Odessa Daily Мнения Евромайдан
«Чужой» на четвертой Фонтана, или вновь о Сергее Кивалове. Часть четвертая.
Леонид Штекель
7 октября 2014 в 20:53Публикация материалов о деятельности Сергея Васильевича Кивалова вызвала целую волну комментариев в его поддержку. Разумеется, я не наивный человек, и прекрасно понимаю, что львиная доля комментов исходит от тех, для кого это просто работа.
У кого-то работа, как говорил герой знаменитого фильма «Родину защищать», а у кого - рубить врагов Сергей Васильевича. Пока лишь в интернете. Но, думается, есть и идейные защитники благодетеля, который «жизнь свою на благо Родины кладет». Вот если бы не сбежал Янукович, то, клянусь памятником Сергею Васильевичу на пятой станции Фонтана, быть бы ему в этом году Героем Украины. Ан не довелось. Зная любовь Виктора Федоровича к Сергею Васильевичу, позволю себе предположить, что и сбежал он лишь для того, чтобы не подписывать свой указ на присвоение главному юристу нашей юридической околицы этого звания. Но, может быть, я слишком верю слухам, которые распускают высокопоставленные лица, и, наоборот, Виктор Федорович только и ждал, как бы вручить звезду Героя в надежные руки Сергей Васильевича, но не довелось.
Читая в «Украинской правде» хвалебные отзывы о Сергее Васильевиче, подписанные Матвийчуком, Патоном, Табачником и Колесниченко (и все ради Героя Украины), должен заметить, что о главном там ни слова. А ведь Сергей Кивалов - создатель уникальной для Украины схемы работы государственного чиновника. Вот об этой схеме мы сейчас и поговорим.
Когда юридический факультет покинул стены Университета имени Мечникова и должен был перебраться на вольные хлеба уже в виде Юридической академии, то неизбежно встал вопрос о помещении. Одно время академия обитала в бывшей партшколе, но та уже нацелилась стать Академией управления при президенте Украины, и Кивалову пришлось искать новую землю обетованную. Она нашлась в здании старого ПТУ на улице Пионерской.
Здание обрело гранитную облицовку, мраморные ступени и прочие атрибуты высокого статуса. Но главное в этом здании заключалось в том, что Сергей Васильевич увидел в этом прецеденте, если говорить судебным языком, светлый путь своей академии. ПТУ.
При советской власти в Одессе было очень много профессионально-технических училищ. И если захватить помещение какого-нибудь вуза даже для Сергея Кивалова было сложно, то помещения профессионально-технических училищ представляли собой богатую добычу. Властям на училища было плевать, по ним никто не отчитывался, «крыш» высоких у них не было, а расположены они были крайне удобно – все-таки в советское время за этим следили. И Сергей Кивалов делает ставку на присоединение к Юридической академии различных ПТУ. То, что «профиль» этих ПТУ не имел никакого отношения к юристам, никакой роли не играло.
Правозащитникам доводилось пытаться оборонять ПТУ от Сергея Кивалова, но силы тут были явно не равны: даже «народный учитель» Палтышев при поддержке правозащитников вчистую проиграл: Сергея Кивалова остановить не удалось.
Однако перед нами не просто обычный рейдерский захват собственности. Сергей Васильевич создал новую систему, в чем-то поистине уникальную: она стала размножаться. Это как раковая опухоль в здоровом организме протягивает свои метастазы. Одно ПТУ на Пионерской было бы какому-нибудь институту вполне достаточным помещением для работы. Но Сергей Васильевич создал СИСТЕМУ. Она разрасталась, и он присоединял все новые и новые помещения.
Я помню, когда-то один знакомый меня спросил: кто на момент объявления независимости был самым богатым собственником Одессы? Я сказал, что порт. Меня спросили, а кто еще? Я сказал, что не знаю, может, какой-нибудь из заводов? Ответ меня поразил: самый богатый собственник Одессы – это был университет имени Мечникова.
