Odessa DailyМнения

Юлия Латынина: В России рухнула ракета «Протон»

Odessa Daily

21 мая 2014 в 13:59
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

А в Америке Илон Маск, основатель SpaceX, 3 недели назад успешно запустил в очередной раз ракету Falcon-9 Reusable. Это ракета многоразового использования

Юлия Латынина: В России рухнула ракета «Протон»

Это пока только тестовые запуски. И того запуска, который произошел в океане 3 недели назад, еще нет в видео. Есть другое видео, как Falcon-9 Reusable с посадочными опорами взлетает на 250 метров с суши и потом приземляется точно так же вертикально.

Есть реальность. И в этой реальности «Протон» падает, а Маск летает. Есть слова. И в этих словах наш вице-премьер Дмитрий Рогозин то рассказывает, что американцы будут доставлять на батуте своих астронавтов на МКС, то рассказывает, что сейчас мы запретим двигатели РД-180, и американцы совсем помрут. Я подробно пишу об этом в «Новой». Но проблема прежде всего в том, что, оказывается, что сравнивать нечего. Илон Маск что-то делает, у Маска – дела, а у Рогозина твиты. Если бы Твиттер НРЗБ вторую космическую, мы бы уже, наверное, альфа-центавры присоединяли к Новороссии. Тем не менее, несколько вещей, которые Рогозин говорил за последние несколько недель, я все хотела прокомментировать. И вот я сейчас с этого начну.

 Например, Рогозин сказал, что американцы до сих пор не могут повторить наш двигатель НК-33 разработки 1970 года. Был у него такой твит. О чем Рогозин забыл упомянуть, это что двигатель НК-33 никогда не летал в СССР. Абсолютно страшная история у этого двигателя. Она как раз показывает, почему даже СССР, который всё тратил на войну и на космос, в том числе, - проиграл США в космической гонке.

Двигатель НК-33 создавался под советскую лунную программу. А создавал его не Глушко, который абсолютный монополист был, создавал все советские двигатели, а Николай Кузнецов, отсюда и сокращение НК. И поэтому когда программу закрыли, по лоббистским соображениям все уже сделанные двигатели, их было 150 штук, приказано было уничтожить. А Кузнецов их просто не уничтожил. То есть он проигнорировал приказ партии и правительства. Вместо этого он их замариновал в масле, зарыл куда-то, по бумагам отчитался, что уничтожил.

И вот представьте себе картину, когда в начале 90-х достают этот двигатель, показывают в том числе американцам. И оказывается, что двигатель, который спроектирован и создан в конце 60-х, имеет лучшую удельную мощность на единицу веса, имеет совершенно потрясающие технологические характеристики.

И в итоге очень долгий был процесс сертификации. И одна из космических компаний США, частная Orbital Sciences Corporation, стала именно двигатель НК-33 использовать в своей ракете «Антарес», которую в 2013 году первый раз и запустили. Это был первый запуск НК-33 со времени его создания.

Но самое страшное другое. Самое страшное заключается в том, что СССР, вернее тот завод, который когда-то в 70-х делал НК-33, сейчас эти навыки утратил. То есть, то, что мы продаем Orbital Sciences Corporation, это те самые двигатели, которые были замаринованы в масле. 30 штук продали, еще можно продать. Но завод-производитель утратил опыт, квалификацию, рабочих, инженеров, которые это делали. Вот продадим заначку – и все.

То же самое с господином Рогозиным, который радостно сообщил, что в отсутствие Союзов американцы смогут доставлять космонавтов на МКС – на батуте. И пригрозил, что после 2020 года Россия разорвет сотрудничество с американцами в деле снабжения МКС. Но это называется «напугали ежа голой задницей», потому что действительно проблема есть для американцев. Проблема заключается в том, что в 2011 году НАСА прекратила использовать челноки. И единственный на сегодняшний момент способ доставки космонавтов на МКС действительно является Союз. Но мне странно, если господин Рогозин не знает, например: тот же самый Илон Маск, которого я упоминала, что у него есть корабль Dragon, который сейчас является грузовым, который регулярно летает к МКС с октября 2012. Но что первый полет с участием экипажа запланирован на декабрь 2015 года. Даже не 20-го. Должна сказать, что Илон Маск –отличается тем его частная компания, что он действительно обычно совершает запланированные полеты в то время, когда они запланированы. Например, не как российская ракета «Ангара», которая должна была полететь в 2005, а не летает до сих пор.

