Odessa Daily Мнения Евромайдан
Почему условия китайского контракта на самом деле невыгодны для России
Odessa Daily
31 мая 2014 в 12:07Высказанные угрозы – уже не угрозы, отметил в кулуарах Питерского экономического форума президент «Роснефти» Игорь Сечин, рассуждая о силе и эффективности санкций Запада против России. Эта фраза Сечина сама по себе и есть главный месседж Москвы Западу.

В принципе, одной этой фразы достаточно, чтобы понять, что творится в голове у Сечина и в голове у его босса – президента Владимира Путина. Там, на Западе, окопались слабаки, трусы и провокаторы. Ноющий бизнес, лоббисты, друзья России, вроде Герхарда Шредера, не дают им задать России жару из-за Крыма и Украины. Поэтому все, что остается западным лидерам, – пустые угрозы в адрес России. Персональные санкции против «одного хохла и двух евреев», как на том же форуме тонко подметил президент России. Сила в единстве, а единства у нас много, как бы говорят Западу Путин и Сечин. У нас нефть по $100 за баррель, газ, без которого Европа замерзнет, программа технического перевооружения экономики (звучит, согласитесь, солидней, чем «инновации»), построенный нефтепровод, по которому «черное золото» идет в Китай, и контракт с тем же клиентом на поставку газа на $400 млрд. А у вас – ложь, высокомерие и так называемая демократия. Которая не дает вам устроить России нормальную трепку. Эти речи – кульминация Realpolitik по-русски. Момент истины в каком-то смысле. У которого, правда, есть неприятная изнанка. Цена, которую России придется заплатить за так удачно, так вовремя – прямо под форум – подписанный контракт с Китаем. О ней и поговорим.
История газовой трубы в Китай началась десять лет назад со стратегического соглашения между «Газпромом» и китайской CNPC. Переговоры закончились на прошлой неделе подписанием «звездного» контракта на поставку газа в Поднебесную. Они шли по китайским правилам: Россия требовала, хлопала дверьми, возвращалась, а Китай ждал. И, судя по обрывочным сведениям от источников в правительстве и публичным оговоркам чиновников, таки дождался. Чтобы поставить Россию на колени, Китаю не хватало прямого конфликта Москвы с Брюсселем и Вашингтоном. Как только конфликт случился, Китай получил то, что хотел.
Не бери и не плати
Все эти десять лет стороны спорили не о цене тысячи кубометров газа. Цена в данном случае была категорией виртуальной – она зависит от рыночной цены нефти, которая сегодня $100 за баррель, завтра может быть $200, а послезавтра – $50. Бой шел за условия поставки. Бой шел за пресловутый принцип take or pay – «бери или плати», который зашит во все европейские контракты «Газпрома». Судя по атмосфере тайны, которой окутан подписанный с Китаем контракт, принцип этот России пришлось, как говорят в правительстве, «слить». Ну, или почти «слить».
Попробуйте представить себе, о чем именно идет речь. Несколько месторождений газа на Дальнем Востоке должны быть одновременно освоены, на них одновременно должна начаться добыча газа, тут же прямо посреди тайги должны возникнуть перерабатывающие мощности – газ там имеет, как говорят профессионалы, «многокомпонентный состав», то есть просто взять и закачать его в трубу нельзя. Его можно поставлять в Китай только после того, как его добудут, переработают и приведут в удобоваримое для прокачки клиенту состояние. Создание всей этой инфраструктуры стоит огромных денег. Сам президент Путин оценил расходы России в $60 млрд, причем нужны они не завтра, а вчера.
Но история на этом не заканчивается, а только начинается. По газопроводу с красивым названием «Сила Сибири» Китай, по идее, может получать 38 млрд кубометров газа в год. Если бы это был не Китай, а, скажем, Германия, все было бы просто и понятно. Купите 38 млрд кубометров и получите свой газ или не берите его, если он вам не нужен, но все равно заплатите. Но Китай – не Германия. И поэтому чиновники и газовики из Поднебесной упрямо и стойко отказывались подписывать такой контракт. Китайцы хотели получить газ и свободу действий. В 2010 году они готовы были покупать по принципу «бери или плати» всего 30% от 38 млрд. Остальное – в зависимости от конъюнктуры рынка и температуры воздуха в холодное время года. На всякий случай Китай тогда просил дать ему возможность купить аж 115% от 38 млрд кубометров, но тогда, когда это будет ему надо, а не тогда, когда это будет нужно России. Аванс по контракту, без которого «Газпром» просто не в состоянии построить все это гигантское хозяйство, Китай платить тоже не хотел. Вместо этого CNPC предлагала «Газпрому» кредит на $20 млрд по ставке ниже рыночной. Это были грабительские условия. И Россия долго на них не шла. Пока ее не приперли к стенке.
