудавшаяся попытка ввести пошлины против всех стран-поставщиков нефтепродуктов по итогам специального расследования, были подданы жесткой реакции Еврокомиссии и России.
«Нокдаун 2011 г. заставил лоббистов пошлин сделать выводы. Тогда их подвели чрезмерный аппетит — желание полностью закрыть рынок ото всех, и плохая память — видимо, в спешке кто-то позабыл, что Украина является членом ВТО. В результате наша страна получила соответствующую реакцию Еврокомиссии и, что не менее важно, России», - отмечается в материале.
Он отметил, что введение предложенной украинским НПЗ пошлины против Беларуси приведет к переориентации этого топлива на другие рынки, в результате чего возникший в Украине повышенный спрос на нефтепродукты приведет к росту цен как на украинский, так и импортный ресурс.
«Однозначно можно сказать, что пошлина в $180/тонна станет не ограничительной, а заградительной. Белорусским заводам будет намного выгоднее отправлять свой продукт в Европу (благо, качество позволяет)», - утверждает Куюн, отмечая, что по итогам 2012 г. поставки из Беларуси обеспечивали 42% украинского рынка.
Эксперт сомневается, что Кременчугский и Одесский НПЗ, который может возобновить работу в текущем году, будут в состоянии компенсировать выпадающие белорусские объемы. По его мнению, пошлина как дискриминационная мера в отношении Беларуси как государства Таможенного союза может привести к прекращению поставок нефти из России, тогда как единственно возможная альтернатива – нефть из Азербайджана для украинских НПЗ доступна в ограниченных объемах как минимум по техническим причинам.
«В итоге это ведет к новому увеличению импорта нефтепродуктов, но уже по совершенно другим ценам. И это только нефтяная сфера, а какими могут быть ответные меры по отношению к украинским товарам со стороны тех же России, Беларуси и Казахстана? Для украинских металлургов нынешний мировой кризис будет за счастье…», – отмечает автор.
Вместе с тем на высокую вероятность конфликта указывает отказ российских владельцев НПЗ в Украине – компаний «ЛУКОЙЛ» и ТНК-ВР – поддержать расследование против Беларуси. Помимо политического фактора, считает Куюн, это может быть связано с нежеланием усиливать основного конкурента на рынке Украины – группу «Приват», три завода которой вместе с государственным Шебелинским ГПЗ подписали жалобу, необходимую для начала антисубсидиарного расследования, проводимого Министерство экономики Украины для Межведомственной комиссии по международной торговле.
Напомним, ранее министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдурад Ставицкий заявил, что правительство вновь изучает возможность введения пошлин на импортные нефтепродукты. В свою очередь по данным интернет-сайта OilNews в январе из аппарата вице-премьер-министра Украины Юрия Бойко собственникам украинских нефтеперерабатывающих заводов был разослан формуляр жалобы для проведения антисубсидиарного расследования в отношении импорта нефтепродуктов из Республики Беларусь. Жалоба предполагает пятилетние ограничительные меры к топливу из Беларуси. Величина субсидий для белорусских НПЗ определена на возможном уровне в $180,84 на тонне топлива.
Источник: odessa.comments.ua
Odessa Daily