Odessa Daily Мнения
Юлия Латынина: смерть Добролета, как торжество социализма над лоукостером
Odessa Daily
10 августа 2014 в 10:55Фундаментальная проблема истории с Добролетом заключается вот в чем: в России оказалось, что лоукостер невозможен в принципе. Причем, заметьте, он возможен в Мексике и, даже стыдно сказать, в Зимбабве
В прошлое воскресенье умерла Марина Филипповна Ходорковская, мать Михаила Ходорковского. Понятно, что смерть – это не та вещь, которую возможно комментировать, тут можно только сочувствовать. Марина Филипповна увидела сына на свободе, даже услышала суд Гаагский, который фактически признал, что Юкос был отнят. Но она не увидела сына отмщенным и она не увидела Россию проснувшейся.
И я хочу только одну вещь напомнить здесь и сейчас, прежде чем перейти к вещам, которые составляют не чувства, не события, не личные переживания. Это почему Марина Филипповна и Борис Моисеевич (родители), почему они не уехали из России, хотя очень много, естественно, родителей сотрудников Юкоса и самих сотрудников уехало из России. Это потому что у них был лицей, где они воспитывали детей-сирот. Вот они жили там в Кораллово и вот это было их домом. Их сын сидел, а десятки и сотни детей они воспитывали.
И мне кажется очень важно сейчас напомнить, потому что у нас очень много говорят в России о детях-сиротах и даже запретили их вывозить. Так что те дети, которых не усыновляли, они стали умирать в России от различных болезней. Но вот все те люди, которые запретили вывозить детей, я не слышала, чтобы они их усыновляли и чтобы они о них так сильно заботились.
Вот Марина Филипповна как раз был тот человек и Борис Моисеевич, для которых жизнь была, собственно, – вот эти самые дети-сироты, которым давалось превосходное образование, на которых тратились огромные деньги. Понятно, что это были не деньги в масштабах Юкоса, но это были уже существенные деньги в масштабах покоцанного состояния.
И вот надо сказать, что когда была вся эта полемика о детях-сиротах, как-то никто не вспомнил, что у нас есть все-таки олигарх, вернее, бывший олигарх, который сидит в тюрьме и родители которого занимаются ровно тем, чем теперь запрещает заниматься в целях заботы российское государство.
Еще раз повторяю, вот это люди, которые могли спокойно уехать в Ниццу, могли спокойно уехать в Америку и в Израиль – и жить там, а они сидели в России, хотя это было им, безусловно, немножко напряжно, потому что они не могли бросить других своих детей. Не того, который сидел в тюрьме, а того, который воспитывался у них в Кораллово.
***
Опять август в России богат на события. Тут и банкротство турфирм, и санкции продовольственные. Но все-таки я начну по порядку. Я начну с компании Добролет, лоукостера, который летал в Крым по низким ценам и прекратил полеты. И нам сразу было сказано: «Из-за санкций». Действительно, если вы посмотрите, ну точно ввели санкции против Добролета. Единственное, что там, когда писали наши государственные СМИ об этих санкциях, введенных против Добролета, там было пропущено одно слово. Санкции против Добролета ввели не потому, что он летал в Симферополь, а потому что это была компания, которая летала только в Симферополь и больше никуда. Потому что если вы посмотрите на список полетов, то вы, конечно, увидите, что в Симферополь, в Крым летают все российские авиакомпании, начиная с того же самого Аэрофлота, у которого материнская компания Добролет, Трансаэро, S7, Уральские авиалинии и так далее, и так далее.
И собственно, российские власти нам сообщили, что лоукостер скончался из-за этих санкций, и даже сказали, что, может быть, в ответ запретят западным компаниям пользоваться российским воздушным пространством. И вот, как говорит Станиславский, не верю, что Добролет скончался из-за этих санкций. Верю, что на санкции кончину Добролета списали.
Потому что если вы посмотрите, что такое Добролет, то вы увидите, что флот Добролета состоял всего из двух Боингов. Собственно, они и летали в Крым, 4 рейса в день, 2 туда, 2 обратно, то есть один Боинг летал один раз. Был еще Sukhoi SuperJet, который никуда не летал. И понимаете, если бы речь шла о гигантской компании, флот которой в 300 Боингов, у которой 1,5 тысячи рейсов в день. И вот раз эти рейсы отказались обслуживать, ну конечно, это была бы катастрофа. Но простите, в компании было 2 Боинга и один Sukhoi SuperJet. Ну мы в этот Sukhoi SuperJet – мы в него вложили в разработку 7 миллиардов долларов. Мы его кому только не навязывали. Мы за кредиты ВЭБа предлагали его кому угодно. Ну вот давайте правительство срочненько бы собралось и выделило бы компании еще один Sukhoi SuperJet. А если говорить о том, как вообще нормально используются самолеты, то ровно того Sukhoi SuperJet, который стоял у Добролета на приколе, хватило бы, чтобы выполнить все его рейсы в Крым еще 2 раза столько.
