Odessa DailyМнения

Юлия Латынина: сначала про украинские выборы

Odessa Daily

1 июня 2014 в 11:02
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Выбрали Петра Порошенко и, чего, по итогам этих выборов у меня такое ощущение, что в Украине теперь будет добрая политическая традиция раз в 10 лет устраивать Майдан, потому что сначала будет Майдан, который свергает зарвавшегося золотого батона, потом всеобщее голосование, которое избирает очередной золотой батон

Юлия Латынина: сначала про украинские выборы

При этом я вовсе не говорю, что Тимошенко лучше Порошенко или тем более Ляшко, который вообще авантюрист, если не сказать больше, который занял (неожиданно довольно) третье место, лучше Петра Порошенко. Просто я обращаю ваше внимание на парадокс, который заключается в том, что Майдан устраивает сознательная часть населения, а голосуют все. И, соответственно, мнение большинства перевешивает мнение сознательной части населения.

Прошу прощения за историческое отступление: я всегда, когда гляжу на современную демократию, особенно где-нибудь в Таиланде, Венесуэле или Украине, вспоминаю замечательную страну Венецию, где, как известно, тоже избирали дожей, их избирали. Естественно, там не было всеобщего избирательного права – там оно было не только ограничено, но оно было очень сложным. Процедура голосования в Венеции заключалась, условно говоря, в том, что сначала жребием избирали 40 человек, которые потом из себя отбирали 20, потом эти 20 снова назначали 50, потом из этих 50-ти жребием оставалось 30. Потом эти 30 снова назначали, условно говоря, 70. Потом из них жребием оставалось 25 и потом в результате они избирали. Вот таким методом случайных чисел, получив некое среднеарифметическое мнение высокообразованного и высоковлиятельного статусного меньшинства общества, они избирали дожа.

И почему я об этом говорю? Потому что не только в Венеции не было никаких избирательных кампаний дожей, но не меньше трети дожей, которые были избраны, просто в этот момент не находились в Венеции. Потому что когда вы избираете человека, одного академика голосованием других академиков, вы не ведете избирательную кампанию. Вся жизнь этого человека является избирательной кампанией. Когда у вас голосует люмпен и когда у вас голосует толпа, то вам, конечно, нужна избирательная кампания и тот человек, который ловче всех разведен, больше всех выступит по телевизору или наобещает больше всего.

Собственно, еще раз повторяю, лично против Петра Алексеевича Порошенко я ничего особо не имею. Но, все-таки, это человек, который был в каждой партии власти и в каждой схеме власти, начиная с 2000-х.

Это человек, который, кстати, был один из основателей Партии Регионов. Это тот самый человек, которого Викиликс характеризовала в 2006 году как человека, дискредитированного правдоподобными обвинениями в коррупции и опозорившего себя олигарха. Имелась в виду история, которая, собственно, и послужила причиной развала Оранжевой коалиции, причина ссоры Тимошенко и Ющенко. Когда Порошенко, который был, бесспорно, один из спонсоров первого Майдана и рассчитывал на пост премьера, был очень разочарован, что этот пост премьера заняла Юлия Тимошенко, которая, безусловно, была лидером Майдана, очень ярким там человеком.

И он начал всячески гадить. Так сказать, в обмен ему посыпались обвинения в коррупции. Была знаменитая пресс-конференция, на которой были озвучены обвинения в коррупции, прежде всего в адрес Порошенко. И были довольно громкие заявления о том, что именно Порошенко начал заниматься... Хотя, он, как я уже сказала, не занимал пост премьера, но он уже был миллиардером и он был главой Совета национальной безопасности и обороны Украины. И он начал отжимать бизнес у тех, у других, у третьих. И даже я, вот, уже повторяю историю, которую мне рассказывал один из лидеров Партии Регионов, господин Колесников. Собственно, я думаю, что сейчас он, может быть, даже от этой истории отопрется, но была такая история. Насколько я понимаю, она даже зафиксирована в показаниях суда, когда как раз Колесникова арестовали и тогда, якобы, Порошенко не только... Собственно, тогда это был способ добраться до Ахметова и, якобы, Порошенко требовал от Ахметова при этом половины бизнеса и еще 20 своих депутатов в Партию Регионов.

Насколько я понимаю, сейчас штаб Порошенко объясняет эту историю так, что это Ринат Ахметов предлагал Порошенко деньги, а Порошенко как человек честный не взял. Это вот версия другой стороны.

А про 20 депутатов – это почти признают, но говорят, что речь шла о таком, политическом чейндже, типа, вы 20 депутатов в нашу партию, а мы 20 депутатов в вашу партию для верности, что, кстати, хорошо показывает, как устроены политические партии Украины.