Университет имел огромное количество собственности, причем в самых престижных местах города, имел свой флот и так далее. Все это потихоньку стало распродаваться, но мы сейчас не об Университете имени Мечникова. Мы о Сергее Кивалове. Ибо Сергей Васильевич стал создавать нового собственника, совершенно уникального.
Простая статистика. По состоянию на 2005 год, на учете в Юридической академии было 105 объектов недвижимости во всех регионах Украины, в том числе и в Киеве. Причем 105 – это не квартир, не флигелей. Речь идет о зданиях с отдельными почтовыми адресами, фактически о 105 комплексах зданий.
Часть этих зданий – это те самые ПТУ, которые Сергей Васильевич захватывал в Одессе одно за другим. Часть из них, те здания, которые он присоединил к своей империи будучи главой ЦВК. Когда в Украине, наконец то, заработает реальный публичный реестр недвижимости, мы сможем точно узнать, какие именно здания сейчас находятся в собственности или управлении Сергея Кивалова, но и та картина, которая вырисовывается сейчас, впечатляет.
Хотелось бы напомнить, что этот список 2005 года не включает в себя знаменитую ныне «церковно-приходскую школу», расположенную на костях базы отдыха моряков. Вообще, сама по себе ссылка на школы, которые создавались сельскими паствами для обучения бедных детей церковного прихода, показывает чудовищность лицемерия Сергея Васильевича. Но лицемерие не есть уголовно наказуемое деяние. Это, правда, еще и воинствующее невежество, но чем оно хуже знаменитого решения Одесского горсовета передать Юридической академии часть одесского побережья (пляжа) «для проведения занятий Юридической академии по таможенному и морскому праву»?
Я не знаю, чего здесь больше: лицемерия, хамства, невежества или наглости? Но во всем этом поражает грандиозность масштабов.
В Украине есть ВУЗы, которые расширяются, в том числе и за счет других учебных заведений. Но свыше 105 сооружений – это больше чем какой-нибудь Беркли или MTI. Это, наверное, больше, чем даже комплекс МФТИ или МГУ, я имею в виду Московский Университет, а не «Международный Гуманитарный Университет», который играет очень важную роль в империи Сергея Кивалова, но о нем разговор ниже.
Когда возникла Юридическая академия на базе Юридического факультета, то она вполне имела право на существование. Да, мерзко было сделано назначение Сергея Кивалова на пост ректора, но многие считают, что это не очень важно. Да, Юридическая академия в конце концов переродилась в структуру по выдаче СТАТУСА, но и это многие готовы простить Сергею Васильевичу. Да, академия имеет крайне невысокий реальный научный рейтинг, но наше образовании вообще не очень высоко котируется, за крайне редким исключением.
Но ведь все дело в том, что Юридическая академия – это была своего рода приманка, вроде искусственного козленка, которого ставят в ловушку для поимки тигра, или вроде механического зайца, за которым бегают собаки. Главная задача этой приманки – ловить бабки. Собственность, землю и прочее, прочее, прочее…
Правда, на ум может прийти и другой сценарий. Вроде фильма ужасов «Чужой», когда инопланетный паразит врастает в тело человека, развивается в нем, а потом вырывается на свободу, погубив заодно того, в ком он вырос.
Я считаю, что высшее образование – это бизнес. Люди дают образование не из соображений альтруизма, а потому, что это выгодный бизнес. И ничего удивительного в том, что на образовании можно зарабатывать деньги, лично я не вижу. Но на образовании, а не на том, во имя чего работает Юридическая академия.
Ректор государственной академии – это чиновник. И Сергей Васильевич Кивалов создал систему, в которой он, с одной стороны, государственный человек, который живет за деньги с бюджета (и очень-очень немалые), а с другой, он собственник огромного числа зданий, помещений и прочей «мишуры». Но самое занятное, что есть еще и третья сторона. Сергей Васильевич создал Систему, при которой, как говорят, надо еще кэшем платить, чтобы получить разрешение платить официально.
Кто-то, конечно, это получает недорого – и Сергей Васильевич может быть благодетелем. Но сама Система действует безотказно.
Впрочем, в этой системе есть и еще одна дверца. Но о ней - в следующий раз.
Леонид Штекель
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален