Odessa DailyМнения

Детально о главном. Реформа системы интернатов.

Odessa Daily

20 декабря 2016 в 18:37
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Дети-сироты и семьи, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах, получат всестороннюю поддержку благодаря изменениям в интернатной системе. Координатор международной организации "Hope and Homes for Children" Татьяна Бодня, рассказала о реформе системы защиты детей, которая была представлена на общественных слушаниях 2 декабря в Одессе.

Детально о главном.  Реформа  системы интернатов.

- С какой целью проводится реформирование, и какие обстоятельства являются причиной?

- Реформа системы защиты детей предполагает, что каждый ребенок должен жить в семье. Мы проводили исследование, как и в Одесской области, так и на всеукраинском уровне, и эти исследования показали то, что в интернатной системе воспитывается больше количество детей и практически 80% это дети,  у которых есть родители, 20 % - это дети сироты и дети лишенные родительской опеки. Если в послевоенное время интернатная система развивалась, потому что дети оставались без родителей, то на сегодняшний день есть масса причин, почему родители отдают своих детей в интернатные учреждения. Государственная система, которая существует сейчас, предлагает родителям единственный вариант – это устроить ребенка в интернат, не предлагая других альтернатив. Поэтому мы говорим о том, что нужно помогать и поддерживать семьи со сложными жизненными обстоятельствами, развивать услуги, которые бы способствовали тому, чтобы дети не жили в интернатах. 

- Какие изменения в систему защиты детей будут внедряться в первую очередь?

 - В городе или районе, где будет создан первый центр поддержки детей и семей на базе интернатного учреждения, будет изучено личное дело каждого ребенка командой специалистов, то есть врачами, психологами, социальными работниками, педагогами,  для выведения детей в семьи или в условия максимально приближенные к семейным, пример как малый групповой домик.  Будет изучено, какие услуги нужны в каждом городе и районе, подобран и обучен персонал, главы городов, районов, сельских советов.

- Сколько детей на сегодняшний день проживают в интернатах Одесской области? Сколько из них домашних?

- В Одесской области 4107 детей, это дети, которые проживают в интернатах. Из них 1003 – это дети сироты и дети, лишенные родительской опеки.

- Как родители домашних детей относятся к данной реформе?

- Во время исследования мы проводили фокус-группы с разными целевыми группами. В них входили семьи со сложными жизненными обстоятельствами, так же родители у которых дети инвалиды или дети, проживающие в интернатных учреждениях. Например, родители, у которых дети инвалиды, говорили, что в их местности нет никаких реабилитационных центров и поэтому, им приходится отдавать своего ребенка в интернат, например в областной центр, сами они же живут за 200 км, каждый день они его забирать не могут. Поэтому родители только за, чтобы вот таким образом проходила терапия. Но, тем не менее, все семьи говорили о том, что интернаты – это помощь, но они хотели, что бы их поддерживали.

- Сколько времени домашние дети могут находиться в интернате?

- Время проживание в интернате  зависит от типа интернатного учреждения.  Например, санаторная школа-интернат предполагает на законодательном уровне, что ребенок может находиться до года с оздоровительной целью, но на практике дети там находятся с 1 по 11 класс. Для родителей это выход из тяжелой ситуации, как одеть и накормить ребенка.

-Проводится ли работа с родителями?  

Очень часто мы сталкивались с тем, что представители интернатных учреждений считают, что это не их задача, а задача социальных служб, служб по защите детей. Проблема в том, что неподготовленное маленькое количество социальных работников не готово реагировать на проблемы, которые есть сейчас, существующая система в очень плачевном состоянии.

- Будет ли реформа исправлять данную ситуацию?

Да, обязательно нужно работать с семьей. Забрать – это самое простое, но помочь и поддержать – это длительный процесс, это процесс, который требует профессиональной работы. В процессе реформирования предполагается и обучение специалистов, создание новых условий, инклюзивное образование и раннее вмешательство, и группа экстренной помощи. Различные услуги, которые нужны в том населенном пункте, в котором проживает семья с ребенком.

- Будет ли оказываться помощь родителям, которые имеют пагубные зависимости?

Конечно. Помощь, для того, чтобы ребенок жил в семье. Отдельно ребенок и родитель – не может быть такой помощи. Это комплексная реформа. И родитель, и ребенок – это одно целое.

