Odessa DailyМненияЕвромайдан

Реанимационный Пакет Реформ в Одессе. А что дальше?

Леонид Штекель

29 мая 2017 в 12:13
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

В Одессе состоялась презентация гражданской платформы «Реанимационный Пакет Реформ» (РПР). Итогом этой встречи стало предложение киевлян создать в Одессе объединение общественных организаций на тех же принципах, что и РПР. Почему одесским общественным активистам следует очень внимательно рассмотреть это предложение, и какие проблемы могут возникнуть?

Реанимационный Пакет Реформ в Одессе. А что дальше?

В пятницу в отеле «Александровский» для общественных активистов Одессы прошла презентация гражданской платформы, объединяющей неправительственные организации и экспертов, именуемой «Реанимационный Пакет Реформ» (РПР). Эта встреча должна была подробно рассказать одесским общественным активистам о задачах, об устройстве, о стратегии деятельности, о процедуре организации работы гражданской платформы РПР.

Но у этой презентации была и гораздо более важная сверхзадача: на примере сравнительно успешной работы РПР показать общественным активистам и экспертам нашего региона перспективы использования механизмов подобных гражданских платформ для успешной деятельности институтов гражданского общества в регионах.

Речь идет о том, чтобы помочь созданию в регионах, в том числе и в Одессе, аналогичных РПР гражданских платформ, которые в будущем могли бы стать региональными партнерами РПР.

Прошедшая презентация стала одной из серии региональных акций, которые проводит РПР в последнее время. Делается это не во имя грантов или каких-то громких жестов или заявлений. У этой серии презентаций есть вполне четкие и прагматичные причины.

РПР возникло в 2014 году абсолютно стихийно на волне попытки пролоббировать после Майдана ряд законопроектов, разработанных неправительственными экспертами в годы правления Януковича. Это было абсолютно стихийное, самоорганизующееся сообщество, которое очень быстро и вовремя было поддержано донорами. На волне Майдана проект РПР начинался очень успешно.

На сегодняшний день ситуация - гораздо более сложная. С одной стороны, проект РПР заработал себе очень громкое и твердое реноме - как в украинском истеблишменте, так и среди западных партнеров Украины, доноров украинских реформ. С другой стороны, дух Майдана, породивший РПР, угас. Сегодняшний истеблишмент хочет править исключительно во имя себя самого, и ему, по большому счету, не нужны ни советы, ни рекомендации.

Два фактора определяют работу РПР сегодня. Во-первых, эксперты РПР способны подготавливать на очень высоком профессиональном уровне нормативные и законодательные акты, так что многие - и депутаты, и ведомства - заинтересованы в их «мозгах». С другой стороны, для западных партнеров Украины именно проекты, подобные РПР, являются идеальным индикатором курса реформ в Украине.

Используя как заинтересованность ряда депутатов и фракций, так и прямую поддержку западных дипломатов и политиков, РПР удается «пробивать» принятие с большей или меньшей степенью соответствия пакета законов реформ. Однако в целом украинский истеблишмент и лично Петр Порошенко все сильнее противятся деятельности РПР, создавая, по мере возможности, сложности в работе.

Именно поэтому создание региональной повестки дня, появление региональных партнеров (а не клонов) РПР, могут стать удачным продолжением лоббистской деятельности РПР.

Для региональных общественных активистов и экспертов сотрудничество с РПР может принести как поддержку доноров, полученных отчасти благодаря контактам с РПР, так и частичную поддержку западных партнеров, которые также считают, что невозможно реформировать Украину, не реформируя регионы.

Однако, при всех плюсах создания подобных региональных партнерств, здесь существует несколько очень серьезных проблем. Отметим три важнейшие из них.

1. Кадровый голод.

Для проекта РПР важнейшим аспектом деятельности является «Дорожная карта реформ». С позиции менеджеров и руководства РПР, партнеры РПР в регионах возникнут только тогда, когда сумеет, во-первых, сформировать коалицию неправительственных организаций и экспертов, а, во-вторых, создадут региональный проект «Дорожной карты реформ в регионе». Для РПР важнейшим фактором, определяющим работу гражданской платформы, является профессионализм. А у неправительственного сектора - всегда очень большие проблемы с экспертами-волонтерами в регионах.

2. Взаимоотношения власти и общественности в  столице и в регионах.

