Odessa Daily Афиша Одессы
Выставка «Дружба длиною в жизнь»
Odessa Daily
27 октября 2014 в 16:00Одесский муниципальный музей личных коллекций имени А. В. Блещунова представляет 31 октября – 30 ноября 2014 года выставку «Дружба длиною в жизнь».
31 сентября, 2014 года, 15:00 в выставочном зале Одесского муниципального музея личных коллекций им. А. В. Блещунова (Польская, 19) откроется выставка, приуроченная к 100-летию Раисы Эммануиловны Нудельман (1914 – 1995) и Дины Михайловны Фруминой (1914 – 2005).
На выставке будут представлены более 20-ти живописных работ на выставке в жанре портрета, пейзажа и натюрморта. Кроме того, о личностях Раисы Эммануиловны и Дины Михайловны расскажут фото из семейных архивов авторов и предметы коллекционирования семьи Минкус-Нудельман из фондов музея.
Наталья Андрущенко, куратор выставки: «Это выставка о двух красивых женщинах, художниках с очень разными судьбами, которых дружба объединила на долгие-долгие годы – длиною в жизнь. Имя Раисы Эммануиловны Нудельман (1914 – 1995) сегодня известно немногим ценителям живописи. Возможно, причина этого – в её жизненных и художественных установках, особенностях понимания ценности жизни и искусства. Как художник, она сложилась в 20-30-е гг., когда училась в Одесской художественной школе и Одесском художественном институте. Её учителями были
М.А. Гершенфельд, Л.Е. Мучник (живопись и рисование), М. Молинари (скульптура), а затем
М.И. Жук, М.Д. Муцельмахер, Т.Б. Фраерман, Р.Э. Нудельман в равной мере были чужды как бурные эстетические искания XX века, следование быстро проходящей моде, так и лавры художника официального искусства, искусства «социалистического реализма». Во всём – в окружающей её действительности, в людях – Раиса Эммануиловна больше всего ценила гармонию. Вот, наверное, почему, вернувшись после эвакуации в Башкирию и короткого послевоенного периода жизни в Москве на родину, в Одессу, она пишет, как считали критики, для себя. Семейное счастье с Борисом Адольфовичем Минкусом, которое само по себе может быть названо произведением искусства, избавило Раису Эммануиловну от многих унизительных забот, и она занимается любимым делом, что называется, в своё удовольствие. Как, собственно, и должен творить настоящий художник».
Из воспоминаний Д. М. Фруминой: «Случаи бывают разные: несчастные, о которых упоминать не хочется, и счастливые. Вот такой счастливый случай произошел со мной. Когда мне было 15 лет, я поступила в Одесскую художественную школу. С Раисой Эммануиловной мы сидели за одной партой на теоретических занятиях. На практических занятиях мы были в разных мастерских: я была ученицей Михаила Гершенфельда, а Раиса Эммануиловна была в мастерской Моисея Мучника. Это были мастерские противоположных направлений — в какой-то степени антагонистических, но на нашей дружбе это не сказалось. Раиса Эммануиловна была всесторонне одаренным человеком, не только тонко чувствующим цвет живописцем, но и человеком поэтического строя. …В 1951 году она впервые после войны приехала в родной город, и они встретились с Минкусом. В 1952 году Раиса Эммануиловна стала супругой Бориса Адольфовича и переехала в Одессу. Вот с тех пор мы уже здесь поддерживали дружеские отношения. Не то, чтобы поддерживали, просто они были органическими, закономерными и постоянными. Летом я часто бывала у них на даче. Там было когда-то очень хорошо. …Раиса Эммануиловна — чудесный живописец. Я настолько неравнодушна к ее творчеству, что не могу оценить, что лучше, что хуже. В принципе, она живописец высокого толка, живописец-станковист. Причем, особенно это ценно сейчас для обозрения и для нынешнего поколения, потому что станковая живопись как таковая исчезает, и традиции южнорусской школы стираются. А вот в ее произведениях это живо. …Я рада, что произведения Раисы Эммануиловны нашли такой прекрасный приют — в музее Блещунова».
Выставка «Дружба длиною в жизнь» будет работать в Музее личных коллекций
им. А. В. Блещунова до 30 ноября.
Odessa Daily