Могу привести примеры. Есть 2 центра поддержки семьи и детей в Днепропетровской области, Днепропетровский район  «Добре вдома». В Киевской области,  Макаровский район «Промінь надії». Эти центры работают и помогают на территории определенного района, там оказывается помощь по месту жительства. Так же есть отделения для длительного пребывания детей с мамами. Есть услуги раннего вмешательства, услуги дефектолога и логопеда. Есть услуги круглосуточные до 9 месяцев. Так же там могут получать услуги выпускники интернатных учреждений, где их социализируют и обучают, обучают навыкам самообслуживания. Там есть отделение для матери и ребенка, если есть факт насилия в семье, тут могут оказать любую помощь. То есть все услуги в районе формируются по потребности и являются гибкими.

Что делать с родителями, которые не хотят забирать  ребенка обратно в семью, под свою ответственность?

Мы хотим создать такую систему, чтобы родитель забрал своего ребенка и ему помогали в том населенном пункте, где он проживает, чтобы за услугой им не приходилось ездить за 100 км. Если этой услуги нет, то родитель же не виновен, он оказался в такой ситуации и вовремя не получил поддержку.

 Есть родители, которые не хотят меняться, не хотят что-то делать. В любом случае ребенок имеет право на семью. Значит это должно привести либо к лишению родительских прав, если родитель не справляется со своими обязанностями и в дальнейшем устройство ребенка в семью, либо в учреждение максимально приближенное к семейному типу. На примере есть маленькие групповые дома, где проживают максимум 10 детей и они участвуют в процессе самообслуживания, приготовления еды, у них есть воспитатели, каждый воспитатель является наставников, за ним закреплено максимум 3 ребенка.

Реформа подразумевает создание большего количества таких домов?

При коммунальных учреждениях центрах поддержки семьи и детей созданных при поддержке «Hope and Homes for Children» уже существует  2 маленьких групповых дома. Результатом их работы есть то, что дети живут в обычном доме по 2-3 человека в комнате, они социализируются, помогают убирать, помогают готовить, могут заказывать себе меню, они могут в любой момент перекусить, что немаловажно, как дома, в обычном интернате такого нет. Эти дети ходят в общеобразовательную школу, к ним приходят друзья в гости, это учреждение, которое приближено максимально к семье.

В рекорд предполагается, что будут создавать центры поддержки семьи и детей, но содержание пилотных проектов, которые уже существуют, финансируются с местного бюджета. Если интернат финансируется с государственного бюджета, то такие поддерживающие услуги должны финансироваться с местного, так как это услуги для громады, это услуга для жителей, это услуга для налогоплательщиков, мы платим налоги, значит должны получать качественные услуги, а не выброшенные деньги на ветер и покалеченные судьбы. И если район финансирует, то и контроль будет намного качественнее.

- Эти дети имеют возможность получать высшее образование, в отличии от выпускников обычных интернатов?

Конечно, могут. После интерната дети идут в училища и ПТУ, так как это решают директора, а не они сами. Во время исследования, когда мы были в интернатах Одесской области, мы общались с будущими выпускниками и детьми помладше. Будущие выпускники говорили, что поступят, может быть на маляра, может на штукатура, тракториста. Называли различные профессии, но акцент был на том, что в основном все туда идут учиться и так сказал директор, это не их желание. В маленьком групповом доме или приемных семьях, семейных формах воспитания, обычно спрашивают ребенка «где бы ты хотел учиться», точно так же и здесь система должна работать.

- Что еще доступно детям при такой системе?

- Доступны практические любые кружки, зависит от финансирования. Если это ребенок сирота, то есть организации благотворительные, готовые на благотворительной  основе заниматься с детками. Понятное дело, что есть проблемы с финансированием определенные, потому что не все районы могут заработать деньги, но это, как и семья, кто-то может позволить себе больше, кто-то не может.

- Какие на данный момент существуют трудности в достижении поставленных целей?

- Трудности есть различные. Мифы о том, что интернаты просто закроют, а дети останутся на улице. Это не правда, мы говорим о замещении, а не ликвидации. Семьи  со сложными жизненными обстоятельствами будут получать необходимые юридические, психологические, реабилитационные услуги в своем городе и районе. Эти услуги бесплатные, своевременные и доступные. В итоге необходимость устройства ребенка в интернат отпадает.

- Какие проблемы финансирования интернатной системы есть на сегодняшний день? Как эти проблемы решит реформа?

В 2015 году финансирование интернатов Одесской области составило почти 300 млн гривен. Из них 75% ушло на оплату труда персонала учреждений. Следующая статья расходов -  это оплата коммунальных услуг, а в итоге до ребенка доходит самый минимум. Куда идут наши с Вами налоги? На оплату труда или на обеспечение прав ребенка? Раз мы платим такие налоги, то в ответ хотелось бы получать качественные и своевременные услуги, чтоб система работала на профилактику, а не на решение проблемы, которая растет как снежный ком.

Даниэла Горенко

Метки: Теги; сироты; дети - сироты

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100