Напомню, что Порошенко был также министром в правительстве Януковича. И как вам сказать? Вот, всегда этот человек был на вторых и даже третьих ролях в достаточно анархической и бесшабашной украинской власти, и всегда он пытался играть в те же игры, в которые играли все остальные участники. А теперь у этого человека... Перед ним стоит необходимость проведения очень глубоких реформ, потому что Украина зашла в тупик, на самом деле. Майдан Майданом, но Украина зашла в тупик экономически. Украина представляет из себя разваленное с силовой точки зрения государство. У этого государства просто нет полиции. Может быть, сейчас только начинает появляться армия.

Вообще государству, у которого нет полиции, ну, в таких условиях, в которых находится сейчас Украина, выжить трудно. И у Порошенко есть мандат на эти реформы, это правда. Но, вот, я что-то сомневаюсь, что он их будет проводить. Биография предыдущая Порошенко не то, чтобы запрещает полностью, что он будет проводить реформы, но, как бы это мягче сказать, она делает это маловероятным.

Вот, я – Юлия Латынина. Вот, какова вероятность, что я на 5-м десятке лет стану балериной и буду танцевать в Большом театре? Вряд ли, я бы сказала так. А как я уже сказала, Украина нуждается в реформах катастрофически. Украина потребляет больше газа на единицу внутреннего валового продукта, чем любая страна СНГ после Туркмении. То есть Украина, которая так зависит от российского газа, потребляет больше в этом смысле на единицу ВВП газа, чем Россия. Украина потребляет 53 миллиарда кубометров. При этом Украина добывает 20. Если бы Украина потребляла бы на единицу ВВП столько же, сколько Грузия, тоже страна, которая была советской, и страна, которая находится в более-менее сходных климатических условиях, то этих 20-ти ей бы хватило. Но поскольку газ всегда был предметом безумного распила и, в общем, вещей, из которых росла украинская власть, и вообще значительную часть всего, что происходит в украинской власти, и конфликты Украины и России можно описать как конфликты вокруг газа, то вот существует такая безумная ситуация, когда страна, которая полностью зависит от ввозного газа как наркоман зависит от ввозного героина, потребляет еще в 2,5 раза больше, чем ей надо.

Украина – это безумные угольные субсидии Донецку. Это силовики, которые не существуют. А деньги затем на этих силовиков тратятся. Как замечательно заметил в одном из своих интервью Каха Бендукидзе, ну, как это: если у вас деньги на силовиков тратятся, а силовиков при этом нет, это совсем плохо. Это значит, что мало того, что фейковые силовые структуры потребляют бюджет, они еще мешают обществу самоорганизоваться.

Потому что там в Донецке была бы, условно говоря, другая ситуация, если бы местные менты просто не существовали. Я думаю, что она была бы гораздо больше в пользу Украины.

Что с ними делать? Ну, их надо увольнять. Всех. Хватит ли на это пороха у Порошенко? Ну, он собирается оставить премьер-министром того же самого Яценюка, который их не уволил. А, ведь, согласитесь, что вот это вот временное правительство (Турчинов и Яценюк) – они обладали абсолютным грандиозным мандатом доверия. На самом деле, они обладали мандатом доверия от Майдана, чтобы что-то делать. Они были явно люди, которые не должны были думать о выборах. И как раз у них было несколько месяцев, чтобы подумать об Украине. Например, объявить дефолт. Не пытаться получить новых денег от Запада, а просто объявить дефолт, обнулить с нуля экономику. А дефолт Украины, скорее всего, особенно при такой политике рано или поздно объявят. Это были люди, которые могли уволить всех этих силовиков.

И все эти совершенно очевидные шаги правительство, которое было временное, которое не было выборное, которое имело мандат Майдана, но не должно было отчитываться потом перед большинством избирателей, не сделало. Зачем? Потому что оно хотело как-нибудь устроиться у власти. Затем мы знаем, что оно сделало, к сожалению, довольно много коррупционных шагов, на которые просто показывали пальцем.

И понятно, что Украине никто не поможет кроме ее самой. Рассчитывать на ЕС, рассчитывать на США? Ну, я вас уверяю, что ЕС будет прежде всего говорить, что «Вы знаете, вы как-нибудь тут помягче». Ей будет приятно общаться с такими людьми как Яценюк, которые хорошо говорят на иностранном языке, а она будет говорить (ЕС) «Сохраните рабочие места».