Напоминаю, что Добролет летал до 1 августа только по одному маршруту. С 1 августа он собирался лететь в Волгоград. Там было рассказано, что теперь Добролету западные авиадиспетчеры не будут давать небо. Простите, но компания пока летала только по России, да? Разве что Керченский пролив она пересекала, и то это российское воздушное пространство. Вот какое отношение западные авиадиспетчеры имеют к компании, которая летает внутри России, да собственно, еще и внутри России не летает?
Поэтому мое, конечно, предположение заключается в том, что Добролет был создан по личному указанию Путина, потому что становилось неприличным, что у нас нет лоукостера. Под это дело была пролоббирована Аэрофлотом масса нужных законов, в частности о невозвратных билетах и о пилотах-таджиках, ну пилотах иностранных государств. Вот Добролет сыграл свою роль. А зачем Аэрофлоту терпеть свою дочку, которая является убытком и конкурентом? При первой же возможности Аэрофлот его утопил. И кстати, эти самые 2 Боинга, договор лизинга на них заключен на сам Аэрофлот. То есть они у самого Аэрофлота и остались.
Я, на самом деле, довольно давно собиралась поговорить о лоукостерах по другому поводу, по поводу того, во что обходится бесплатность. Это такая вообще великая проблема, вот фантастическое явление лоукостер не только в авиации. Это проблема того, сколько стоит социализм в любом виде, в том числе и в авиации.
Вот есть традиционные компании, которые просто вам предоставляют гигантское количество бенефитов. Вы бесплатно везете с собой багаж до 20 килограмм, вас бесплатно кормят в полете (очень вам необходима эта курица), вы бесплатно звоните в call-центр, вас бесплатно регистрируют в аэропорту. Но правда, любой нормальный человек предпочтет зарегистрироваться по интернету, чем там час очередь стоять в аэропорту. Но вам такую услугу бесплатно предоставляют. И всё это ну ваши почти неотъемлемые гражданские права, ну почти социальные бенефиты.
Другое дело, что возникает вопрос: а если вам всего этого не надо? Ну вот вы если летите в командировку, вы не везете с собой тяжелые чемоданы. Вот эту резиновую курицу – у вас от нее отворачивает язык. Если вы на рейсы не имеете обыкновения опаздывать и вам не часто надо возвращать билеты. Опять же, если вам совершенно не нужна эта самая бесплатная регистрация ценой в 2 часа потерянного времени в очереди. То ответ простой, – что вы всё равно за это заплатите. За свои 20 килограмм и за свою регистрацию, и за свою курицу вы заплатите, съедите вы её или нет.
И вот когда в Европе регулировали авиационную отрасль, то вдруг оказалось, что можно снизить стоимость билета с 500 евро ну там до 100, до 50, а то и 20-ти. Вот Ryanair – последнее, что он обещает... То есть, есть у меня знакомые, которые видели у Ryanair даже билеты по 8 евро. Ну это, конечно, исключительный случай, но вот Ryanair обещает трансатлантический рейс в Нью-Йорк скоро за 10 евро. Это если вы не платите за резиновые курицы, – разумеется, при этом вы летите на узком кресле без откидывающейся спинки, без багажа, на рейс вы регистрируетесь сами, вы вылетаете в неудобное время, вы питаетесь бутербродами. Но заметим, что всё это ничуть не умаляет безопасности полета. Ну а если вам лень зарегистрироваться по интернету и вы хотите в аэропорту, то пожалуйста, еще 40 евро с носа.
То есть оказалось, что нет ничего дороже социализма, в данном случае авиационного. Там – 500 евро и, скажем, 20 евро.
И лоукостеры начали расти по всему миру как грибы. Помимо уже упоминавшихся Ryanair и easyJet, там их какое-то безумное количество. Вот я сейчас, готовясь, с удивлением обнаружила, что в США уже 9 лоукостеров. В Японии и Таиланде 9 лоукостеров, в Индии – 6, два в Гонконге, два в Китае, 7 в Турции, 3 в Сингапуре, 5 в Южной Корее. В каждой европейской стране бывает по лоукостеру, во Франции – вообще 3.
А в России лоукостеров нету. Почему? Потому что есть гигантские транзакционные издержки, заложенные в российской экономике, коррупция, неповоротливость аэропортов и лоббистская мощь традиционных компаний. Были Скайэкспресс, Авианова – они обанкротились, были Red Wings у Лебедева – их забрали. И получается жуткая ситуация, странная ситуация, когда в Европе, вроде бы, зарплаты как-то побольше, но там можно из Барселоны в Рим долететь за 20 евро (сейчас сама видела на сайте). Вот попробуйте в России долететь из Москвы до Екатеринбурга – в 12 раз дороже.
