Odessa Daily Мнения
Юлия Латынина: Право на насилие в России должно оставаться за Кремлем
Odessa Daily
9 марта 2015 в 09:13Снегоуборщик был липовый, это наружка ФСБ, лучший способ слежки за пешеходом, медленно пересекающим мост. Ясно, если киллеры от наружки оторвались, то это были киллеры, действительно направленные властью
Буквально несколько часов назад ФСБ задержало двух подозреваемых в убийстве Немцова, это некто Анзор Губашев и Заур Дадаев. Как говорит глава ФСБ Бортников, национальность их не называется, подчеркнуто, я бы сказала, не называется. Пишется скромно: «уроженцы Северного Кавказа». Но интересно, что некоему Зауру Дадаеву в 2010 году, сержанту 46-й отдельной бригады внутренних войск МВД РФ, указом президента был выдан орден мужества. Может быть, это, конечно, однофамилец, но вот «Новая газета» пишет, что вообще те люди, которые упоминались в этом приказе, состояли тогда в списке награжденных, сейчас проверяются (по данным «Новой газеты») на соучастие в убийстве Немцова.
Появились уже сведения в интернете - я пока не хочу о них говорить, пока нет официального подтверждения, - что у убийц был целый список людей, которых они собирались устранить. И собственно понятно, что такое задержание через неделю – это не только попытка власти, попытка Кремля дать понять, что они действительно ни при чем в убийстве Немцова, но это и попытка Кремля дать понять тем, кто это сделал, что это делать нельзя.
У меня вообще, как у журналиста, изучившего немалое количество уголовных дел, с самого начала было несколько простых вопросов по этому убийству, которые звучали примерно так: во-первых, сколько украинский флаг провисит на Большом Васильевском мосту, если его повесить? Ну наверное, секунд 30. Мост кишит вертухаями и так далее. Каким образом могло произойти так, что убийство произошло незамеченным? Тем более, что это было убийство политика, за которым следили день и ночь накануне оппозиционного марша. И очевидно, ответ был, что оно не прошло незамеченным.
И было сказано несколько вещей, которые с самого начала мне казались сказанными в интересах следствия. Во-первых, нам сказали, что видеокамеры, установленные на Кремле, в эту ночь не работали, и было понятно, что это враньё. В данном случае я совершенно не против этого вранья, потому что понятно, что это было враньё не для публики, а для киллеров. Их успокаивали, что ничего не записалось. Хотя я не исключаю, что какая-то часть камер была действительно худшего качества, как это у нас обыкновенно бывает. Потому что у нас действительно на камерах воруют: пишут сто – покупают за три. Например, «Новая газета» с этим сталкивалась в деле об убийстве Маркелова и Бабуровой, когда стали смотреть камеры, которые по документам были, а на самом деле их не было, и их разрешение было очень незначительное. Но тем не менее, камеры были, с камерами было всё в порядке, как мы сейчас видим. Как раз по камерам всё это установили.
И с этой самой камерой ТВЦ, которая выплыла случайно – с ней же что, насколько я понимаю, произошло. Её поехали изымать, ТВЦ-шники об этом узнали, после этого они её выдали в эфир. На этой камере было видно – вот, которая выплыла, - что его расстреливают в тот момент, когда его закрывает от камеры медленно едущий снегоуборщик. И киллер, как сейчас уже понятно… машина, которая высадила киллера, она высадила его под лестницей. Он поднялся на мост, убил Немцова, сел тут же в ту же самую машину, которая его высадила несколько минут назад. Всё это произошло в тот момент, когда его от камеры закрывал снегоуборщик, в чем наши конспирологи увидели какую-то страшную историю.
А на самом деле там самое главное в этой истории был, конечно, вопрос: а кто, собственно, сидит в снегоуборщике? Потому что напомню, что снегоуборщик после убийства останавливается, стоит 4 минуты. В этот момент растерянная спутница Немцова топ-модель Анна Дурицкая, которая действительно, видимо, ничего не запомнила, потому что в такой ситуации сначала ты ничего не понимаешь – через секунду ты думаешь: меня убьют! Вот снегоуборщик стоял 4 минуты, потом сказал ей номер полиции, потом уехал.
И сразу можно было обратить внимание, что Анну Дурицкую допрашивали в полиции чуть не сутки, а снегоуборщик сначала полностью пропал, то есть не было никакого снегоуборщика, пока он не выплыл на камеру. Тогда, когда он выплыл на камеру, то всё-таки появился водитель снегоуборщика. Понятно, что снегоуборщики не такси, все снегоуборщики наперечёт. Кто именно ехал на снегоуборщике через Большой Москворецкий мост в половине двенадцатого ночи, установить - раз плюнуть. И конечно, с моей точки зрения, снегоуборщик был липовый – это и была наружка ФСБ, потому что снегоуборщик – это лучший способ слежки за пешеходом, медленно пересекающим мост. Он движется почти со скоростью пешехода, на него не обращают внимание.