Я вам расскажу замечательную историю, как Каха Бендукидзе в той же самой Украине сократил какое-то министерство, которое занималось тем, что брало взятки, то есть делало хуже, чем ничего. И первый вопрос, который ему задали чиновники ЕС, когда они об этом услышали «Я надеюсь, вы трудоустроили всех этих бедных людей». Зачем этих людей трудоустраивать?

Так вот. Есть очень плохие предчувствия насчет того, что в этом смысле правительство Порошенко, с точки зрения экономической, будет преемником правительства Яценюка. Собственно, видимо, премьер Яценюк его и возглавит. И это будут люди, которые будут продолжать действовать по-прежнему, хотя, на самом деле, проблемы Украины далеко не исчерпываются Януковичем. Просто та экономическая политика, которая в Украине существовала, рано или поздно породила Януковича.

Что на этом фоне будет делать Кремль? Понятно, что будет делать – гадить. Кремлю будет раздолье. Донецкая народная республика и остальное – это просто один из способов ставить палки в колеса. Есть масса других. Потому что я напоминаю, что украинская политическая жизнь крайне коррумпирована.

Когда мне говорят там про партию Свобода, которой, кстати, у нас пугают детей почти так же, как и Ярошем... Вот, знаете, есть такой тест как на беременность, чьи поручения по случаю разовые выполняет партия? Вот, когда я вижу партию, которая в парламенте Украины голосует против сланцевого газа, я понимаю, что эта партия выполняет сдельно разовые оплаченные поручения, скорее всего, Кремля. Так вот, господа из Свободы регулярно голосовали в парламенте Украины против сланцевого газа. Это, кстати, по поводу закона о русском языке, который они внесли, из-за которого начался весь сыр-бор. Ну, если его внесла партия Свобода, я не сомневаюсь, что он входит в ее политическую повестку и так далее. Но судя по тем контактам, которые у некоторых наших российских влиятельных пиарщиков имелись с партией Свобода, наверное, этот процесс можно было разрешить так же, как разрешали вопрос со сланцевым газом. Я не знаю, как они там контачили и как они там соприкасались.

И, к сожалению, такие все украинские политические партии. Батькивщина Юлии Тимошенко. Пока Юлия Тимошенко сидела в тюрьме, было произведено фактически враждебное поглощение Батькивщины (ну, не враждебное, так, полудружественное) партией того же Яценюка, с которым Тимошенко никогда не работала.

Удар, который сейчас объединился с Порошенко, это хорошо известно, что его поддерживал Левочкин, то есть, человек из администрации Януковича. Тягнибока, наоборот, там поддерживал Клюев.

То есть, вся эта была, конечно, не настолько фейковая оппозиция как, условно говоря, наша «Справедливая Россия». Но там близко, условно говоря, к депутату Илье Пономарёву и все были, мягко говоря, манипулируемы, да?

Тот же самый Порошенко. Сразу после свержения Януковича США потребовали ареста и экстрадиции Фирташа, о чем Порошенко встречался с Фирташем в Вене. До сих пор из его окружения нет никаких внятных объяснений, и те невнятные объяснения, в принципе, сводятся к тому, что «Вы знаете, Порошенко случайно приехал в Вену, случайно вошел в отель, где жил Фирташ, а в этот момент Фирташ случайно вышел из лифта».

Еще раз повторяю, в связи с отсутствием силовиков на Украине... Может быть, это сейчас будет преодолено. Но пока там имеет место отсутствие силовиков. В связи с чрезвычайной пронизанностью государственного аппарата ставленниками Януковича и коррумпированностью отдельных чиновников. Вот, собственно, та история, о которой я писала уже после моей программы, потому что она окончательно начала происходить в субботу вечером накануне выборов. Фантастическая история с недопуском российских наблюдателей (почти недопуском российских наблюдателей) от Голоса, от Гражданина Наблюдателя на выборы в Украине. Ну, понятно, что крайне авантажно для украинских властей, для Порошенко, для Тимошенко, для всех участников процесса было, чтобы российские независимые наблюдатели приехали на эти выборы и сказали, что «Да, это выборы настоящие». Нравится или не нравится, кого избрали, но выборы-то настоящие.

Сначала украинский ЦИК выносит запрет на эту тему. Потом оказывается, что более того там переданы списки этих наблюдателей на границе, потому что эти наблюдатели получили другие приглашения, и на границе их начинают останавливать по спискам. И сначала кажется, что это просто связано с тем, что, ну, аллергия на всё, что приедет из России: мало ли, что там приедут из России сейчас какие-то нашисты и будут устраивать провокации.