И соответственно, все-таки, поскольку это неприличное положение, им озабочивается лично Владимир Владимирович. Аэрофлот создает лоукостера, что тоже фантастическая ситуация, потому что... только в безумной экономике крупная компания, которая создает сама себе конкурента, который летает дешевле.
И 10 июня премьер Медведев проводил вот этот Добролет в его первый рейс, как раз рейс в Симферополь. А дальше выясняется очень интересная вещь, что собственно Добролет не был никаким лоукостером. Потому что вот эти мифические билеты по 999 рублей – в живой природе я не знаю, кто их мог купить. Реальная цена билета туда и обратно (я просто проверяла по сайтам, по поисковым системам) на май и июнь составляла где-то 7 тысяч рублей (это туда-обратно). Это было, конечно, на 4 тысячи ниже билетов Трансаэро. Но знаете, это недостаточно, чтобы считаться лоукостером.
Самое главное другое. Вот я уже сказала о полетах, о том, что 2 самолета летали в Симферополь дважды в день туда и обратно. Это, причем, единственные их рейсы и это совершенно фантастическая ситуация для лоукостера, потому что высокая оборачиваемость самолетов – это необходимое условие вообще существования лоукостера. И Ryanair проводит на земле 40 минут и, еще раз повторяю, 1,5 тысячи полетов в день выполняется 300 Боингами, то есть по 5 полетов на один Боинг. А вот не трудно заметить, что эти 2 Боинга Добролета находились на земле по 20 часов в сутки.
Вот действительно что было в Добролете от лоукостера – это сервис. Причем, он включал в себя не только платную еду и платный call-центр. Потому что когда я пошла на форумы, посвященные Добролету, я обнаружила совершенно неизбежное. Ну во-первых, какие-то удивительно положительные отзывы о компании, видимо, написанные специально нанятыми лицами, которые никогда Добролетом не летали, потому что, например, в одном из отзывов девушка утверждала, что ее прекрасно бесплатно кормили в полете, что не может быть по определению.
Была еще группа, знаете, таких вот дурачков, которые жаловались на то, что звонки в call-центр платные или в полете бесплатно не кормят. Ну, на то оно и лоукостер.
Но были довольно серьезные жалобы на то, что всё приходится заполнять на сайте на латинице. Это на внутренних-то рейсах. Там не знаю, как там заполняли номер российского паспорта. А самое главное другое – что малейшая ошибка приводит к тому, что надо звонить в call-центр. А поскольку девочка там отвечает: «Не знаю, не знаю, подождите минутку», то там легко за этот звонок тысяча рублей набирается. А выдача нового билета – еще 2 тысячи за исправление ошибки.
И вот это меня очень позабавило, потому что единственное, за что Ryanair не чарджит... (Они даже шутили, что они туалеты собираются сделать платными). Так вот единственное, за что Ryanair не чарджит, – это как раз если ты сделал ошибку на сайте и тебе 24 часа дается на то, чтобы ее бесплатно исправить. И это понятно: потому что Ryanair чарджит за всё то, на что затрачивает время их сотрудников. А за то, что затрачивает только ваше время, ну пожалуйста, вы сделали ошибку – переправьте ее.
И вот фундаментальная проблема истории с Добролетом – очень важная, на мой взгляд – заключается вот в чем: что в России оказалось, что лоукостер невозможен в принципе. Причем, заметьте, он возможен в Мексике и, даже стыдно сказать, в Зимбабве. Правда, я думаю, что там, конечно, ни этим лоукостером, ни любыми другими зимбабвийскими авиалиниями лучше не летать.
Потому что несмотря на то, что в Европе есть высокий уровень регулирования, то все-таки, затраты авиакомпании там складываются из реально считаемых издержек на тех же стюардесс, на ту же еду, которые можно снизить официально. А в России касты складываются прежде всего из высоких транзакционных издержек, из того – что аэропорты не шевелятся.
Касты эти не могут быть снижены официальным законом, потому что нельзя же официально снизить того, чего нет. И соответственно, я не хочу впадать в теорию заговора, утверждать, что Добролет там нарочно поставили под санкции, чтобы избавиться от него и закопать. Но вот просто велели создать лоукостер, потому что – неприлично. Создали, отчитались, при первой возможности утопили, как я уже сказала. Не было никакой проблемы заменить два их Боинга – одним их уже существовавшим SuperJet’ом.
Почему я, собственно, начала с Добролета? Потому что следующее, что я хотела говорить, это о кризисе на рынке туриндустрии. И дело в том, что этот кризис в значительной степени был спровоцирован как раз историей с Добролетом.
