Odessa DailyМненияЕвромайдан

Феликс Кобринский: «ЖИЗНЬ ПОНАРОШКУ»

Odessa Daily

28 июня 2014 в 20:16
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Война, политика и экономика - это не игра понарошку. Феликс Кобринский об ошибках, надеждах и планах Украины.

Феликс Кобринский: «ЖИЗНЬ ПОНАРОШКУ»

«Самая замечательная загадка человека в том, что он знает, что хорошо и, зная это, делает то, что плохо. Значит, он не сознанием руководствуется, а своими потребностями, интересами, желаниями…Сократ

Странная сложилась ситуация в Украине, когда практически все её граждане вдруг стали умными, а активность в обществе превысила активность на солнце. К сожалению, результаты гражданского возбуждения скорее напоминают рукоблудие, чем реальные шаги по реформированию среды обитания человека-гражданина. Жаль только людские жизни, положенные во имя идеи фикс, названной почему-то волной патриотизма и борьбой за свободу от российского гнета. Вне сомнений, что все нынешние мотивации к действиям либо откровенно ложные, либо попросту являются заблуждением. Ценнее человеческого общения при разнообразности окружающего мира, ничего нет и этому должны способствовать умеренный территориальный национализм и бытовой патриотизм. Различного рода войны, как то религиозные, территориальные, языковые, экономические в 21 веке должны становиться тихими и не заметными, не мешая свободному развитию личности, а наоборот являясь её стимулом. Эпоха Возрождения наконец-то обязана наступить, иначе природа, как среда обитания, сыграет с человеком злую шутку, вернув его на прежний уровень развития. На самом деле, как это не парадоксально звучит, но войны всегда двигали прогрессом и цивилизационными процессами в обществе.

Но это недалёкое будущее, а сегодняшнее военно-кризисное положение Украины, в силу отсутствия философии её развития, достаточно печально и малообнадёживающее.

1. ВОЙНЫ.

«Нет такой опасности, которой можно было бы избегнуть, не подвергаясь другой опасности» Публий Сир

Некоторые образцы из западноевропейской истории, где проблемы националистических движений, к примеру, в Испании и Ирландии, ничуть не менее трагичны, чем развал восточноевропейских прокоммунистических ценностей с последующим распадом искусственно созданной Югославии, и спокойным разводом Чехии и Словакии. Извечная борьба республиканцев с националистами, монархистами, сепаратистами или консерваторами вне зависимости от страны происхождения этого процесса, меняет стороны ролями и местами, влияя на политическую конфигурацию, существенно не затрагивая при этом погранично-территориальную целостность стран. Появление или скорее восстановление статус-кво прекрасных в своём разнообразии стран, только разукрасило новыми красками старую Европу.

История первая.

