Odessa DailyМненияЕвромайдан

Юлия Латынина: Что может создать толпа, которая сейчас бегает по Славянску?

Odessa Daily

20 апреля 2014 в 19:46
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Вот, например, есть государство под названием Сингапур. Вот, представьте себе, как было сложно Сингапуру в 50-х годах, когда он еще был частью Малайзии, когда только что новая деколонизованная страна, сложнейшие этнические конфликты между сингапурцами и, соответственно, малайцами.

Юлия Латынина: Что может создать толпа, которая сейчас бегает по Славянску?

Китай, огромный материковый Китай, который проснулся, триумф которого, триумфы Мао воспринимаются в этот момент как триумфы азиатской расы, наконец, над проклятыми европейцами. Нищее сингапурское население, которое развращают и пропагандируют китайские эмиссары. Как вы понимаете, машина пропаганды у Мао была поставлена гораздо лучше, чем машина пропаганды в современной России. В воспоминаниях Ли Куан Ю, тогдашнего премьер-министра Сингапура есть совершенно замечательный момент о том, как он всегда радовался, как организованно хлопают на митингах представители компартии.

А потом однажды он попал на тренировку. Тренировка происходила в лесу, и он увидел, что специально обученные люди подают специально обученные знаки, и по этим специально обученным знакам толпа... Толпа тренируется захлопывать или, наоборот, одобрять оратора.

То есть у Мао всё это было доведено, вот такие пиратские технологии, так сказать, такие технологии, связанные с насилием, ложью и диверсией, были доведены до совершенства. Ну, ничего похожего, все-таки, мы сейчас не можем показать. И, тем не менее, Сингапур выжил. А мы видим, что Украина не выживает.

И, конечно, когда я это вижу, я вижу, что происходит некое изменение мирового порядка на наших глазах. И когда я говорю «изменение мирового порядка», я не имею в виду там некий глобальный переворот, который совершается там раз в тысячу лет. Потому что мировой порядок меняется быстро. Последний раз он по-крупному менялся в 1991 году, когда рухнул СССР, когда Рональд Рейган выиграл «Холодную войну», договорившись с Саудовской Аравией и снизив цены на нефть. Когда Рональд Рейган нанес удар в самое стратегически уязвимое место СССР и показал, что тоталитарная страна, которая называет себя сверхдержавой, но, на самом деле, живет за счет экспорта углеводородов, не может выжить, если цена на рынке рухнет.

И, вот, собственно, тогда же в 1991 году состоялась «Буря в пустыне», когда Саддам Хусейн нарушил неписаное международное правило поведения диктаторов «Делай что угодно внутри своей страны, но не вправе вести себя непредсказуемым образом во внешней политике» и был наказан. И, тем не менее, несмотря на то, что Саддам Хусейн был не свергнут, потому что предполагалось, что его добьют санкции, что тяжелое экономическое положение страны приведет к недовольству и революции, а этого не произошло, вот, тем не менее, после падения СССР, действительно, в мире в течение 20 с лишним лет существовал некий порядок, при котором предполагалось, что страна, которая непредсказуемо себя ведет внешнеполитическим образом, будет за это серьезно наказана. Внутри можешь делать всё, что хочешь, но, вот, снаружи не смей.

И, кроме того, в течение последних 20 лет европейская бюрократия, чьи идеалы во многом определяют внешнюю картину мира, считала, что она как раз живет в мире, в котором восторжествовала демократия. Как Фрэнсис Фукуяма и объявил в 1991 году: «История кончилась, кончилась победой либеральной демократии в тех странах, которые раньше были тоталитарными. Это и есть ее история и смысл».

И вот, собственно, за последние 20 лет основы этой картины мира стали неумолимо подтачиваться. Маленькая проблема оказалась демократией, потому что во многих бедных странах в результате всеобщих выборов к власти стали приходить популистские или коррумпированные правительства, которые устраивали стране экономическую катастрофу, после чего объявляли ее происками Запада. И многие, особенно в арабских странах, с самого начала строили свою риторику на ненависти к США, объявляли «Они богатые, зато мы духовные». Конечно, многие такие правительства были и раньше. В конце концов, Роберт Мугабе уже 34 года сидит в Зимбабве. Но, все-таки, раньше их возникновение можно было списать на соперничество двух систем. А, вот, приход к власти демократически избранного Николаса Мадуро в Венесуэле на это уже списать нельзя.

То есть оказалось, что вопреки предсказанию Фрэнсиса Фукуямы, демократия вовсе не всегда ведет к свободе. Очень часто она ведет к возникновению квазифашистских режимов, которые отличаются от тоталитарных своих предшественников XX века одним очень важным моментом. Потому что несмотря на всю их риторику, они, на самом деле, не стремятся завоевать свободный мир. Они являются не его конкурентами, а его сырьевыми придатками. Они экспортируют нефть или, там, газ, или древесину, импортируют всё остальное. А, вот, риторика их, в основном, предназначена для внутреннего потребления. Оппозиция в такой стране объявляется агентом фашистского Запада, а экономические сложности списываются на козни того же Запада. То есть такие режимы не только не заинтересованы в быстром экономическом развитии страны, а ровно наоборот, они заинтересованы в вымывании из нее мозгов и предпринимателей, которые могут служить конкурентами власти. Эти режимы оказываются довольно устойчивы.

