Жанровое кино занимает особое место среди разновидностей седьмого искусства. Им часто пренебрегают, противопоставляя так называемому «серьезному» кино, хотя оно сделало не меньше для величия кинематографа. К тому же, раскрыть «актуальные темы настоящего времени» порой даже лучше удается фильмам ужасов, нежели оскаровским драмам, как показывает недавний пример мастерского разоблачения завуалированного расизма в Америке времен Трампа в фильме «Ловушка» (Джордан Пил, 2017). Судьба маргиналов и деклассированных элементов занимает центральное место в жанровом кино, которое выводит на экран чудовищ, убийц, чтобы показать принципиальное неравенство, царящее в современных обществах.
Потому крайне парадоксально, что женским персонажам в жанровом кино чаще всего отводится второстепенная роль. Сведенные к статусу жертвы (любимой мишени серийных убийц) или декорации за счет своей внешней привлекательности, они уступают место мужчинам, которые доминируют на экранах физически и символично. Недавний успех «Чудо-женщины» (Патти Дженкинс, 2017), одного из немногих фильмов про «супергероиню», лишь напоминает о том, что мужчины остаются главными персонажами большинства лент в жанре экшн, научной фантастики и хоррора.
В ретроспективу «Чудо-женщины» вошло пять лент разных жанров (научная фантастика, фильм ужасов, итальянское джалло, японское аниме, детектив), снятых в период с 1979 по 2016, объединенных тем, что это авторское кино, не лишенное своих химер, которое выставляет на передний план сильных и нетипичных женских персонажей, которые рвут шаблоны. Удивительными тут выступают не только женщины, но и их вселенные, где уставные нормы выворачиваются, как в Алисе Льюиса Кэррола.
Лейтенант Рипли в «Чужом» (Ридли Скотт, 1979), сыгранная Сигурни Уивер, не отвечает ни канонам, ни формам голливудского гламура, но это не мешает ей взять на себя контроль над космическим кораблем – по определению мужским миром. В «Супирии» (1979) мастер джалло Дарио Арджентоокрашивает сказку в багряный цвет: цвет крови и инициации во взрослую жизнь, которую проходит молодая американская студентка, столкнувшись с цепью странных происшествий в своей школе танцев. Майор Кусагани, грозная женщина-киборг из анимационного фильма «Призрак в доспехах» (Мамору Осии, 1995) – единственный персонаж в этой серии, лишенный плоти и крови: все ее тело механизировано, и лишь мозг человеческий. Джеки Браун из одноименного фильма Квентина Тарантино (1997) – спокойная и рассудительная стюардесса, которую сыграла непревзойденная Пэм Гриер, икона жанра blaxploitation и феминизма в 1970-х. И, наконец, Жюстин в фильме «Сырое» (Жюлия Дюкурно, 2016) – юная студентка-вегетарианка, которая открывает в себе влечение к человеческой плоти.
Антельм Видо – программный директор ОМКФ