Подписанное 21 мая соглашение предполагает, что аванс «Газпром» таки получит – те самые $20–25 млрд. Но про «бери или плати» придется забыть. Чиновники отказываются назвать точную цифру гарантированного контрактом объема отбора газа, но несколько утверждают, что она не превышает 60% пропускной способности «Силы Сибири». Возможно, она даже меньше 50%. Выбитый из Пекина аванс не покроет расходы России на строительство всей инфраструктуры, а значит, «Газпрому» нужно будет идти в ВЭБ – других источников финансирования у него после Крыма не осталось. В правительстве уже обсуждают идею выпуска инфраструктурных облигаций под газовую трубу в Китай, покупать эти облигации придется всем россиянам, чьи пенсионные накопления лежат в ВЭБе.
Кабальная сделка
На выходе Россия становится именно тем, кем быть не должна была ни в коем случае: так называемым «свинговым», то есть запасным поставщиком газа в Китай, при этом должна построить инфраструктуру для добычи, переработки, транспортировки и хранения товара, который Китай, возможно, купит, а возможно, нет. Это крупнейший провал, провал национального масштаба. Кабальная по сути своей сделка. Смысл которой только в одном: Россия, президент Путин конкретно, теперь могут говорить, что удалось наконец диверсифицировать газовые поставки и выйти на азиатский рынок. Но то, что красиво на словах, уродливо на деле. «Азиатский рынок» означает китайский, и только. Других покупателей на газ из «Силы Сибири» на горизонте не видно. Южные корейцы, возможно, взяли бы немного газа, но транзит пойдет через земли Ким Чен Ына, а это совершенно неприемлемо. Японцы тоже не отказались бы, но трубу вместе с Россией строить точно не будут (Япония все же Запад в политическом смысле, а не Восток), а достаточных мощностей для поставки в Японию сжиженного газа у России пока нет, денег на их строительство тоже нет, потому что все деньги уйдут на выполнение обязательств по контракту с Китаем.
Так и выигрывают геополитические сражения. Россия поссорилась с Западом, пошла к Китаю, а тот получил свое. Сковал ресурсы, которые могли быть потрачены на многовекторное развитие дальневосточной инфраструктуры, нынешней газовой сделкой, отбил принцип «бери или плати», получил свой газ и привязал Россию к себе трубой, которая больше никому в мире, кроме Китая, не нужна. Одной подписью под контрактом с CNPC «Газпром» вернул Китаю статус сверхдержавы, которого он мог вот-вот лишиться, не пойди Россия на таран в «украинском вопросе». И лишил Россию этого статуса. Из сырьевого придатка Запада – главного, любимого, избалованного – Россия превратилась в запасной сырьевой придаток Китая.
Но на этом история национального унижения не закончится. Непристойное по своей сути предложение зампреда КНР Ли Юаньчао – превратить север Китая и Дальний Восток в единую экономическую зону, где китайские рабочие на китайские деньги смогут преобразить русскую тайгу в бескрайние поля с капустой и салатом, – весточка из будущего. С Россией Китай будет разговаривать отныне и навсегда именно так – без церемоний. Денег у вас, у русских, теперь нет, потому что все деньги уйдут на строительство подземных хранилищ для газа, который мы, может быть, купим, если похолодает. А у нас денег куры не клюют. Поэтому давайте дружить домами. Не захотите сейчас, так захотите в 2018 году, под выборы. А мы подождем. У Поднебесной впереди целая вечность.
Грустно, но именно такую цену Россия может заплатить за Крым, за войну в «Новороссии», за новую холодную войну с Западом. Больше всего на свете не хотелось бы, чтобы этот геополитический выбор – выбор в пользу Пекина – стал последним в тысячелетней истории великой, сильной и гордой страны. С ужасом я понимаю, что с каждым днем это становится все более вероятным. По крайней мере, газовый контракт с Китаем – большой шаг в этом направлении.
Источник: slon.ru
Odessa Daily
Самый выгодный контракт для России- это поставки бесплатного газа в Украину!!!
Кредиты и бардах - ингредиенты экономического укрочуда
Китай к нам с миром и выгодой а Запад с 3 мировой войной санкциями и угрозами майдана в Москве .Это не стабильный партнер а враг .
это пока с миром))).Видно Китайцев плохо знаете. Европа это цветочки.Впрочем лет через пять сами увидите)
Глупость пишет. Китай, кредитует строительство и газ Япония хочет.
Создание ЕАЭС выводит страны-участницы на более высокий уровень интеграции. Три государства берут обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Таким образом, завершается формирование крупнейшего общего рынка на пространстве СНГ (170 млн человек), который станет новым мощным центром экономического развития
Каждый имеет право на сое собственное мнение. Даже если оно и ошибочное...
Или если за $))))))) рыночная экономика, мать ее