А когда начинаешь разбираться, выясняется, что нет. Выясняется, что все в ЦИКе и все в штабе Порошенко, и в штабе Тимошенко, и в правительстве прекрасно осведомлены, что это едет именно Голос, что это независимые наблюдатели. И они глубоко поддерживают, что эти независимые наблюдатели едут. Но ЦИК начинает вести себя так. Он сначала назначает на четверг заседание, которое должно разрешить им приехать. Потом он переносит его на час, на другой, на третий, на четвертый, на пятницу вечер. Потом он отказывает. А потом смотришь, а кто у ЦИКа секретарь? Госпожа Татьяна Лукаш от Партии Регионов. А у Татьяны Лукаш есть сестра Елена Лукаш, бывший министр юстиции Януковича, у которой муж – начальник разведки украинской. Ну, видимо, по совместительству он там сразу двум государствам, как это у всех украинских силовиков.

Значит, Елена Лукаш – это такой, знаменитый человек. Помимо того, что это один из ближайших к Януковичу был людей, так я помню одну из самых отвратительных историй времен Майдана, которую мне рассказывали и которая была связана с тем, что у госпожи Лукаш такая администрация, которая называется «Спільна-Справа» во главе с таким лидером, которого звали Данилюк (и зовут собственно), захватила здание Министерства юстиции. После чего, естественно, Данилюка объявили в розыск, что совершенно законно (ну, если захватил, то, в общем, можно объявлять, действительно, в розыск – это нормальная мера).

Дальше Данилюк остается в Украине, но пытается вывезти свою беременную жену, потому что боится, что с ней что-то сделают. Его приятель, который, собственно, мне всё это рассказывал и который не имеет никакого отношения к Украине, вообще живет в Лондоне и богатый бизнесмен, присылает за этой беременной женщиной самолет. У этой беременной женщины находят, якобы, наркотики и начинают ее не выпускать.

И понятно, что это, скорее всего, инициатива самой гражданки Елены Лукаш, которая женщина. Беременной женщине подкинули наркотики, чтобы не выпускать, потому что муж взял здание Министерства юстиции. И еще ходила, конечно, легенда, что там, якобы, был взят общаг Министерства юстиции или даже Януковича в этом здании. Но скорее всего, нет. Скорее всего, какая-нибудь пудра была взята и помада, и это страшно оскорбило госпожу министершу юстиции до истории с беременной женщиной.

И когда ты понимаешь, что вот эти люди до сих пор заведуют процессом выборов на Украине и это они, скорее всего, не пускают Голос и Гражданин Наблюдатель, то понимаешь, насколько силен до сих пор процесс распада украинского государства и насколько Украина до сих пор представляет безграничный простор для путинских манипуляций. Потому что, к сожалению, в том-то и особенность российской геополитики, что она, мягко говоря, заключается в том, чтобы нагадить соседу.

Вот, США – они могут неправильные вещи делать, они могут добиваться противоположного результата. Они в Ираке хотели как лучше, а у них получилось как всегда. Они в Афганистане хотели как лучше, получилось как всегда. Но никак нельзя сказать, чтобы США зашли в Афганистан с намерением погрузить страну в полный развал и дерьмо. Наоборот, они хотели ее вытащить.

Вот, к сожалению, то, что происходит в российской политике, то мы видим, что российское понимание геополитики и в том, что касается Грузии, и в том, что касается Южной Осетии, Абхазии, о которой я сейчас буду говорить, и соседней Украины, это «сделал соседу плохо».

И, конечно, когда я гляжу вот на эти выборы Порошенко, знаете, у меня еще одна есть мысль, которая заключается в том, что вся структура современной власти в такой кризисной ситуации, демократической власти в том числе в Украине, европейской, почти европейской стране, она, оказывается, какая-то неправильная. Императивы военной ситуации входят в противоречие с современными европейскими требованиями. Потому что, ну, ситуация-то кризисная?

Очень хорошо, в стране произошла революция против коррумпированного диктатора. Соседняя страна воспользовалась случаем и решила оттяпать от нее кусок. Значит, кто в этой ситуации должен быть опорой власти в той стране, в Украине? Ответ: тот, кто с оружием в руках против этого борется. Как олигарх Коломойский, который начал мобилизовывать батальон Днепр. Как командир батальона Донбасс Семен Семенченко из Донецка, который русский, но воюет на стороне Украины. А вместо этого руководителями оказываются, условно говоря, там Яценюк, потому что он умеет с Западом разговаривать и умеет говорить по-иностранному.

И просто дальше должно всё решаться военным путем – выживут, не выживут. Не выживут, ну, значит, не судьба.

Источник: www.echo.msk.ru

Метки: майдан; выборы президента; Порошенко; украинская власть

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100