И это тоже очень важный момент, потому что, если я права и это была наружка, то они были, скорей всего, не просто свидетелями убийства, а скорей всего, они просто снимали Немцова на пленку. И эту пленку они, скорей всего, записали. Не бывает таких снегоуборщиков без видеорегистраторов, направленных именно на объект наблюдения. И вопрос заключался для меня не в том, почему наружка не вмешалась – потому что, вы будете смеяться, но у них есть должностная инструкция, которая приказывает им ни во что не вмешиваться, даже если на их глазах совершается убийство. Но по той же самой должностной инструкции наружка должна была мгновенно переключиться на наблюдение за киллером и их схватили бы через 10 минут.
Ну вот, условно говоря, представьте себе, что вместо киллера в машину на середине моста прыгает Немцов. Что, оторвался бы от наружки? Нет. Тогда как оторвались киллеры? И собственно, это было очень важно, потому что для меня было ясно, что если киллеры от наружки оторвались, то это были киллеры действительно направленные властью. Если их через некоторое время схватят, то тогда поговорим.
Третья была ещё очень важная вещь опять же для меня, как для человека, прочитавшего много уголовных дел, что нам всё время рассказывали про камеры, которые записали или не записали момент убийства. Ну вот, собственно, эта запись имела меньше всего значения, конечно. Значение имеет другое: власти за Немцовым следили постоянно. Мы знаем, что они слушали его телефон просто по той причине, что помните, несколько лет назад во время тех же самых декабрьских митингов Life News опубликовала прослушки телефона Немцова. Тем более, за ним следили накануне марша. Киллеры по определению тоже должны были следить за Немцовым. Тоже должны были это делать в течение, по крайней мере, нескольких недель.
Просто те уголовные дела, которые я знаю – за первым зампредом ЦБ Андреем Козловым, которого убили, следили несколько месяцев. Анну Политковскую киллер поджидал в подъезде дома трижды. Вопрос, почему он убил её именно в день рождения президента Путина? Ответ: он пытался убить её в течение недели, просто перед этим помешали соседи.
Убийца адвоката Маркелова. Там было несколько эпизодов, когда Маркелова поджидали, и поджидали его как раз около Независимого Пресс-центра, потому что это такое публичное место. То есть Маркелов объявлял, что у него сейчас здесь будет пресс-конференция, и там его поджидали киллеры, которые его вели. Один раз даже один из этой банды показался соратникам Маркелова подозрительным, и они просто сняли его на камеру. Потом оказалось, что это действительно был один из людей, следивших за Маркеловым.
То есть очевидно, что наружка, следящая за Немцовым, не могла не заметить, что за ним следит кто-то ещё, и не могла не установить этих людей, причём очень быстро. В первую очередь это касается последнего дня жизни Немцова. Там была ещё очень интересная история: что появилась на Life News через некоторое время, если вы помните, утечка, которая заключалась в том, что Немцова вели в этот день весь день, что его вели от аэропорта Шереметьево, куда он поехал встречать Анну Дурицкую в 11 утра; что за ним следили несколько человек на трёх машинах: две бригады по три машины, сменявшие друг друга; что они сначала довели его до дома, потом они довели, когда Немцов пришел на "Эхо Москвы". Потом от "Эха Москвы" они довели его до кафе BOSCO, соответственно, на Красной площади. А потом они увидели, что он отпускает машину и устроили засаду на мосту.
Мне казалось достаточно вероятным, что, скорей всего, те люди, которые вели Немцова в аэропорт и обратно – что это как раз была бона фиде, эфэсбэшная наружка, что это были не киллеры. Почему я так предполагаю? Потому что ровно по тем же уголовным делам, которые я видела, к сожалению, есть разница в типе наблюдения… вернее, к счастью, по факту есть разница в типе наблюдения между киллерами и наружкой. Наружка – она действительно описывает весь день жизни человека. Ей важно, когда он выехал, с кем он встречался и так далее. А киллеры, они действительно подхватывают человека с того места, где его они точно знают, что застанут. В случае публичного лица это несложно, потому что они его подхватывают от публичной точки, например, Маркелова подхватывали он Независимого Пресс-центра, где он давал пресс-конференцию. Сильно за ним не следили – просто пошли и убили. А Андрея Козлова, первого зампреда ЦБ, его всё время подхватывали в основном от его офиса в Центральном банке. То есть наблюдали за Центральным банком. Наблюдали не за всем днём. А наблюдали: вдруг он куда-то выйдет, пойдет пообедать – и тут его можно будет хлопнуть.