Конечно, любой западный политик мог быть хорошо осведомлен об этой маленькой проблеме демократии (приходе к власти популистов и тиранов), если бы внимательно читал Плутарха. Но, вот, как-то в свое время с победой демократии западные политики Плутарха читать перестали.

А во-вторых, идеология, которая гласит, что цивилизованные люди ничего не решают силой, оказалась беззащитной перед насилием со стороны нецивилизованных людей. В частности, перед исламскими террористами и исламизмом вообще. И триумфы исламизма стали следствием не его силы, а следствием слабости Запада. Достаточно, например, напомнить, что США еще до 11 сентября трижды имели возможность уничтожить Бен Ладена с помощью беспилотника, но президент Клинтон испугался отдать приказ, опасаясь, что дома его заедят за убийство мирных граждан без суда, без следствия.

И в-третьих, после краха Советского Союза и исчезновения врага, против которого нужно было быть начеку, проблемы, связанные со всеобщим избирательным правом коснулись также и богатых стран. Всякая развитая демократия кончается социализмом, писал Джон Стюарт Милль. Как он писал, так и случилось. В то время, как западные политики стремительно увеличивают количество избирателей, получающих халяву, и наращивали объем бюрократического вмешательства в экономику, их начали стремительно догонять те азиатские страны, прежде всего Китай, правящая верхушка которых создавала рыночную экономику в рамках политической системы, более-менее походящей на систему просвещенного абсолютизма.

А это в свою очередь привело к тому, что экономические санкции против стран-изгоев перестают быть действенными.

Вот, какой смысл запрещать выезд на Запад Роберту Мугабе, если он всё равно лечится, там, в Сингапуре? И какой смысл налагать санкции на Иран, если он всё равно экспортирует нефть в Китай? Вот, понятно, что даже если против России будут введены очень серьезные санкции, ну, хорошо, российские компании не будут строить субподрядчиками в качестве европейских. Но они будут строить субподрядчиками-китайцами. То есть в существующих условиях любые экономические санкции просто приведут к дальнейшему финансово-экономическому и политическому усилению Китая, который во всех конфликтах нашего времени Запада и исламистов, Запада и стран-изгоев занимает то самое мудрое положение обезьяны, которая сидит на дереве, пока 2 соперника дерутся за банан, и ждет, пока банан достанется ей.

Теперь, собственно, как я уже сказала, вот, то, что сделано на юго-востоке Украины, уже практически на юго-западе России, с точки зрения технологического осуществления я снимаю шляпу. Что в этом плохого? То, что это происходит путем эксплуатации худших черт населения. Вот, точно так же, как Сталин построил свою власть на том, что деревенская голытьба раскулачивала кулаков, и власть это укрепило. Но Россию это погубило, и нам это до сих пор икается, потому что произошел геноцид лучших. Вот, то же самое сейчас происходит в Донецке.

Там же не та проблема, когда я часто употребляю слово «нищие, люмпены». Не та проблема, что в Донецке нет умных людей. Та проблема, что ставят не на умных, а ставят на тех, кто будет бегать с оглашенными глазами и обороняться против несуществующих бандеровцев.

Вот, страшно то, что на этом основании никогда ничего нельзя построить кроме укрепления власти. Вот, в Иране или Зимбабве можно построить офигенно прочную власть со словами «Запад нас ненавидит». Власть прочная. А какие технологические достижения? Путин у власти находится 15 лет. Я была бы счастлива, если бы за эти 15 лет как в Китае был создан рынок, там, где создана рыночная экономика, были созданы крупнейшие производства, строилось бы по 6 тысяч километров дорог. Там, страна росла бы на 8% в год. Не было бы там чудовищной коррупции, не было бы всех шубохранилищ. И вот эта процветающая страна на этом основании забрала бы Донбасс себе.

В конце концов, ну, Техас же сам объединился с США. В Мексике просились в США. Их, правда, не пустили, но просились. Пуэрто-Рико несколько десятилетий назад провел референдум. И когда Пуэрто-Рико согласился остаться ассоциированным с США, им не пришлось объяснять, что иначе вас съедят инопланетяне с Сириуса.

Но, к сожалению, вот то, что происходит на юго-востоке Украины, происходит другим путем. А на этом фундаменте, к сожалению, ничего нельзя создать. Нельзя создать прочные империи, нельзя создать наук и искусств.

Вот, понимаете, очень простая вещь. Вот, я сейчас смотрю международные новости. Одна международная новость: космический корабль «Дракон» Илона Маска, частный космический корабль в очередной раз улетел в космос. Другая международная новость: израильская компания, новаторская компания создала батарейку, которая заряжается за 30 секунд. Это пока еще прототип батарейки, то есть она еще должна быть уменьшена в размере, и израильские вот эти вот ученые обещают за 2 года ее уменьшить, чтобы она встраивалась в наши iPhone’ы. Но батарейка, которая заряжается 30 секунд. Частные космические корабли, которые летают в космос.

Вот, вопрос: можно ли представить себе, что вот та толпа, которая сейчас бегает по Славянску, создаст что-нибудь подобное?

Источник: echo.msk.ru

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100