Вообще, кстати, Рогозину лучше заниматься «Ангарой», чем тревожиться о проклятых америкосах. Более того, технические характеристики ракет Маска обычно оказываются лучше, чем запланированы. Это такой дополнительный бонус, который редко бывает.

Конечно, самая главная история – заявление замечательное Дмитрия Рогозина, что он запретит экспорт в США российских ракетных двигателей РД-180. И удивительно, что Рогозин забыл упомянуть, что в настоящий момент использование РД-180 в США, строго говоря, запрещено. По предварительному решению суда по иску, поданному все той же компанией SpaceX. Причем, самое интересное, что SpaceX подавала иск не против РФ. SpaceX подавала иск против United Launch Alliance, против компании совместной Boeing и Lockheed Martin и Boeing, которые эксплуатируют ракету «Атлас». В ракете «Атлас» эксплуатируется российский двигатель РД-180, который изготавливается на «Энергомаше». Поскольку Boeing и Lockheed Martin – лоббистские тяжеловесы, то они пробили довольно странный контракт, который по утверждению SpaceX стоит американским налогоплательщикам миллиард долларов, который, по сути говоря, эксклюзивный контракт, предоставленный United Launch Alliance без всякого конкурса. Просто Навальный в данном случае по американцам плачет.

И вот SpaceX требовала всего лишь конкурса. А судья взял и наложил запрет на все РД-180. Утверждение было такое, что использование РД-180 в американской ракете «Атлас» противоречит духу санкций, наложенных на российских чиновников и лично Дмитрия Рогозина в связи с аннексией Крыма. После чего, конечно, Boeing и Lockheed Martin и Госдеп ужасно заволновались после этого иска и определения суда. Boeing и Lockheed Martin заявили, что очень неправильно себя ведет SpaceX: близоруко и неконструктивно. Госдеп даже накатал в суд целое письмо, из которого следовало, что пока не будет доказано, что Рогозин лично получает бабки за запуски «Атласа», то это под букву санкции не попадает. И вот в эту битву титанов в этот момент вмешивается Рогозин и говорит: я считаю, конечно, что компания SpaceX должна выплатить ему премиальные.

 Впрочем, о чем идет речь. РД-180 – двигатель, который делает «Энергомаш» им. Глушко, который, как я уже сказала, производится для использования в качестве первой ступени в американской ракете-носителе «Атлас». Это модифицированный двигатель энергии. Причем, очень интересная история его создания.

Он начал создаваться с начала 90-х. И я вас уверяю, вовсе не потому, что американцы не смогли создать свой собственный ракетный двигатель. А ровно потому, что «Энергомаш» производил двигатели для СС-18 «Сатаны» и для других межконтинентальных баллистических ракет. И тогда американцы в начале 90-х подумали: а что мы на безрыбице, уже пусть лучше «Энергомаш» выпускает двигатели для американских ракет, чем для иранских. И вот я могу сказать, что когда ваша покорная слуга на «Энергомаше» последний раз была, то как раз единственный двигатель, который собирался в огромных пустых цехах, который испытывался и стендовые испытания шли, была как раз сборка РД-180, поставили их, насколько я понимаю, на сегодняшний момент около 70 штук, цена где-то была от 11 до 15 млн долларов. Причем, в отличие от американских частных компаний, которые занимаются в основном действительно конструированием и испытанием, «Энергомаш» все время занимался какими-то дикими внутренними разборками. То у него отбирали двигатели для «Ангары» и передавали их на «Пермь». То меняли на «Энергомаше» директоров. То Счетная палата обвиняла «Энергомаш», что он продает эти двигатели по демпинговым ценам. Причем, в этот момент человека из Счетной палаты поймали на взятке. После чего Степашин, который тогда руководил Счетной палатой, сначала сказал, что его поймали с его помощью. Потом сказали, что никакой взятки не было. Потом опять сказали, что была взятка. В общем, понятно, что любой человек, который хочет летать в космос, россиянин, или хочет быть космическим инженером, - он на все это посмотрит и поймет, что, как в Нигерии не может быть Массачусетского технологического института, так лучше в другом каком-то месте, а не в России, делать ракету. Он соберет манатки и поедет работать к тому же самому Илону Маску. На «Энергомаше» я, к сожалению, не видела молодых работников на предприятии.

Так вот, замечательное заключается в том, что РД-180 – хороший двигатель, но единственная причина, по которой он собирается в России, это его низкая для России цена. Представить себе, что американцы не смогут наладить выпуск этого двигателя у себя в случае запрета, особенно если учесть, что Pratt & Whitney имеет лицензию на их производство, - для этого, по-моему, надо быть Дмитрием Рогозиным или руководителем Донецкой народной республики.

Другое дело, что и этого не понадобится, потому что в то время, как господин Рогозин и наши ура-патриоты представляют себе жизнь, по крайней мере, на экране RT так, что американцы без наших космических двигателей не проживут, то проблема заключается в том, что если в России крах гонки вооружений стал концом космической отрасли стратегической в целом, то в США произошло ровно наоборот. Снятие избыточного административного давления привели к росту фантастическому рынка в отрасли. Я уже говорила о компании Orbital Sciences Corporation. Есть ряд других частных космических компаний. Да, собственно, Boeing и Lockheed Martin тоже не государственные, хотя они старые, обветшалые лоббисты. Наиболее успешной оказалась компания Илона Маска SpaceX. Я говорила, что в совершенно короткое время SpaceX смогла разработать собственные ракеты. Сейчас, в основном, это Falcon-9, собственные двигатели, Mrlin Dragon, собственный космический корабль с капсулой многоразового использования. Мы можем обсуждать цели Илона Маска. Он говорит: хочу полететь на Марс. Мы можем рассуждать, что он делает. А он сделал больше, чем государственные монстры за много лет. И он обещает втрое снизить стоимость доставки груза на орбиту. И он выполняет это обязательство.

Но в настоящий момент для Илона Маска существуют две главные проблемы. Первая заключается в том, что его главная ракета Falcon-9 попросту слабее 5-го «Атласа». Там, по-моему, она имеет процентов 40 полезного груза от «Атласа». Но на 2015 года запланирован старт ракеты Falcon Heavy. Она будет доставлять на низкую околоземную орбиту 53 тонны полезного груза. Это будет самая грузоподъёмная ракета в истории человечества, не считая лунного «Сатурна». Причем, обещает это Илон Маск сделать по цене, втрое меньшей, чем у конкурентов. Кроме того, Falcon Heavy сможет быть многоразовой. Самое удивительное, что самые большие проблемы Илона Маска, помимо технических, как раз борьба с лоббистами-тяжеловесами. В частности, с тем же Boeing и Lockheed Martin, которые выкусили себе оптовый государственный контракт без конкурса, который, по словам Илона Маска, стоил американскому налогоплательщику миллиард долларов. Вот тот самый, с участием российских двигателей. И после того, как Госдеп стал на сторону Boeing и Lockheed Martin и российского «Энергомаша», то Рогозин подложил «Энергомашу» великолепную свинью. И сделал Илона Маску царский подарок.

На самом деле, почему я это говорю, потому что, если в мире есть что-то, что оправдывает существование человечества, это как раз наука вообще и покорение космоса, в частности. Судьбы человечества решаются сейчас не в городе Славянске или Ближнем Востоке, где фанатки-бородачи убивают проклятых неверных, и не в Твиттере Рогозина, и не в Венесуэле, где в очередной раз какой-нибудь президент строит социализм с человеческим лицом. Они как раз решаются в лабораториях Илона Маска.

Советский Союз был великой космической державой. И Россия имела шанс поучаствовать в мировом разделении космического труда человечества. Но благодаря тому что происходит сейчас в стране, благодаря таким, как Рогозин, мы все-таки чем дальше, тем больше, напоминаем исламистов, которые объясняют, что у них великая духовность, что Запад их не любит и что, знаете, когда-то в 11 веке они выдумали алгебру.

Источник: www.echo.msk.ru

Метки: Россия; ракета; юлия латынина

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100