Идеологом баскского национализма явился Сабино Арана (1865—1903), который ещё в XIX веке заявлял, что Испания превратила Страну Басков в свою колонию, и требовал полной независимости баскских земель через создание конфедерации четырёх испанских (БискайяГипускоаАлава и Наварра) и трёх французских регионов (СульЛабур и Нижняя Наварра), населённых басками. После прихода к власти генерал Франсиско Франко упразднил завоёванную в период Испанской республики (1936 год) автономию Страны Басков. Баскский язык был запрещён. Делопроизводство и обучение велись лишь на испанском языке. Баскские провинции Бискайя и Гипускоа, которые воевали на стороне республики, были объявлены «провинциями-предателями» и рассматривались, как враждебные территории (Наварра и Алава считались «верными провинциями»). Организация ЭТА была основана в 1959 году, как движение сопротивления диктатуре генерала Франко несколькими молодыми членами Баскской националистической партии (БНП), которые были неудовлетворенны отказом БНП от вооружённой борьбы. Основной целью организации было провозглашено создание независимого государства басков — Эускади[1]. С начала 1960-х годов члены ЭТА приступают к практике покушений на чиновников и жандармов, а также начинают осуществлять взрывы полицейских участков, казарм и железнодорожных путей. После осуществлённых в 1962 году репрессий авторитарного франкистского режима «Страна басков и свобода» была вынуждена на некоторое время воздержаться от активных действий. Восстановительный период был окончен в 1964 году, после чего вооружённые акции ЭТА приобрели систематический характер[2]. В 1960-е годы власти Испании отказывались от официальных переговоров с ЭТА, и в то же время, по данным СМИ, стороны поддерживали неофициальные контакты. В конце 1960-х годов ЭТА пошла по пути «революционного» террора — с тех пор от её рук погибло более 850 человек.. После смерти Франко в 1975 году «Страна басков» получила в 1978 году широчайшую автономию и сегодня пользуется правами, которых не имеет ни один другой регион страны, тем не менее, ЭТА по-прежнему придерживается лозунга полной независимости. Контакты властей с ЭТА активизировались во второй половине 1970-х, во время так называемого переходного периода от франкистской диктатуры к демократии, однако сепаратисты отказались прекратить вооружённую борьбу в обмен на предложенную амнистию. В январе 1988 года ЭТА объявила одностороннее перемирие в ответ на подписание общенациональными и региональными партиями Испании пакта, призывающего к переговорам с басками. В сентябре 1998 года ЭТА объявила о полном и бессрочном прекращении террористической деятельности. Можно говорить, что в послефранкистский период в идеологии ЭТА произошли значительные изменения: в первые десятилетия своего существования члены ЭТА рассматривали себя в качестве наследников дела старых партизан-антифранкистов, коммунистов. А после смерти Франко в ЭТА возобладала националистическая идеология. В 2003 была запрещена деятельность партии «Батасуна» — политического крыла ЭТА. В феврале 2004 года после несанкционированных переговоров премьер-министра Каталонии с политическим лидером националистов, ЭТА публично объявила об одностороннем прекращении огня на территории Каталонии. И тем не менее, после этих арестов ЭТА призвала испанские власти к политическому диалогу для урегулирования конфликта. В мае 2005 года парламент Испании (все партии, кроме Народной) поддержал эту инициативу при условии отказа басков от насилия.. Как показывают опросы, за мирные переговоры с ЭТА выступает большинство испанцев, однако и противников у этих переговоров немало. Последние считают, что против баскских боевиков следует бороться до «победного конца» исключительно силовыми методами, не вступая с ними ни в какие контакты. Между тем, опыт борьбы с ЭТА говорит о невозможности окончательно расправиться с группировкой силовыми методами. Специалисты считают, что в результате полученных в последние несколько лет мощных ударов от объединившихся в борьбе с ЭТА правоохранительных органов Испании и Франции группировка крайне обессилена. Однако, по мнению Европола, у ЭТА всё ещё сильна поддержка среди молодежи в Стране басков, где она легко вербует новых боевиков. А вместо Франции, которую террористы в своё время выбрали в качестве «оперативной тыловой базы», они осваивают другие страны Европы. ЭТА неоднократно нарушала перемирие, объявленное баскскими сепаратистами в марте 2006 года, в результате чего в сентябре 2008 г. решением Верховного суда Испании по обвинению в связях с ЭТА была запрещена партия Баскское национальное действие. Уже в сентябре 2010 года баскская сепаратистская группировка ЭТА выступила с заявлением об отказе вооружённой борьбы, в рамках борьбы за независимость Страны Басков организация будет придерживаться мирных средств. Однако представители основных испанских политических партий назвали очередное заявление сепаратистской группировки ЭТА о прекращении огня «недостаточным»[5][6]. 10 января 2011 года ЭТА объявила о прекращении вооружённой борьбы[7][8]. На протяжении всего периода своего существования ЭТА неофициально пользовалась поддержкой многочисленных прокоммунистических, антифашистских и антиимпериалистических движений, видевших в баскских террористах прежде всего противников франкистской диктатуры, антифашистов, борцов за национальную независимость Басконии. Подарки и помощь приходили из стран Варшавского Договора, в первую очередь из СССР и ГДР, от коммунистических партий (например, из Италии). После смерти Франко ЭТА помогали страны «третьего мира» — государства Латинской АмерикиАфрики, различные леворадикальные движения, в частности террористическая армия Колумбии ФАРК. Когда в 2005—2006 годах ЭТА отвергла ряд компромиссных предложений правительства Испании, то её позиция была поддержана, в частности, Африканским национальным конгрессом, охарактеризовавшим её как «ответственную»[12]

История вторая.

Ирландская республиканская армия была основана в 1919 году после слияния «Ирландских волонтеров» и «Ирландской гражданской армии». ИРА принимала участие в войне против британской армии с января 1919-го по июль 1921-го года, наиболее интенсивные бои продолжались с ноября 1920-го по июль 1921-го. После заключения англо-ирландского соглашения и его ратификации ирландским парламентом, ИРА раскололась — значительная её часть, в том числе многие видные фигуры стали на сторону новообразованного Ирландского свободного государства, заняв важные посты в «Национальной армии», остальные же повернули оружие против бывших соратников. Однако Национальная армия, усиленная британской поддержкой, оказалась сильней, и 24 мая 1923 года ИРА сложила оружие. Подчинившиеся приказу в 1926 создали партию Фианна Файл, которая сейчас является крупнейшей партией Ирландской республики. Не подчинившиеся же ушли в подполье. С 1949 года переместила центр своей деятельности в Северную Ирландию. С 1969 года ИРА перешла к тактике городской герильи и разделилась на ряд законспирированных автономных ячеек. Отдельные из этих групп впоследствии перешли к чисто террористическим методам борьбы, как на территории Северной Ирландии, так и на территории остальной Великобритании. В мае 1972 ИРА объявила о прекращении активных боевых действий. Однако, поскольку британское правительство отказывалось вести переговоры с сепаратистами, то боевики ИРА возобновили теракты на территории Ольстера и Англии. Одним из основных поставщиков оружия для ИРА являлась Ливия. Основной мишенью ИРА были солдаты британской армии, полицейские и судьи. В ноябре 1985 года было заключено соглашение между Великобританией и Ирландской республикой, согласно которому Ирландская республика получала статус консультанта при решении вопросов по Северной Ирландии, а в декабре 1993 года после длительных переговоров между Великобританией и Ирландией была подписана «Декларация Даунинг-стрит», закрепившая принципы отказа от насилия и предполагавшая формирование местного парламента и правительства. Выполнение соглашений было заморожено в связи с новыми терактами ИРА. Летом 1994 ИРА объявила о «полном прекращении всех военных операций», однако после заключения британско-ирландского соглашения, предполагавшего разоружение боевиков, руководство организации отказалось от своих обязательств. В 1998 году в Белфасте правительство Великобритании и лидеры основных политических партий Северной Ирландии подписали «Соглашение Страстной пятницы» о передаче власти местным органам управления и проведении референдума для определения статуса Северной Ирландии. Переговоры между североирландскими протестантами и католиками оказались сорваны после очередного теракта. В 2000 году в результате провала переговоров о разоружении ИРА Ассамблея Северной Ирландии, просуществовавшая всего два года, была распущена. В январе 2004 Лондон и Дублин создали независимую мониторинговую комиссию, которая регулярно отслеживает ситуацию в Северной Ирландии. В состав комиссии входят четыре человека, представляющие Великобританию, Ирландию, Ольстер и США. Летом 2005 года руководство ИРА выпустило официальный приказ о прекращении вооруженной борьбы, сдаче оружия и переходе к политическому решению конфликта. Был начат новый этап переговоров. В последнем докладе комиссии (осень 2006 года) говорится, что ИРА за последний год претерпела кардинальные изменения. Большинство основных её структур распущено, а численность ряда других — сокращена. По мнению наблюдателей, организация более не планирует террористических операций и не оказывает финансовой помощи преступным группировкам в Ольстере. С выводами членов комиссии согласны даже противники ИРА — так лидер протестантской Демократической юнионистской партии, признаёт, что «ИРА достигла большого прогресса, отказываясь от террористической деятельности».

Обе группировки ИРА склоняются к идеологии марксизма, тесно связаны с Рабочей Партией Ирландии.

Конечно, можно было бы продолжить бесконечный ряд аналогичных историй, происходивших в Латинской Америке или на Ближнем Востоке, однако главное понять, что за два дня разгоревшийся пожар в Украине уже не потушить. Безусловно, можно долго и нудно обвинять Россию в лице Путина, исполнившего роль Ливии или Хезболы в войне, развязанной на территории нашей страны и на её границах, но уроки истории окажутся всё равно поучительней. Главное сейчас, это удержаться от откровенного терроризма, как внутреннего, так и внешнего, и не превратить громадную часть страны в российский сектор Газа, где будет постоянная почва взращивания ненависти, к руке дающей.

2.ПОЛИТИКА.

«Все искусство управления состоит в искусстве быть честным» Томас Джефферсон

Уже сейчас становится многим понятно, что безумно-бездумные предложения Президента и Премьер-министра страны запустят очередной виток движения по замкнутому кругу, который зашоренное украинское общество проходило в разное время и практически с той же политической элитой, что и ныне. Политический тезис о том, что во власти не должно быть представителей бизнеса, в корне неверен. Общество нужно в первую очередь оградить от борьбы бизнеса за власть - а это несколько другой политический постулат, теоретически препятствующий переделу имущества и ресурсов, де-юре принадлежащих всему народу.

Неудавшаяся административно-территориальная реформа, начатая при Викторе Ющенко, обречена на такой же провал, какие бы благие намерения не были бы у руководителей и рукомахателей страны. Причина первая и самая главная, это невозможность провести быстрые изменения там, где на широких пространствах главенствует сельское устройство территорий и естественно отсутствует соответствующая инфраструктура. Только революционное переустройство сельскохозяйственного комплекса всей страны, а не отдельно взятых участков, может привести к административно-территориальному эволюционному процессу. Однако утопические призывы господина Яценюка в этой области, забросать Европу сельхозпродукцией наносят откровенный вред, вводя в очередной раз в заблуждение, как украинцев, так и европейцев. Отсутствие в сельском хозяйстве складского логистического комплекса является его бичом и возможно опять неподъёмным грузом. Не следует при этом забывать,что затраты на логистику могут быть как издержками, так и инвестициями. Расходы, связанные с доставкой товара, его хранением и дальнейшим распределением относятся к издержкам. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортные расходы, расходы на аренду складов( если они построены) и расходы на содержание персонала. Если мы говорим о финансовых вложениях, в строительство центральных складов, в создание транспортной инфраструктуры и внедрение автоматизированной системы учета и контроля, то речь идет уже об инвестициях. Проблема контроля логистических затрат лежит в плоскости своевременности и полноты внесения данных в систему учета, но это пока, что необозримое будущее. Если для торговой логистики на первом месте стоит приём-приход товара и естественно его постоянное наличие на складе, то для сельскохозяйственной логистики самое главное доставка и хранение, сортировка и упаковка, а также другие технологические прелести для уже произведенной продукции. Это как раз то самое, что отсутствовало в СССР и перешло нам в наследство и на, что требуются колоссальные средства, отсутствующие в стране, особенно в нынешних условиях. Так, что забросать Европу гнильём, у нас вполне может получиться..

Заявление того же государственного деятеля о необходимости появление новых идей в энергосбережении наталкивают на свежие воспоминания, когда экс-премьер Азаров восхищался соломенным источником обогрева, как новой технологией. Страна, в которой есть 4 действующих АЭС, десятки ГЭС и ТЭС, обязана быть энергонезависимой и обладать не только конкурентспроможными технологическими процессами, но и иметь дешёвый продукт-электроэнергию, который нужно прекратить безудержно воровать и необоснованно продавать за границу. Безусловно, возникнет необходимость попридержать коней на переправе и зажать нескромные аппетиты некоторых украинских олигархов, но государственная игра стоит свеч.

Справка.

Украина в январе-апреле 2014 года экспортировала электроэнергию на $166,273 млн.

По данным Министерства доходов и сборов, в Венгрию за отчетный период поставлена электроэнергия на сумму $88,818 млн, в Беларусь — на $40,462 млн, в Польшу — на $18,203 млн, в другие страны (Молдова, Словакия и Румыния)– на $18,79 млн. Согласно таможенной статистике, в апреле 2014 году Украина экспортировала электроэнергию на $41,956 млн. Ранее, в 2013 году Украина экспортировала электроэнергию на $580,195 млн, что на 0,9% (на $5,376 млн) больше, чем в 2012-м. Украина в январе-апреле 2014 года должна была сократить экспорт электроэнергии на 9,2% (на 289,2 млн кВт-ч) по сравнению с аналогичным периодом 2013 года — до 2 млрд 869,9 млн кВт-ч. В 2013 году Украина экспортировала 9,9 млрд кВт-ч, в 2012 — 9,7 млрд кВт-ч, в 2011 году — 6,4 млрд кВт-ч, в 2010 — 4,2 млрд кВт-ч, в 2009 — 4,1 млрд кВт-ч, в 2008 — 7,9 млрд кВт-ч, в 2007 — 9,2 млрд кВт-ч, в 2006 — 10,4 млрд кВт-ч, в 2005 — 8,4 млрд кВт-ч.

Основным экспортером украинской электроэнергии в 2011-2013 гг. являлись компании "ДТЭК Востокэнерго" и "ДТЭК Пауэр Трейд", они же, согласно результатам последнего годового аукциона, удержат этот статус и в 2014 году. С апреля 2012 года электроэнергия для экспорта во всех направлениях на основании правительственных решений приобретается на оптовом рынке страны по более низким ценам (оптовая рыночная цена без учета дотационных сертификатов), чем ее покупает большая часть украинских промышленных потребителей. Из-за особенностей украинской энергосистемы физически всю продаваемую на Запад электроэнергию будут вырабатывать исключительно электростанции ДТЭК, входящие в так называемый Бурштынский энергоостров — изолированную от остальной части страны энергосистему. Электроэнергию здесь вырабатывают Бурштынская ТЭС, составляющая основу энергоострова, и Добротворская ТЭС. Обе входят в состав «Западэнерго», 70,91 % акций которой принадлежит ДТЭК и аффилированным с ней компаниям. Система соединена несколькими линиями со странами Восточной Европы.

Однако это не значит, что только энергохолдинги Ахметова и Фирташа могут продавать электроэнергию европейцам. По действующим в Украине правилам, электростанции не могут заключать прямые договоры с покупателями: вся вырабатываемая электроэнергия должна продаваться единому покупателю — Оптовому рынку электроэнергии, где она может быть закуплена посредником и продана за рубеж. Именно это и позволяет конкурентам вышеназванных бизнесменов претендовать на экспортные поставки — правда, пока в теории.

Так много мы продаём энергоресурсов или мало, вот в чём вопрос.

Украина продолжает сокращать потребление электроэнергии. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности (Минэнергоугля), в январе-июле 2013 года с учетом технологических потерь в сетях потребление уменьшилось на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года — до 106,2 млрд кВт-ч. Потребление электроэнергии без учета технологических потерь за указанный период снизилось на 3,5% — до 85,87 млрд кВт-ч. В чем причина такого резкого снижения потребления?

Основное снижение потребления электроэнергии (э/э) пришлось на промышленный сектор. Согласно данным Государственной службы статистики, промышленность страны за семь месяцев без учета технологических потерь сократила потребление э/э на 7,6% — до 38,65 млрд млн кВт-ч в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (АППГ). Доля промышленности в общем объеме потребления электроэнергии по итогам семи месяцев текущего года снизилась с 47% до 45% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Всему виной общее падение промпроизводства — так, согласно данным Госстата, объемы в первом полугодии 2013 года сократились на 5,3 % по сравнению с январем–июнем прошлого года.

Аутсайдерами по потреблению стали украинские металлурги со снижением в 7,3%. Подобная тенденция обусловлена тем, что украинская металлургическая отрасль еще в 2012 году ушла в затяжной кризис, сократив производство на 3% в сравнении с 2011 годом. В текущем году отрасль скорее стагнирует. Украинские предприятия горно-металлургического комплекса, по данным объединения предприятий “Металлургпром”, в январе-июле 2013 года сократили производство стали на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года — до 19,35 млн тонн. На общую статистику за 7 месяцев также немало повлиял простой Запорожского и Стахановского заводов ферросплавов в начале нынешнего года — официально предприятия начали работу в марте 2013 года. Также снижению потребления электроэнергии поспособствовало внедрение энергосберегающих технологий на металлургических предприятиях. За счет падения производства и внедрения энергосберегающих технологий сократили потребление э/э и другие промышленные отрасли: топливная на 7,5%, машиностроительная на 10% (что коррелирует с показателями самой отрасли — украинское машиностроение в первом полугодии 2013 года упало на 10,3% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года). Лидером стала химическая отрасль, в которой снизилось потребление э/э на 13,4% в сравнении с АППГ. Аналитики связывают такой спад с сокращением показателей химпрома, которое, по данным Госстата, за первое полугодие 2013 года составило 19% в сравнении с АППГ. В то же время эксперты уверены, что снижение промышленного энергопотребления может негативно повлиять на тариф для промпотребителей в сторону его увеличения, так как за его счет субсидируется гражданский сектор. Постоянное повышение тарифов значительно увеличивает затраты металлургов с учетом удорожания сырья за счет роста электроэнергии. В условиях резкого снижения спроса и цен на металлопродукцию на мировом рынке эти шаги, по мнению объединения “Металлургпром”, приведут к еще большему дефициту собственных оборотных средств металлургических предприятий.