Дело в том, что когда после 30 июля Добролет был внесен в санкционный список, то Аэрофлот с 1 августа заявил, что его дочерняя компания Оренбургские авиалинии прекращает со следующего дня выполнение рейсов по заказу туроператора «Идеал Тур», связанный с «Лабиринтом», который получал деньги от огромного количества других туроператоров как раз за перевозки. Это не была хорошая компания – у «Идеал Тура» были и проблемы, и долги. Но вот складывается такое впечатление, что – понимаете? – внезапно после закрытия банков в пятницу вечером Аэрофлот, вернее, дочка Аэрофлота Оренбургские авиалинии заявляет, что она не повезет клиентов «Идеал Тура» и множества других компаний в связи с необходимостью перебросить эти самолеты в Симферополь. И сразу объявляют, что Оренбургские авиалинии будут вывозить из Симферополя этих застрявших там клиентов Добролета.
То есть явное ощущение, что эти вещи связаны. Задача вывезти отдыхающих из Крыма оказалась политически важнее задачи вывезти в 6 раз большее количество таких же отдыхающих с зарубежных курортов. А дальше, скорее всего, вряд ли просчитывали в Аэрофлоте, что внезапный отказ от выполнения полетов приведет не только к банкротству проблемного «Идеал Тура», но и к цепной реакции банкротств по туристической отрасли, потому что на самом деле, паника-то началась с «Идеал Тура».
Потому что: напоминаю хронологию коллапса. Сначала была турфирма «Нева», которая приостановила свою деятельность 16 июля. Пострадало очень много туристов, где-то до 27 тысяч. При этом из них там где-то 7 тысяч находилось в это время за рубежом. Но про неё давно было известно на туристическом рынке, что она шатается. Все думали, что её будет спасать Стржалковский, который был когда-то её акционером, – но не стали.
Дальше была мелочь, потому что там турфирма «Роза Ветров Мир». Там пострадали 1130 человек. Там турфирма «Экспотур» 30 июля кончается – пострадала тысяча человек.
И лавина началась именно тогда, когда произошел «Идеал Тур», потому что от «Идеал Тура» пострадали где-то 25 тысяч. И сразу после этого останавливается связанный с «Идеал Туром» «Лабиринт». И это уже 65 тысяч пострадавших, примерно 25 тысяч из них в этот момент находится за рубежом.
Ну дальше уже начинается цепная реакция. Интаэр заявила, но это маленькая фирма. И сейчас, конечно, все на рынке в панике, потому что думают, кто следующий. И вот, кажется, тоже очень интересный кейс – цепная реакция банкротств, как она происходила.
Потому что первое и самое главное в этой истории, конечно, что туриндустрия – одна из самых рыночных отраслей. И в России, где все привыкли зарабатывать стопроцентно в прибыль, потому что надо ещё много раз давать на взятки, туриндустрия, конечно, попала под удар очень сильно, потому что несмотря на то, что в некоторых – для массы клиентов и для некоторых направлений, действительно, выгодней покупать путевки, например, в какой-нибудь Египет. Огромное количество людей перешло на прямой маркетинг, огромное количество людей стало искать по интернету себе поездки и выяснило, что зачастую это гораздо дешевле. И действительно, турфирмы очень тяжелые стали переживать времена, то есть реально они в этом году работали едва-едва с прибылью.
Вот это одна история, которая схлопнулась – то, что люди стали ездить через интернет. На это налагается подорожание евро. То есть люди обнаружили, что им поездка будет стоить в 15-20 раз дороже. На этот тренд наложилась российская пропаганда о том, что Европа – наш враг, и огромное количество людей стало отказываться от поездок, всерьез считая, что в Европе что-то с ними сделают, куда-то их закатают.
На этот тренд наложились силовики, которым запретили выезжать за рубеж, а это наш средний класс. Это в Европе средний класс – люди, которые сами зарабатывают. А у нас средний класс – это люди, которые чего-то отнимают. Это 10% рынка, как выяснилось.
И на этот тренд наложилось то, что вообще люди стали гораздо меньше потреблять. Я уже говорила, что на 30% упал рынок продаж автомобилей, на 30% упали продажи в торговых центрах. Очевидно, туриндустрия упала на столько же.
И в результате... Вот всё это было бы... Там трудно сказать, в какой это было бы форме. Трагично. Но вот та соломина, которая раздавила спину верблюду, судя по всему, это была как раз история с Добролетом, когда вместо того, чтобы поддержать Добролет, что было не сложно, Аэрофлот воспользовался случаем его утопить и сказал: «А рейсы будут выполнять Оренбургские авиалинии». И тут же около 90 тысяч человек оказалось пострадавшими.
Источник: echo.msk.ru
Odessa Daily
эту курву - на мыло! или на сало
Спасибо маме Ходорковского за такого то сыночка)))