На сегодняшний день, даже учитывая непропорционально большие возможности Администрации президента, украинский истеблишмент на уровне Киева все-таки обладает большой разнополярностью. Есть много центров власти: президент, его администрация, Верховная Рада, комиссии Верховной Рады, парламентские фракции, общеукраинские партии, администрация столицы и т.д. Наличие многих центров власти позволяет гораздо успешнее вести работу, играя на личных, политических и иных аспектах взаимоотношений этих центров власти.

Совершенно иная ситуация в регионах.

Даже в областных центрах, не говоря уже о районах, власть очень сильно централизована и существует не более, чем один-два центра власти. И если в некоторых областях, как это было в Одессе при Саакашвили, общественность может использовать противостояние, например, областного совета и областной администрации, то на уровне города это практически невозможно – статус мэра и исполкома гораздо выше статуса всех депутатов. Городской совет в наших условиях – это вам не Верховная Рада: все депутаты городского совета обычно имеют прав меньше, чем один мэр. Нет баланса разделения властей, есть только один центр власти – мэр! Ведь наш Закон о местном самоуправлении, по своей сути, остался советским, где полномочия представительной власти были политической фикцией.

В городах Украина повсеместно наблюдается очень простая картина: если мэр - против инициативы общественности, у нее слишком маленькие шансы переиграть «мэрский запрет». На волне Майдана кое-где подобные попытки, правда, вначале удавались, но сейчас это практически невозможно, причем, как на Востоке, так и на Западе.

3. Неправительственные эксперты и протестные действия.

Если говорить не о галочных и списочных общественниках, а о реальных общественных активистах, то в регионах Украины наблюдается одна и та же картина. Общественность делится на две неравные группы: протестные ассоциации общественных активистов и «конструктивные», работающие в связи с действующей властью.

Кстати, западные гранты могут выделить почти исключительно тем, кто действует в согласии с властью.

Характерная деталь. В РПР Одессу, по большому счету, представляют две крупные неправительственные организации: Комитет избирателей Украины и Ассоциация органов самоорганизации. Если Комитет избирателей многими региональными политиками рассматривается как почти оппозиционная, то бишь, протестная организация, то Ассоциация органов самоорганизации во главе с известным неправительственным экспертом Андреем Крупником, считается в кругах протестных организаций явным «соглашателем», лоббирующем мнение власти.

Важнейшее требование РПР для будущих партнеров – это подготовка проекта «Дорожной карты реформ для региона». Но это означает привлечение к разработке проекта части «конструктивной» общественности. С другой стороны, если все проекты будут делать только сторонники «конструктивной» линии, то ничего нового в проекте «Дорожной реформ карты для региона» просто не будет.

В реальности задача создания гражданской платформы «Во имя реформ регионе» является крайне сложной задачей.

Для начала необходимо достичь как минимум понимания между протестными группами и «конструктивными».

Затем надо получить как минимум нейтралитет мэрии к проекту, так как разработка проекта потребует информационно-аналитического обеспечения, которое возможно лишь при участии городских служб.

Надо отметить, что попытка создания подобной группы уже была, когда два года назад была создана Рабочая группа по выработке нового проекта Правил эксплуатации пляжа. К сожалению, на последнем этапе городские власти заблокировали работу Рабочей группы, хотя, казалось, понимание вот-вот удастся достичь. Такой положительно-отрицательный опыт.

Возможно, здесь может сыграть свою роль РПР, которая могла бы через западных дипломатов предложить мэрии некую «морковку» в случае сотрудничества с общественностью в рамках данного проекта.

Есть один вариант. Данный проект может рассматриваться как перспективный план, без привязки к политическим и бизнес реалиям сегодняшнего дня. Его можно будет использовать на будущих выборах. Но и в данном случае программа вряд ли может быть решена без информационно-аналитической поддержки действующей власти.

Вероятно, есть и другие пути поиска компромисса. Но одно условие совершенно ясно. План реформ не может быть планом войны с мэрией. Протестные группы могут сколько угодно считать действия одесских властей незаконными, и вполне возможно, что они абсолютно правы. Но… Власть та находится в руках мэрии. Невозможно проводить реформы без согласия действующей власти. И пример РПР, которая продолжает свою лоббистскую деятельность в очень непростых условиях, очень показателен. 

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100