Odessa Daily Мнения Евромайдан
Майданы и судьба Украины
Леонид Штекель
8 февраля 2017 в 10:47Скажу честно, я сам в конце нулевых искренне заблуждался, считая, что трагедия Первого Майдана, когда все его достижения и мечты людей были спущены в унитаз – это личная заслуга «выдающегося и гениального политика нашего времени, «мессии Украины» Виктора Ющенко.
Однако теперь уже почти очевидная судьба Евромайдана заставила меня взглянуть на эти события под другим углом.
Нет, свое мнение о «выдающемся и гениальном…» я не изменил. Просто понял еще и другую специфику нашей страны, о которой мне раньше не хотелось думать. Но сейчас надо поставить точки над «і».
В январе 2005, когда, казалось, еще не прошел весь вал восторгов после победы людей Майдана, я опубликовал статью о первых реальных шагах Виктора Ющенко, которые заставили меня предсказать неизбежный крах всего того движения, которое привело Ющенко в кресло Президента Украины. А предвестником будущей трагедии стали первые шаги новоизбранного президента по борьбе с «черным рынком». Ющенко тогда вроде бы говорил правильные слова о том, что все должно быть «цивилизованно и прозрачно». Однако движение к этой «цивилизованности» он решил начать с того, чтобы «государство» в лицах чиновников начало (а точнее продолжило) борьбу с бизнесом, который эти самыми чиновниками был выжат в сферу «черного рынка».
Владимир Ющенко по собственной, скажем так мягко, близорукости, просто не понял тогда, что Майдан, поставивший его президентом, возник именно потому, что малый и средний бизнес хотели жить по-человечески. Главным в стране является не «государство», а именно этот самый бизнес. И интересы это бизнеса во много раз важнее интересов «государства».
Мне тогда, в январе 2005-го, казалось, что это глупость – лично Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, которая, кстати, умудрилась в 2005 году основательно разорить тот самый малый бизнес, вытащивший и ее, и Виктора Ющенко на олимп власти. Но теперь я понимаю, что проблема гораздо глубже.
Когда в феврале 2014 года Александр Турчинов на Майдане убеждал людей, что Верховная Рада нужна, и что депутаты будут слушать Майдан, то мне казалось, что опыт 2005 года был в Украине осознан, и повтора ошибок 2005-2007 гг. не будет. Мне было, конечно, бесконечно жаль, что тогда, в феврале 2014 года, Майдан не сумел выдвинуть единых лидеров, не сумел создать своего временного органа власти, а подарил власть старым элитам, которым бы я и пять копеек дал – украдут! Но мне казалось, что теперь, после пролитой крови, люди уже не поведутся на старые трюки, и, рано или поздно, но старые элиты уйдут. Оказалось, я безумно ошибся.
И должен признаться в том, что причина этой трагедии – вовсе не особо выдающиеся умственные способности старой элиты. Нет! Интеллектуально она ничтожна. И дело, на мой взгляд, и не в отсутствии ума и воли у лидеров Майдана. Вся причина этой трагедии – эта та игра «в поддавки», которая началась в стране.
В чем сила Майдана: в личной инициативе, в самоорганизации. В достоинстве людей. В чем сила старой элиты? В аппарате, в чиновниках, в законах и инструкциях.
Что должен был сделать Майдан? Отменить все старые законы и инструкции. Распустить структуры. Разогнать чиновников. Ничего этого не было сделано.
Речь ведь шла не о том, что нужно убрать одного-двух «плохих» чиновников. Вся система власти в Украине призвана уничтожить личную инициативу и самоорганизацию. Это основа основ. Неужели кто-то думает, что в этой махине можно убрать одно-два колесика, один-другой шарнир, и система заработает по-другому?
Но ведь Майдан даже на этом не остановился, хотя уже только это могло погубить все дело Майдана. Майдан решил «идеи Майдана» двигать с помощью чиновников. Логика очень проста: мы поднялись во имя Украины, Украина – превыше всего! Далее – легкий поворот: Украина = государство! Значит, государство должно двигать идеи Майдана. То есть, чиновники должны двигать идеи Майдана. Все, круг замкнулся!
На самом деле, Майдан в Украине кончился в марте 2014 года, когда возникла эта идея, что «государство» в лице чиновников будет дальше двигать «идеи Майдана». Все изменила война на Востоке. Крах государственной машины вновь оживил силы Майдана. Но опять государственные структуры взяли контроль над инициативой снизу – после того, когда удалось остановить врага. Добровольцы были во сто крат страшнее для государственных чиновников, чем все ватники вместе взятые с Путиным во главе.
Надо прекрасно понимать, что современный опыт европейских стран, на который постоянно ссылаются, к нам не имеет никакого отношения. Вся эта борьба с коррупцией, которой руководят европейские чиновники, чиновникам – как мышиная возня. Ибо вся система власти в Украине сделана так, что чиновник НИКОГДА не отвечает перед обществом. В такой ситуации – есть прозрачность, нет ее – роли не играет. В Украине главная проблема – тотальное ВСЕВЛАСТИЕ власти! Отсюда – тотальная власть чиновника. В этих условиях все идеи Майдана неизбежно умирают.
Как только общество из самых лучших соображений, из самых высоких идей пробует опереться для реализации своих идей на аппарат чиновников, на всех идеях можно сразу ставить крест. Окончательный! Поминальный!
Леонид Штекель