В то время как промышленники “экономят электроэнергию”, население, напротив, потребляет больше. Так, в Минэнергоугля отмечают, что за 7 месяцев 2013 года доля населения возросла до 28,1% в общем энергобалансе. Однако увеличение потребления населением вряд ли сможет позитивным образом отразиться на показателях генерации э/э. В связи с общим снижением потребления электростанции вынуждены сокращать выработку, отмечает эксперты. Так, в январе-июле производство э/э уменьшилось на 3,4% год-к-году и эксперты прогнозируют, что подобное снижение будет наблюдаться до конца года. Однако что касается объемов выработки электроэнергии, гидроэлектростанции продолжили показывать высокие объемы производства в июле — показатель составил 12% в сравнении с АППГ, а тепловые энергогенерирующие компании сохранили текущий объем выпуска, при этом снижение спроса отразилось в полной мере лишь на атомных электростанциях — АЭС в июле снизили выработку на 12% до 5,9 млрд кВт-ч.

Но у энергогенерации есть своя спасительная соломинка — экспорт. Согласно данным Минэнергоугля, в январе-июле 2013 года экспорт электроэнергии увеличился на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года — до 5,89 млрд кВт-ч. “Хотя экспорт электроэнергии упал на 6,9% г/г в июле, этот показатель обусловлен высокой базой сравнения — в 2012 году наибольший месячный объем экспорта электроэнергии был зафиксирован в июле”, В целом эксперты прогнозируют продолжение снижения потребления электроэнергии внутри страны ввиду слабой экономической активности, но опасности для генерации это не представляет. По мнению аналитиков, от ситуации со снижением потребления и выработки сейчас выигрывает тепловая генерация страны, поскольку стабилизация выработки э/э позволяет надеяться на быстрое восстановление выходной мощности ТЭС и ТЭЦ, которые могли бы стимулировать восстановление спроса на украинские угли в пользу шахтеров.

Спрос на электроэнергию в марте со стороны промышленности сократился, в то время как со стороны населения наблюдается непрерывный рост потребления. Это является тревожной тенденцией, так как тарифы на электроэнергию для населения - ниже себестоимости и компенсируются за счет более высоких тарифов для других потребителей. "Спрос на электроэнергию со стороны промышленных потребителей сократился в марте на 1% в годовом выражении до 6,4 млрд. кВт-ч (45% общего объема внутреннего потребления за указанный период) вследствие снижения потребления электроэнергии метпредприятиями на 5%", - сообщиют аналитики.

"Вместе с тем, тревожной тенденцией является непрерывный рост потребления электроэнергии со стороны населения (на 6% больше в марте), чьи тарифы на электроэнергию являются по-прежнему ниже себестоимости и компенсируются за счет установления более высоких тарифов для других потребителей", при этом, атомные электростанции показали наибольший рост объемов производства (на 8,3% до 8,2 млрд. кВт-ч), однако их доля в общем объеме выработки (45,7%) по-прежнему уступает тепловым энергогенерирующим компаниям (48,3%), сократившим объемы производства в марте 2013 года на 3,5% по сравнению с прошлым годом - до 8,7 млрд. кВт-ч.

Ещё одна справочная информация для анализа и дальнейших размышлений. В 2012 году в Украине резко увеличилось число продаваемых пеллетных (древесное биотопливо) предприятий.

 

По мнению экспертов, велика вероятность того, что через несколько лет Украина станет одним из лидирующих экспортеров экотоплива в европейские страны. Во всем мире потребность в твердом биотопливе ежегодно возрастает, поэтому зарубежные заказчики активно ищут новых поставщиков, в том числе и в Восточной Европе. Украинский рынок пеллет, в свою очередь, стабильно развиваются – каждый год запускаются новые пеллетные заводы, появляются новые поставщики. Тем не менее, несмотря на позитивную динамику и радужные перспективы, в 2012 году в Украине было выставлено на продажу рекордное количество предприятий по производству пеллет.

Экспертный опрос среди владельцев данных компаний, а также ряд кабинетных исследований, показал ряд причин такого резкого скачка, а также выявили основные пути развития пеллетного рынка Украины.

Одним из факторов, повлиявшим на такое серьезное увеличение числа продаваемых пеллетных заводов, является нехватка древесного и аграрного сырья, которое банально вывозится в другие страны. Такой дефицит, в свою очередь, вызван значительным увеличением в Украине объемов производства твердого биотоплива, при том что инфраструктура данного рынка развита достаточно слабо. Однако пеллетные предприятия продают не только из-за проблем с сырьем. Немало опрошенных представителей этих компаний жалуются на несправедливую политику со стороны украинской власти, в том числе и на введение в 2011 году новой системы налогообложения. По словам пеллетчиков, после вступления в силу нового налогового кодекса рентабельность их бизнеса стала падать, в частности потому что деятельность крупных и средних субъектов хозяйственной деятельности (как правило единоналожников) теперь весьма ограничена. Еще одна немаловажная причина медленного развития и низкой рентабельности пеллетного бизнеса – использование на предприятиях морально и технологически устаревших производственных линий. В то же время собственники таких компаний не имеют возможности или желания инвестировать в модернизацию оборудования и технологий. Однако, по оценкам большинства экспертов, на украинском рынке твердого биотоплива нет серьезного спада производства. Потребление украинских пеллет растет как внутри страны(???), так и во многих странах мира. Отрасль стабильно развивается, и по утверждению большинства пеллетчиков, приносит немалую прибыль. По их мнению, если предприятие находится недалеко от сырьевых баз (как это часто бывает в западных украинских регионах), то в ближайшие годы вообще не стоит волноваться по поводу прибыльности бизнеса. Главное – достаточно внимания и времени уделять управлению и активно продвигать свою продукцию на Украине и за рубежом и не вывозить вместо готовой продукции сырьевые запасы..

Следуя логике государственных управленцев, единственное спасение всех категорий украинских потребителей - это постоянный рост тарифов, а не технологическое перевооружение промышленных и коммунальных предприятий, при естественном процессе энергосбережения в быту. Но для этого нужно очень многое сделать, причём не просто механическим, а тем более арифметическим путём. Есть уже практические готовые технологические рецепты, осталось только правильно и справедливо их употребить.

Главным направлением реформ электроэнергетики за рубежом следует считать внедрение конкуренции в области производства электроэнергии, чему способствовало признание в начале 90-х годов того, что электроэнергетическая отрасль перестала быть неделимой естественной монополией. Существует несколько причин такого изменения отношения к электроэнергетике. Прежде всего, экономия от масштаба, которая долгое время играла роль основного аргумента в пользу естественно-монопольной структуры отрасли, потеряла свою актуальность. Новые технологии привели к тому, что электростанции среднего размера оказываются вполне конкурентоспособными по сравнению с более крупными станциями. Это позволило менее крупным инвесторам, чем существующие вертикального интегрированного комплексами (ВИК), строить независимые от них электростанции.

Существенными являются следующие цели, которые первоначально указывались при проведении реформ в различных странах:

снижение стоимости электроэнергии для потребителей за счет повышения эффективности работы отрасли (Великобритания, Аргентина, Австралия);

привлечение иностранных инвестиций для повышения эффективности работы отрасли (Бразилия, Аргентина);

внедрение конкуренции для предоставления потребителям права выбора поставщика (Бразилия);

сглаживание разницы в ценах на электроэнергию в различных регионах страны (Норвегия, США);

повышение эффективности инвестирования в развитие инфраструктуры электроэнергетики и отрасли в целом с целью повышения конкурентоспособности национальных производителей (Австралия).

На сегодняшний день страны, осуществляющие и завершившие реструктуризацию электроэнергетики, можно объединить в несколько групп по степени близости к конкурентному рынку. Так, например, в Европе наиболее глубоко продвинулись в создании конкуренции на рынке электроэнергии Великобритания, Финляндия, Германия, Норвегия, Швеция, Испания.

В процессе преобразований находятся Австрия, Нидерланды, Бельгия, Дания, Италия, Португалия, Франция, Швейцария.

В Латинской Америке наибольший прогресс в формировании конкурентного рынка достигнут в Чили, Аргентине и Бразилии.

В Австралии конкуренция на рынке электроэнергии получила наибольшее распространение в штате Виктория, на который приходится 23% национального электропотребления.

Долгосрочная программа преобразований электроэнергетики в Китае, принятая еще в 1988 году, предполагает ее поэтапное реформирование и рост инвестиций в отрасль с внедрением конкуренции после 2010 года.

Поворотным моментом в развитии конкуренции на рынке электроэнергии Европы стала директива Европейского Союза (ЕС) от 14 декабря 1996 г. (приложение 4), которая определила пути перехода к свободному рынку, означающему свободу для потребителя в выборе продавца электроэнергии. Фактически процесс либерализации рынка развивался гораздо быстрее, и к концу 2000 года уже рынок электроэнергии ЕС на 80% оказался открытым для конкуренции. В результате перетоки электроэнергии между странами ЕС значительно выросли.

Наиболее либерализованными являются рынки электроэнергии в Германии, Великобритании, Норвегии, Швеции и Финляндии. Наименее открытыми для конкуренции остаются Франция, Италия, Португалии и Греция, в которых более 30% потребителей имеют свободу выбора поставщика.

Вышеуказанной директивой ЕС были предложены две модели доступа производителей к сетевой инфраструктуре рынка: доступ сторонних участников (ДСУ) (Third Party Access) и модель единого закупочного агента (Single Buyer) (Приложение 3).

Модель ДСУ предполагает свободный доступ в сеть регламентированных категорий покупателей и продавцов электроэнергии. При регулируемом ДСУ доступ предоставляется по открыто публикуемым тарифам (большинство стран ЕС). В случае договорного ДСУ стоимость доступа является предметом отдельных соглашений. Последний вариант нашел свое применение в Германии, Португалии, а также при экспорте/импорте электроэнергии в Бельгии и Дании.

При использовании модели единого закупочного агента потребители электроэнергии покупают электроэнергию либо у этого покупателя, либо у зарубежных производителей. Португалия и Италия внедрили комбинированную модель ДСУ и единого закупочного агента.

В организационной структуре электроэнергетики в разных странах, осуществляющих реформирование этой отрасли, существуют большие различия.

Одним из наиболее часто применяемых инструментов реструктуризации является так называемая вертикальная дезинтеграция компаний (unbundling). Этот подход позволяет разделить компании по видам деятельности (генерация, передача, распределение и сбыт), обеспечить их финансовую прозрачность, а также применять различные виды регулирования к различным видам деятельности.

Такую модель применяет, например, Англия и Уэльс -- пионеры в области дерегулирования электроэнергетики. Первоначальное разделение отрасли предполагало разделение компаний по видам деятельности. Однако уже в самом начале формирования оптового рынка инженерная топология отрасли привели к сохранению вертикальной интеграции. Дальнейшее развитие привело к тому, что генерирующие компании приняли участие в приватизации 12 сбытовых компаний и практически восстановили ВИКи, ликвидированную в процессе реструктуризации вертикальную интеграцию в отрасли. Директива ЕС 96/92 предполагала возможность сохранения ВИКов с обязательным ведением раздельного финансового учета. По этому пути, в частности, пошла Германия. Вертикальная интеграция сохранилась также во Франции и Швейцарии.

 

Напомню, что попытки создания вертикальной дезинтеграции, т.е. разделения генерации продукта, его транспортировки, распределения и сбыта для компаний другой энергетической отрасли – газовой, были предприняты в своё время при премьерстве Юлии Тимошенко. Но странная штука, в нашей стране основной причиной всяческих неудач традиционно является коррупция и катастрофическое воровство на всех этапах жизнеобеспечения и этот только начавшийся процесс задохнулся в угарном дыму. Но жизнь не стоит на месте, особенно во время военных действий на фоне постоянных кризисных аномалий и нет сомнений, что отбросив пустопорожнюю говорильню, нужно делать реальные реформистские шаги, и в первую очередь дать дорогу аналитикам и системщикам, а не ура-патриотам и лжеполитикам.

Совсем недавно я писал о том, что именно сейчас можно или даже нужно начать дискуссию о сохранении целостности страны через её децентрализованное устройство и возможно признания двойного гражданства с другими странами, вероятно кроме России. Особенно актуальным такое действие стало возможным после принятия Украины ассоциированным членом в ЕС, который, на мой взгляд, нормально встретит такую инициативу, и это навсегда отобьёт у «дружественных» соседей желание устраивать провокации. Безусловно, это сложно для понимания и восприятия в нынешних условиях, но дорогу для информационных разъяснений нужно дать в первую очередь аналитикам и историкам, имеющим чёткое представление возникновения достаточно известных мировых федеративных устройств. При этом нужно помнить, что наш ближайший сосед - Российская федерация создавалась на базе российской империи, куда в смутное время силой были согнаны разные по этносу народы. В этом есть большое отличие России от Украины, где в принципе большинство народностей оказались в силу определённых миграционных движений, возникших в результате исторических процессов.

унитарность (от лат. unitas - единство) Форма государственного устройства, не предусматривающая наличие в составе государства (в отличие от федерализма) каких-либо федеративных единиц (штатов, земель), имеющих статус государственного образования. Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от политического и административного устройства страны, при наличии определённых исторических предпосылок. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания. Иногда выделяют: Сколько лет власти и политики талдычат о передаче полномочий на местный уровень, а воз и ныне там. Ведь сегодняшние проблемы Украины не родились на пустом месте, а возникли благодаря лукавству о невозможности федерализации страны, как о принципе разрушения её целостности. Возможно, что ответ кроется совершенно в другом, нежелании делиться местом у киевской кормушки ни тогда, ни сейчас. Иначе непонятно, почему в такое сложное время не прозвучала спокойная политическая фраза о некотором изменении государственного устройства, а именно о том, что Украина, оставаясь унитарным государство, меняет характер взаимоотношений между высшими и местными органами власти и передаёт определённые объёмы полномочий, административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства. Возможно, что при этом необходимо хотя бы задекларировать на будущее создание других автономий, кроме экс-крымской, в составе страны. Для этого нужна одна всего лишь одна большая мелочь, чтобы политики стали наконец-то профессионалами, а не истеричными нытиками… И тогда Украина стала бы унитарным децентрализованным государством со многими автономиями. 

И волки были бы сыты и овцы целы, а Россия вся в памперсах.

Всё, что сейчас следует сделать, это внести соответствующее изменение в ст.2 Конституции Украины. И только после этого определить в Бюджетном Кодексе страны коренные изменения, касающиеся взаимоотношений центральной и региональных властей, в части направлений финансовых потоков, т.е. их полной или сначала частичной децентрализации.

Конец спектакля, опущен занавес…

К сожалению, в нашей стране, при сегодняшних реалиях, реформирование правоохранительных органов является политическим действием, а не простым созерцанием последствий майданных выступлений. Но время безвозвратно уходит, и психосоматическая возможность необходимых изменений будет безнаказанно упущена. Реформы должны быть системными, комплексными и по всем направлениям: суды, прокуратура, полиция, исполнительная служба, адвокатура, нотариат - все эти структуры должны иметь единую задачу по обеспечению прав, свобод и законных интересов людей. Основополагающим принципом их работы должна быть справедливость принимаемых решений в пользу императивного права человека. Для начала этого сложного процесса нужно хотя бы заявить о концепции реформирования милиции в полицию и конституционной роли Минюста, органов прокуратуры, СБУ, РНБО и их местонахождении в основном законе. После этого уже можно говорить о том, сколько стоит этот пароход и где взять средства на его покупку или капитальный ремонт.

Что касается изменений военной доктрины и реформирования армии то, факты уже говорят сами за себя и конечно, военные действия, происходящие на территории страны, показали срочную необходимость создания контрактной армии. Несомненно, нужно начинать с кадровой политики и технического перевооружения, для которого страна имеет полную производственную возможность. Кроме этого необходимо договориться с США о материальном кредите в военной области, по приобретению современного высокоточного оружия, в т.ч. самолётов-беспилотников и современной электронной инфраструктуры, как разведывательной, так и полевой.

3. ЭКОНОМИКА

«Если хотите быть богатым, научитесь не только зарабатывать, но и быть экономным» Бенджамин Франклин

Политические события в нашей стране однозначно уже сейчас вызывают эскалацию в экономике. Безусловно, выход из кризиса будет длительным с неоднозначными последствиями, связанными с недофинансированием давно раздутых бюджетных расходов, безработицей, банкротством, в первую очередь малого бизнеса и др. Уже сейчас нужно прекратить ориентироваться на застарелые показатели экономического развития в лице ВВП, уровня инфляции и торгового баланса. Нужно принять срочные антикризисные меры, часть которых могут быть залогом будущих экономических реформ. Это даст возможность начать реальную борьбу с коррупцией, перейти от механического наполнения бюджетов всех уровней к их целевому использованию без административных потерь, остановить в какой-то степени галопирующую безработицу и снятие депозитных средств граждан с банковских счетов и др.

Но при этом самым главным приоритетом должно быть высвобождение финансов, принадлежащих гражданам для сохранения их покупательной способности, что хоть как-то не позволит сползать экономике в пропасть. С этой целью необходимо, как минимум, сделать следующие болезненные для бюджета и украинских олигархов три шага:

1. Отменить на ближайшие 3 года полностью НДС, вероятно, в дальнейшем можно будет заниматься его полным дифференцированным реформированием.

2. Пересмотреть политику формирования себестоимости электроэнергии внутри страны в сторону её уменьшения, с этой целью в первую очередь приостановить продажу излишков энергии заграницу и экспертным путём определить реальные затраты генерации и транспортировки электроэнергии. Это позволит уменьшить себестоимость всех тарифов на водоснабжение на 40-50%, а украинских товаров на 5-10%(без учёта НДС). При этом логичным будет выравнивание бытовых и коммерческих тарифов, которые в итоге могут быть одинаковыми и совершенно безболезненно держаться на уровне 0.5-0.7 грн за 1 квт-час.

3. Снизить ставки рефинансирования НБУ до 1%, а ставок кредитования до уровня 3-5%. Обязать коммерческие банки провести рекапитализацию ипотечных кредитов, выданных для приобретения недвижимости и автотранспорта. Осуществить контроль кредитов, связанных с покупкой дорогих автомобилей и объектов недвижимости, передаваемых в одни руки. Контроль передать независимым консалтинговым фирмам.

Параллельно с первоочередными мерами по сохранению платежеспособности граждан нужно принять стабилизационные меры:

Создать стабилизационный Фонд страны за счет средств крупного бизнеса и международного вливания. Контроль передать независимым консалтинговым фирмам.

Обязать органы власти всех уровней придерживаться единого экономического принципа: налоги должны оставаться у источника налогообложения, т.е. целевое использование полученных средств.

Отменить ЕСВ для всех категорий пенсионеров: предпринимателей и наёмных работников.

Убрать в Госбюджете статью по штрафным санкциям. Сами же санкции оставить только для злостных нарушителей. Заморозить во всех отраслях экономики все необоснованные виды штрафов и пени. Контроль передать независимым консалтинговым фирмам.

Внести изменения в ряд Законов Украины и наложить на 3 года мораторий на все виды проверок контролирующими органами субъектов хозяйствования. Контроль передать независимым консалтинговым фирмам.

Разрешить во всех отраслях экономики пенсионерам и женщинам работу неполного рабочего дня, при полном сохранении заработной платы. Разрешить работу наёмным работникам по сокращённому рабочему дню, в т.ч. при почасовой оплате труда из расчёта минимального прожиточного минимума. Начисления налогов производить только по фактически выплаченной зарплате, при этом исключить штрафные санкции и проверки на период действия разрешения.

Остановить взыскание долгов по сомнительным и неоднозначно трактуемым судебным и административным решениям для некоторых категорий граждан: пенсионеров, матерей-одиночек, представителей малого бизнеса.

Законодательно закрепить право для юридических лиц в сфере торговли на изменения цены продукции в течение дня, недели, месяца, отчётного периода, при этом исключить штрафные санкции и проверки контролирующими и налоговыми органами.

Разрешить в соответствие с решением КСУ о сохранении института постоянного пользования землею, на основании Ст.92 Земельного Кодекса Украины, Пользователям земельных участков имеющих Госакт на постоянное пользование земельными участками, переоформить по упрощенному механизму госакты, путем продажи земли по условной цене 10-20 грн. за 1м2. Это позволит наполнить местные бюджеты значительными средствами.

Книжный авантюрист Остап Бендер и не помышляя, что его преемники будут так часто излучать его любимую облапошную фразу о том, что Европа нам поможет. Неужели опять повторится фарс имени Кисы Воробьянинова ноющего с протянутой рукой: «Месье, же не манж па сис жур. Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной думы.»

А самим сначала попробовать, неужели слабо. Так что пока у нас жизнь понарошку.

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100