И вот это расположение по времени, что Немцова убили через несколько часов после визита на "Эхо Москвы", оно скорей показывало, что просто люди вечером в 9 часов встали у "Эха Москвы" и отследили Немцова до кафе BOSCO. И понятно, утечки, что киллер, который стрелял в Немцова, возможно даже не знал, кто это – они абсурдны, потому что киллеры работают командой: один убивает, другой следит. Невозможно вести Немцова от "Эха Москвы", не зная, что это Немцов. И значит, с учетом того, что Немцов вышел из "Эха", пошёл в BOSCO – он вообще любил встречаться в BOSCO – значит, после ужина у него было три варианта: проехать до дома остановку на метро, сесть в такси или отправиться через мост пешком. Решение пойти пешком было принято явно спонтанно. Очевидно, что никакой прослушкой об этом нельзя было узнать. То есть о таком решении можно узнать только через наружное наблюдение. Сидит человек в том же BOSCO, ошивается на Красной площади, уходит вместе с Немцовым - видит, что тот не берёт машину, а идёт пешком.
То есть, это я к чему? Даже если выключить и украсть все камеры ФСО – а они не были ни выключены, ни украдены – то на протяжении этого маршрута – Новый Арбат и BOSCO – существуют а) ещё десятки других коммерческих камер, которые куплены на деньги, и соответственно, работают; б) Существует та самая наружка, которая вела Немцова как раз от Шереметьево, и которая видит другую наружку – киллерскую. И ещё раз повторяю: в такой ситуации для меня было понятно, что установление киллеров, если власть в этом заинтересована, это дело буквально несколько дней, потому что киллеры, судя по всему, были небрежные. Они считали, что они пользуются неприкосновенностью – а пользуются ли они неприкосновенностью – это был вопрос.
И меня, надо сказать, две вещи очень обнадёжили, вернее одна вещь очень обнадёжила – это, когда я узнала, что начальником расследовать убийство поставлен человек, которого зовут Краснов, следователь. Это тот самый следователь, который раскрыл, в частности, убийство Маркелова и Бабуровой. То есть это такой суперпрофессиональный человек, который… ну не важно, мы знаем, какой у нас Следственный комитет, но это конкретный человек, который не просто раскрыл убийство Маркелова и Бабуровой, а который поставил аудиопрослушку в квартиру, которую снимали убийцы, организовал спецоперацию, когда публично брат Маркелова сенатор Маркелов сказал, что ему известны имена убийц, и после этого убийцы Тихонов и Хасис принялись обсуждать на прослушку, кто их сдал. То есть это высший пилотаж. Так не стыдно работать любому человеку в Америке. Это действительно очень хорошее суперское расследование. И дело не в том, что Краснов занимается националистами, а дело в том, что он действительно один из немногих профессионалов в Следственном комитете.
Одновременно, правда, появились сообщения, что курирует это всё генерал Дрыманов, что, конечно, приводит, наоборот, в ужас, потому что Дрыманов, если вы помните, это тот человек, который отвечает, например, за дело Савченко. Это вот тот прекрасный человек, который выдумал эту замечательную историю, что украинские военные в разгар боестолкновения специально убивали гражданских лиц. И в частности, это дело Савченко, которая уже час, как находилась в плену. Мы посмотрим, что будет курировать Дрыманов, но раскрывал это Краснов, и мы видим, что на уровне исполнителей это, видимо, раскрыто.
Я также хочу обратить ваше внимание на поведение президента Путина, который сразу после убийства Немцова заявил, что берёт дело под личный контроль, и это звучало действительно, как то, что убийство было сюрпризом для Путина. А вот на следующее утро Дмитрий Песков дезавуировал слова президента и заявил, что там президент всего лишь поручил руководителям СК, МВД, ФСБ создать следственную группу, бла-бла-бла… То есть было такое ощущение, что за ночь что-то случилось, что заставило Путина переменить мнение. Видимо, действительно, за ночь уже Путину доложили, как оно обстоит дело.
И в общем, сейчас, когда взяты эти первые два человека, выходит немножко другая конфигурация, чем та, которая рисовалась вначале неделю назад, потому что мне теперь понятно, от чего остолбенел Кремль. Потому что, даже если там было принято решение предупреждать «оранжевую революцию» антимайданом и быть сильней Януковича, то явно ещё никто в Кремле не выдавал лицензии на насилие, на устранение политических противников. В общем-то, становится для меня предположительно понятно, почему Немцова убили напротив Кремля. Да просто люди были простые. Знаете, как у Высоцкого: «Хотели кушать – и съели Кука…». Ну как? Вот удобное место, потому что Немцов жил так, что он шёл домой через мост. А киллерам было всё равно. Они были уверены в своей безнаказанности.
