Odessa DailyМненияЕвромайдан

Несколько слов о львовском трагифарсе

Леонид Штекель

30 сентября 2018 в 11:57
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Честно говоря, я не хотел бы об этом писать. Особенно после покушения на Олега. В очередной раз я буду ругаться со своими майдановскими знакомыми, и это при том, что и без этого львовского трагифарса на душе тошно.

Несколько слов о львовском трагифарсе

Уже давно ясно, что Порошенко стал новым изданием Януковича, и у меня есть большие сомнения, что его удастся убрать – он вцепился во власть всеми когтями – достаточно посмотреть на список новой ЦВК (ЦИК). И все-таки я не могу молчать, а прочитав статью об этом львовском трагифарсе в «Новой газете», я чувствую, что слишком многие просто не понимают происходящего.

Итак, Львовский облсовет, говорят - с подачи Фарион, принял знаменитый документ о запрете русскоязычного культурного продукта в Львовской области. Я назвал это событие трагифарсом, но для того, чтобы оценить его по-настоящему, я бы скорее сравнил этот нормативный акт со средневековой мистерией. Потому что действо, которое открыл Львовский облсовет, проходит одновременно на нескольких площадках - и на земле, и в небесах, и в Царстве Люцифера, и у ворот Рая.

Одна такая площадка была создана Игорем Розовым в Фэйсбуке. И там, в очередной раз, вспомнили события 2014 года и громкие заявления львовских интеллектуалов о поддержке русского языка. И, разумеется, сейчас эти воспоминания вызывают весьма крепкие высказывания в адрес этих самых львовских интеллектуалов. Я, кстати, сам постоянно привожу даже боле ранее высказывание знаменитого историка Грицака из Львовского католического университета на эту же тему.

И здесь мне придется выступить в их поддержку. Львовских интеллектуалов, разумеется. Почему в 2014 году львовская элита заговорила о русском языке? И, кстати, и раньше говорила, до Майдана. Потому что ожидала, что русскоязычная община Украины после Майдана осознает себя как реальная политическая сила. Львовская элита прекрасно понимала - тогда, в 2014-ом,  что лучший вариант политического противостояния – переговоры. Напомню, в это же время ряд общеукраинских мероприятий сознательно был переведен в Одессу зарубежными донорами. В частности, именно у нас, а не в Киеве, летом 2014 года прошла очень важная дискуссия Фонда Наумана по итогам Первой мировой войны.

Но за последние четыре года русскоязычная община Украина отчетливо доказала, что как политическая сила она - пустое место – пустышка. Никакой внятной программы, никаких политических объединений. Не появилось даже намеков на новых общественно-политических лидеров русскоязычной общины. При этом совершенно очевидно, что в основной массе русскоязычные избиратели закроют глаза на любые фальсификации, будут по-прежнему точно исполнять волю начальства, и в очередной раз позволят нашему мелкотравчатому тирану Порошенко переизбраться. Тому самому, который этих русскоязычных избирателей вообще в упор не видит. Честь и гордость рядом с основной массой русскоязычных избирателей даже рядом не стоит.

Теперь вопрос: если русскоязычный гражданин Украины себя презирает, почему украинские интеллектуалы должны с ним считаться?

А теперь перейдем на другую сценическую площадку. Здесь разыгрывается другая драма. В этой пьесе собрались украиноязычные граждане нашей страны - те, что вышли в свое время на Майдан, те, кто поверили в Революции  Гидности (Чести). Ну не идиоты же они? Ни одна из целей Майдана не реализована. Ни одна! О чести просто стыдно вспоминать. А ведь большинство этих людей в той или иной степени имеют свой бизнес. Им не нужно объяснять, что у нас в стране - все плохо. Любой бизнесмен это очень хорошо знает. Даже тот, кто сумел найти в этом бедламе свою нишу. Как все были бесправными холопами, так и остались. Причем, если у Януковича хоть за деньги можно было попытаться добиться справедливости, то сейчас, даже, за деньги это сделать сложно.

В этой ситуации есть один выход: объявить людям, что, хотя они сидят в заднице, они - самые лучшие. В России Путин для этой глубинной мысли избрал Великую войну между Освенцимом и Колымой (это когда Колыма победила). В Украине для этого избрана тема украинского языка. Нечем гордиться? Идем ко дну? Царство коррупции? Зато: «Слава Україні!».

Порошенко, конечно, умница. Вера, Армия, Мова! Ни одного лозунга из 2014 года, когда он пришел к власти. Забыть, закатать в асфальт все те наивные обещания весны 2014 года!..

Мы превратились в страну воинствующего комплекса неполноценности. Традицию придумал Ющенко, превратив Голодомор в символ украинской веры. Но куда Ющенко до Порошенко?! У Порошенко есть голова на плечах. Там, где Ющенко каждый раз влезал в дерьмо, Порошенко идет во всем белом. Во всяком случае, внешне. Сделав «Мову» символом своей избирательной кампании, Порошенко прекрасно понимает: те, у кого есть мозги, просто покинут страну – им противно. А те из украиноязычных, кто не уедет, отчаянно страдает комплексом неполноценности. И лучшего лекарства, чем гордость своим украинством, придумать трудно.

А вот на третьей площадке мы разыграем драму из недалекого будущего: к чему это все приведет? Некие наивные люди, когда впервые появились законодательные нормы о квотах на украиноязычное вещание, твердили, что это есть благо для украинской культуры. В истории ХХ века есть примеры систематических запретов - ради строительства новой культуры. Так они декларировали свои цели.  Первый опыт был сделан в СССР - после октябрьского переворота. Была запрещена «старая» культура, буржуазная и монархическая. Получилась очень интересная реакция. Сначала в культуру пришло огромное количество новых людей. Правда, индивидуальный уровень снизился, но была масса талантливой молодежи, подающей надежды. И сначала казалось, что ничего страшного в этих запретах нет. Убрали кучку самых одиозных, зато допустили в культуру массу молодежи. Но потом оказалось, что система запретов не может остановиться на достигнутом. Никогда не останавливается.

Убрав старшее поколение – уничтожили традицию. Введя системы запретов – создали четкие границы для «нужной» культуры. В результате – культура вообще была уничтожена. Лишь к концу 50-х начинает вырастать новая советская культура, во многом извращенная запретами.

Второй опыт – нацистская Германия. И там, во многом, повторилась ситуация СССР. Большая группа литераторов и творческих работников встретила на ура приход нацистов. Там тоже было общее согласие, что с кризисом культуры надо бороться запретами. Люди культуры приветствовали запреты, правда, в отличие от СССР, в этой среде были и сомнения, в том числе, заявленные публично. Но итог оказался тот же – полное вырождение культуры.

В истории не существует примеров, когда запрет тех или иных явлений культуры приносит благо для нее в целом. Итог всегда один – вырождение.

Но у этой истории есть и еще одно измерение. Запреты в культуре ВСЕГДА ведут к узурпации власти. Вся нынешняя борьба с русским языком в Украине – это чистый и откровенный «совок». Но нужно прекрасно понимать: «совковые» методы пригодны для Путина. Для независимой Украины – это смерть.

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100