Odessa DailyМнения74 колония

«Душераздирающе зрелище» одесского тюремного ведомства: «правозащитник» Юрий Шибанов

Леонид Штекель

16 января 2013 в 11:07
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Честно говоря, мне не хотелось писать этот текст. Когда я впервые увидел по одному из телеканалов, кажется, АТВ, что «правозащитник Юрий Шибанов…» посетил 74-ю колонию, о проблемах которой наше издание неоднократно писало, и заявил, что там все в порядке, у меня возникло очень сильное желание поиронизировать по этому поводу.

«Душераздирающе зрелище» одесского тюремного ведомства: «правозащитник» Юрий Шибанов

Дело в том, что я знаком с Юрием Шибановым не один десяток лет – кажется, года с 83-84-го. Я был как-то у него дома, на углу Греческой и Ришельевской, накануне Нового Года, а когда я вышел на улицу, был потрясен: в девять вечера на абсолютно пустынной Ришельевской бегала только стая бродячих собак. Причем было ощущение, что не я, человек, а они – хозяева этих ночных улиц. Как будто я стал персонажем антиутопии – иду по вымершему городу, где правят стаи бродячих собак. Сейчас это трудно себе представить, но я не уверен, что сегодняшняя реальная антиутопия произвола так уж намного лучше. Впрочем, это, вероятно, уже пессимизм постаревшего человека, ведь с тех пор прошло более четверти века.

Но вернемся к «правозащитнику» Юрию Шибанову.

Да, мне не хотелось писать эту статью. Я с уважением отношусь к Юрию Шибанову, и потому, что знаю его не один год, и потому, что считаю его талантливым дизайнером, умным и интересным человеком. Ну очень трудно в такой ситуации писать критический материал.

Но, к сожалению, эта история имела продолжение. 15 января в «Одесса Медиа» прошла пресс-конференция генерала Адзеленко, главы пенитенциарной службы в Одесской области и «правозащитника» Юрия Шибанова.

Не знаю, чем это вызвано, но я не получил рассылку-приглашение на эту пресс-конференцию, хотя обычно рассылки из этого пресс-центра аккуратно приходят на мой е-мэйл. Возможно, это случайность.

Так получилось, что хотя я и узнал от Веры Запорожец, что такая пресс-конференция будет проходить, но из-за разборок в Общественном совете я не смог на нее приехать, хотя очень хотел. Однако я считаю, что данная пресс-конференция однозначно освобождает меня от обязанности скрывать свое мнение исходя из старых романтических соображений.

Я с уважением отношусь и к Александру Васильевичу Адзеленко, абсолютно уверен, что он действительно много делает для своего ведомства. Я знаю, что люди, работающие там, считают его компетентным и разумным руководителем. Но проблема в том, что, на мой взгляд, без публичного обсуждения проблем пенитенциарной системы Украины вообще и Одессы в частности что-либо реально изменить в этой системе, которая по-прежнему остается абсолютно тиранической и варварской еще с советских времен, просто невозможно. Мне очень жаль, что вместо абсолютно разумного и делового обсуждения реальных проблем пенитенциарной системы генерал Адзеленко пытается перевести все в плоскость оправдания всех действий своих подчиненных.

Именно поэтому после вполне разумного и спокойного разговора за круглым столом, в организации которого я принимал участие, где было высказано много критических замечаний к системе, а не лично к Александру Васильевичу, он перешел к такой форме общения, когда журналистам подается только одна точка зрения: у нас все хорошо, а те, кто говорит, что нехорошо – просто клеветники и враги.

К сожалению, в наших условиях эта позиция неизбежно будет приводить к произволу в пенитенциарной системе. Ибо в отличие от советских времен у нас не существует иных механизмов борьбы с произволом, чем публичность и гласность.

В СССР партийные органы старались хоть как-то реагировать на проблемы, с которыми к ним обращались люди. Если эти обращения не носили системного характера, то иногда на жалобы людей была положительная реакция. В нашей ситуации это в принципе невозможно. Существующая система государственной власти в Украине не имеет никаких противовесов внутри себя. Попытка играть на противопоставлении пенитенциарной системы и прокуратуры на самом деле несерьезна: наши ведомства не имеют мотивов контролировать друг друга. Только публичность может стать катализатором реформ. Я понимаю желание генерала Адзеленко защищать честь мундира и свою карьеру. Ну а как быть с судьбой осужденных?

Что касается «правозащитника» Юрия Шибанова – надо честно сказать, что он, как я уже писал, хороший дизайнер, фотограф, талантливый человек, но… не правозащитник. Я не хочу идеализировать правозащитников, среди них есть очень разные люди. Мотивы, по которым эти люди занимаются правозащитной деятельностью, тоже не всегда розово-романтичные. Но правозащита предусматривает определенные действия. Я НИКОГДА не встречал людей, которых защищал Юрий Шибанов. Нет о них информации и в Интернете. Та «правозащитная» организация, от которой вроде бы действует Юрий Шибанов, упомянута в Интернете очень кратко. Там говорится лишь об одном-двух делах, которые имели место в начале нулевых, когда и регистрировалась эта организация. Тогда это было очень модно – под это можно было получить и деньги, и помещение (если иметь в Киеве соответствующие связи) на «правозащитную» деятельность. В нашей стране тотального произвола абсолютно нетрудно найти несколько проблем, не затрагивающих сильных мира сего, которые можно раскрутить для получения документов на «правозащитную» деятельность. Я напомню, что когда в Одессе после Оранжевой революции была создана приемная Виктора Ющенко (еще одно мертворожденное дитя этого, с позволения сказать, «политика»), то только из Одесской области в течение одного месяца было получено НЕСКОЛЬКО тысяч обращений людей. В этом море беспредела, как я уже сказал, очень легко отыскать одно-два «тихих» дела и заявить о себе как о «правозащитнике». В то время казалось, что это может быть очень удобным и выгодным видом деятельности. На самом деле оно бы и хорошо, если бы так было – нельзя строить жизнь людей, рассчитывая лишь на их чистый энтузиазм.

Увы, те надежды оказались напрасными, и больше в реальной правозащитной деятельности хоть в каком-то виде ни Юрий Шибанов, ни организация, которую он представляет, замечены мною не были.

Грустные это размышления. Увы!

Метки: пенитенциарная система

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100