И конечно получается, что это убийство, особенно если там действительно существовал список и список был бы осуществлён, то понятно, что Путин бы оказался абсолютным заложником этого списка, и это убийство – это такая заявка на верховную власть в России. Потому что власть – это право на насилие и, собственно, то, что власть так деятельно занялась расследованием – ещё раз повторяю: на уровне, конечно, исключительно исполнителей – это даже не месседж Путина Западу, это даже не месседж Путина российской публике – это вот месседж: «Эй! Право на насилие в России должно оставаться за Кремлём», в чём я в данном случае Кремль поддерживаю. Потому что фактически это попытка под видом оказания помощи – взятия власти. Происходит всё по Стругацкому. Вот помните, как в «Трудно быть богом» есть замечательная фраза, что «Когда у власти серые, то потом обязательно приходят чёрные». Потому что на самом деле, будем же честно говорить, конечно, удручает всё, что сейчас происходит в России, что происходит в Украине. Удручают какие-то бесконечные уголовные дела по шпионажу. Удручает необъявленная война в Украине, удручает глупая и напыщенная ложь в ООН, когда мы говорим: «Ну докажите нам, что наши военные, наше оружие есть в Украине». Но ведь согласитесь, что в общем, это всё проходит, как ни странно, по разряду хулиганство.
Вот даже эта удивительная ситуация, когда вместо того, чтобы ввести войска в Украину открыто, мы говорим, что их там нет и устраиваем Донбасс, и устраиваем войну на истощение – даже эта ситуация происходит, как бы это мягко сказать, от некоторой осторожности Кремля. Всё-таки это поведение хулигана, а не отпетого уголовника. Собственно, это убийство – это такая демонстрация Кремлю… Кремль всё время старается не перейти черту. Он её всё время носом отодвигает вперёд, но всё время старается не перейти. Он сам забывает, где эта черта, но у него есть какое-то представление. Но вот на нас пахнуло после этого убийства не то что – за чертой, а возможно, в Кремле сейчас понимают, что не они получат власть в той конфигурации, в той атмосфере, которую они создают в России.
И заметим действительно очень важную вещь, что обычно у нас так устроена власть, что Путин всё берёт на себя. Вот история с Савченко. Как совершенно правильно пишет адвокат Савченко Илья Новиков: «Кто решил устроить этот жуткий позор с Савченко?» Фактически решил устроить это какой-то следователь Маньшин, подчиненный, кстати, того же самого генерала Дрыманова, который вместо того, чтобы честно написать: «Ребята, давайте поищем в другом месте», поскольку это было выгодно его карьере, написал, что вот… давайте Савченко. Почему случился, условно говоря, «закон подлецов» о сиротах? Потому что Кремль зачем-то стал охранять от американского правосудия людей, которые украли из российского бюджета свыше 700 миллионов долларов. Тот факт, что появился «список Магнитского» и люди, укравшие деньги из российского бюджета, оказались под вниманием американского правосудия, было воспринято, как наглость.
То есть это, видимо, ещё один из расчетов убийц, что Кремль всегда отмазывает своих, Кремль никогда не выступает против. Вот в данном случае мы видим, довольно жёсткая реакция: в течение недели арест. То есть здесь явно Путин не захотел эту историю брать на себя. Мне даже страшно представить себе, какие там будут объяснения. И обратите внимание, что убийцы явно не ожидали, что их задержат. Просто нет такого дурака, который поедет убивать, ожидая, что он сядет. Хотя непонятно, почему, потому что я напомню, что исполнителей задерживали и в других случаях. Задерживали братьев Махмудовых, убийц Политковской. Задерживали Асланбека Дадаева и Элим Пашу Хацуева – это убийц бывшего депутата Госдумы Руслана Ямодаева. Кстати, тоже Дадаев, которого признали непосредственным исполнителем преступления, тогда получил 20 лет. То есть убийцы наверняка считали, что у них наверху всё схвачено и не надо беспокоиться.
Но меня вот ещё интересует: а вот те люди, которые двигали убийцами, они тоже считали, что у них всё схвачено или наоборот, ещё раз повторяю, это была попытка демонстрации Кремлю своей власти?
Ещё одна важная вещь, которую я хотела сказать по поводу убийства Немцова ещё на прошлой неделе, что, кстати говоря, помните, Владимир Владимирович насколько лет назад по поводу Немцова произнес слово «поураганили». Что вот там, в 90-е годы Немцов и компания, что все они воровали… Но вот сейчас мы видим, как жил, как умер Немцов, как он ходил без охраны, как он ходил пешком, как он ходил через мост. И представьте себе, условно говоря, высокодуховного Якунина с его шубохранилищем. Вот больше или меньше нажили эти высокодуховные друзья, которые сейчас входят в окружение Путина, денег, чем Немцов?
Код доступа, Радио "Эхо Москвы", 7.03.2015
Источник: echo.msk.ru
Odessa Daily
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален