Odessa Daily Афиша Одессы
«Уровень черного»: общий для всех?
Ирина Лобусова
19 июля 2017 в 15:58Без всяких сомнений, одним из лучших фильмов, показанных на фестивале, стал фильм Валентина Васяновича «Уровень черного». Фильм, не оставивший равнодушным никого в зале, вызвавший самые различные эмоции- от восторженных отзывов до ярой неприязни.
Эмоции зашкаливали. И среди этих красок людских чувств не было только одного: равнодушия. Может, потому, что каждый, находящийся в зале, чувствовал- режиссер и создатель фильма затронул очень острую, очень социальную тему, необычно актуальную- для всех. Ее не существовало еще 5 лет назад. Но теперь она наступает все больше и больше, как самый настоящий прилив, захватывая, затапливая большие современные города. А потому позволю себе говорить не о форме, в которой снят фильм ( хотя об этом обязательно нужно сказать), а о содержании.
Странно. На пресс- конференции почему- то вовсю звучала нелепая мысль, что фильм этот- об одиночестве. И еще более глупая мысль- о теме не нужных, не нашедших себя людей. Чушь собачья! В этом фильме нет никакого одиночества. И главный герой абсолютно успешен, полностью реализован во всем. И именно он является типичным героем нашего времени, человеком, которого мы встречаем в определенных социальных кругах ( разумеется, не среди строителей, продавцов, охранников и всяких там парковщиков). И таких людей становится все больше и больше.
Дело не в возрасте. Позволю заметить, что никакого возраста нет. Есть совершенно другое. И вот это другое полностью отсутствовало в современных людях еще пять лет назад. Но теперь, к сожалению, приобрело стихийные формы.
Я узнавала многих своих знакомых- мужчин от сорока до 50 лет, успешных, реализованных и вполне довольных своей жизнью. К 50 годам у них у всех есть либо любимое дело, либо собственный бизнес, который приносит стабильный хороший доход. Есть квартира, есть дорогой автомобиль. Есть множество костюмов и масок, которые можно менять, примеряя различные обличия. Есть даже с кем потрахаться- в машине, в гараже, гостинице. И есть самое главное, то, что делает таким символичным главного героя- пустота, безразличие, отсутствие цели в жизни, не желание строить отношения, преодолевать рубежи, куда- то идти, потому, что никуда идти не хочется, и вообще ничего уже не хочется, даже комфорта не хочется в собственной маленькой зоне комфорта.
На самом деле это настоящая беда, когда достигнув определенного рубежа в жизни, человек вдруг останавливается и намеренно заполняет себя пустотой, которая постепенно заваливает его жизнь так, как снег заваливает его дорогую машину. Он мог бы мечтать- но не о чем. Он мог бы любить- но не умеет. Он мог бы строить отношения- не понимает, зачем. Он мог бы идти вперед- но не видит, куда. И потому остается в своем замкнутом мире острого социального безразличия- он безразличен к миру, а мир к нему, и так длится годами, часто до конца жизни.
Такой человек не верит в счастье, именно поэтому с потрясающей, невероятной роскошью интеллектуального восторга смотрится сцена, когда герой сжигает на пустыре свадебные цветы. Сжигает все это нелепое глянцевое «ми- ми- ми», прекрасно зная, что в реальной жизни вот этого слюнявого «ми- ми- ми» давным- давно уже нет.
Герой- это современный человек, он принадлежит этому миру, и он потерял цель жизни. У него все есть, и все ему по фиг. А потому собирательный образ успешного человека так поражает тех, кто узнает его со стороны.
Он теряет близких- но не особенно одинок. Потери для него символичны, потому, что давным- давно потерял самого себя. Где- не знает, но возвращать особо не хочется. Незачем.
На этом фоне особо острой нотой смотрится сюжетная линия отношений с девушкой героя. Глупо думать, что девушка бросила бедного, и без того одинокого человека! Ничего подобного. Это не она его бросила. Это он ее бросил. Потому, что трахаться на подстилке в гараже- это не отношения. Это просто физиология безразличия. Отношения- это гулять по городу, держась за руки, и целоваться в губы, и быть рядом, когда плохо, и помогать. В отношения нужно вкладывать душу, их нужно строить. А зачем? Он этого не хочет. И ему плевать, что абсолютно никто из женщин не хочет трахаться в гараже. Это закон, который принято не видеть. Даже самая крутая и модная хочет, чтобы ее привели в квартиру, туда, где кот и отец, и сказали «это моя девушка». А не повезли в гараж. Но сейчас отношений нет. Их не хотят. Их нет у успешных современных людей. А потому это он, главный герой, ее бросил. Хорошую девушку, между прочим. И остался там, где был.
На самом деле, одиночества сейчас нет. Есть намеренная отстраненность личных границ. Люди специально отстраняются друг от друга. А потому с такой силой смотрится лучшая ( с моей точки зрения) сцена фильма с инвалидной коляской в гараже. Эта сцена смерти почти по Ван Гогу- кресло, в котором его нет.
Слова вообще не нужны. Их и нет в фильме. Слова не нужны потому, что в современной жизни мы обходимся без них. Мы уже не разговариваем друг с другом. Мы уже прекратили звонить и говорить по телефону. Мы сидим уткнувшись в сенсорную поверхность прямоугольника и тыкаем пальцами, думая, что строим отношения, контактируя с любимыми людьми во всяких там мессенджерах. Мы не понимаем, что на самом деле разрушаем не только отношения, но и свою жизнь, свою душу.
На пресс- конференции создатель фильма рассказал, что уровень черного это технический термин настройки видео и фотоаппаратуры. Этот термин отражает всю суть фильма. Фильм был снят полностью без сценария, с минимальным бюджетом всего в 10 тысяч долларов. Актер, снявшийся в роли главного героя, не профессиональный актер, а известный фотограф Константин Мохнач. Режиссер ездил по всем локациям своего героя, наблюдая его жизнь. Визуальная часть оказалась важнее. Такой творческий процесс был для режиссера как вызов. А вызов- это всегда хорошо.
Так четко проявилась главная идея фильма: в жизни необходимо в определенный жизненный рубеж переходить на другой уровень. Либо ты переходишь, либо- нет. Но если переходишь, если идешь дальше- все тогда обязательно будет хорошо. Как с главным героем, сумевшим подняться вверх и перейти. И это совершенно не зависит от возраста. Скорей, от отношения к жизни на границе уровня черного, который рано или поздно, придет к одной определенной точке. Точке самого себя.
Ирина Лобусова
Ирина Лобусова